Конспект занятия для детей компенсирующей группы по познавательному развитию Воздух вокруг нас


Организация непрерывной образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности детей с тяжелыми нарушениями речи.
Тема: «Воздух вокруг нас»
Автор конспекта НОД Рязанова В.В. воспитатель высшей категории МБДОУ № 18»Светлячок» г. Большой Камень
Цель: Формирование у детей представлений о свойствах воздуха экспериментальным методом.
Задачи приоритетной образовательной области: сформировать познавательную активность в процессе экспериментирования, навыков постановки элементарных опытов.
Задачи ОО в интеграции: 1.Социально–коммуникативная.
Задачи: Развитие социального и эмоционального интеллекта, формирование готовности к совместной деятельности.
2. область – Речевое развитие.
Задачи: Продолжать развивать связную речь, как средство общения, поощрять попытки ребенка делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями.
3.область – Физическое развитие.
Задачи: учить выполнять определенные движения, развивать мелкую и общую моторику.
4.область – Художественно-эстетическое развитие.
Задачи: учить технике рисования воздухом, кляксография.
Предпосылки учебной деятельности: формировать умение опытным путем познавать свойства воздуха, используя различные предметы для экспериментов, использовать знаки – символы, умение договариваться, формирование адекватной самооценки.
Целевые ориентиры: Ребенок овладевает основными способами познавательно-исследовательской деятельности, способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
Предполагаемые результаты: Дети познакомятся со свойствами воздуха.
Предварительная работа: Разучивание п. игры «Четыре стихии». Изготовление вееров вместе с детьми, чтение экологических сказок о воздухе. Рассматривание иллюстраций «Как сохранить воздух чистым».
Чтение стихотворений, загадок о воздухе.
Словарная работа: активизировать словарный запас, пополнить словарный запас; воздух прозрачный, невидимый, свойства воздуха, кляксография.
Современные педагогические технологии: здоровьесберегающие технологии, технология исследовательской деятельности, информационно-коммуникативные технологии, личностно- ориентированные технологии.
Оборудование для педагога: флэшка с фрагментом мультфильма, гелиевые шары с коробочкой, символы свойств воздуха, прозрачная емкость для воды,
салфетка цветная, веер, полиэтиленовый пакет, шары разной формы.
Оборудование для детей: полиэтиленовые пакеты, дудочки, веера, губки, емкости с водой, трубочки для коктейля, гуашь, кисточки, белые кленовые листочки. Кружочки желтые, зеленые, воздушные шары.
Ход занятия
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Дети становятся в круг: « Доброе утро и всем улыбнись
Слева и справа друзьям поклонись
Будем дружить, помогать всем всегда
Вы согласны? Ответьте мне…….
Дети: « Да!»
Дети протягивают руки в центр круга, делают «лучики»:
Говорят: «Солнышко, солнышко
Мы твои лучи, быть людьми хорошими
Ты нас научи!!!
Обращаю внимание детей на мультфильм, предлагаю присесть на ковер.
Дети смотрят фрагмент мультфильма, где герои Вася и Петя спорят о свойствах воздуха.
Неожиданно влетают гелиевые шары с коробочкой, в коробке записка, предлагаю детям прочитать. «Вася и Петя просят помочь в их споре, рассказать им о свойствах воздуха»,
Предлагаю детям помочь Васе и Пете
В.- Вы готовы помочь Васе и Пете? (да)
В. – Для того чтобы помочь нам нужно превратиться в ученых
В. – Кто знает кто такие ученые? (ответы детей)
В. – Вокруг себя повернись и в ученых превратись!
В. – И так уважаемые ученые, одеваем шапочки и проходим в нашу лабораторию.
В. – предлагаю загадку: «Мы его не замечаем и о нем не говорим
просто мы его вдыхаем, он нам так необходим». (ответы детей)
В.- Ребята, как вы думаете, здесь в зале есть воздух? (ответы детей)
В.- Мы его видим? Значит какое первое свойство воздуха?
Д.- Воздух невидим
В. – Давайте положим в коробочку Васе и Пете первый символ свойства воздуха – воздух невидим (кладу в коробочку с шариками первый символ)
В. – Ребята., давайте убедимся ,что воздух в зале есть. Возьмите полиэтиленовые пакеты, взмахните ими и закрутите. Были пакеты бесформенными, стали какими? (упругими) Почему? (ответы детей)
В. – Правильно, в пакете воздух! Что можно накачать воздухом?
Д.- колеса у машины, лодку резиновую, спасательный круг …….
В. – Давайте попробуем воздух на вкус. Глотните воздух, есть у воздуха вкус?
Д. – вкуса нет, это второе свойство воздуха.
В. – Еще один символ свойства воздуха положим в коробочку Васе и Пете.
В. – Уважаемые ученые, как можно почувствовать воздух? Кто догадался?
Д. – можно помахать на себя веером.( дети берут веера машут на себя несколько раз)
В. – Какой можно сделать вывод?
Д. – движение воздуха – это ветер
В. – Положим в коробочку для Васи и Пети еще один символ свойства воздуха, какой?
Д. – движение воздуха – ветер
В. – Какой бывает ветер? ( холодный, теплый, слабый, штормовой..)В. –Давайте уважаемые ученые подумаем, можно ли услышать воздух?
Д. – давайте подуем в дудочки ( дети берут дудочки , играют с дудочками)
В. – Мы слышим воздух? Почему? ( ответы и рассуждения детей)
В. – Какой следующий символ положим в коробочку для Васи и Пети? Кто скажет?
В. – обращаю внимание детей на шары разной формы и резиновую перчатку наполненные воздухом
В. – Чем наполнены эти предметы? ( воздухом) Как вы думаете , воздух имеет форму?
Д. – ответы детей, дети доказывают ,что воздух не имеет формы
В. – Это следующее свойство воздуха – воздух не имеет формы, он принимает форму того предмета, в который его поместили.
В. – Коробочка для Васи и Пети наполняется, символ этого свойства воздуха мы положим в коробочку.
В. –Уважаемые ученые проходим в следующий зал нашей лаборатории.
( на столе стоят емкости с водой и губки)
В. – возьмите губки и рассмотрите их, что вы увидели?
Д.- на губке дырочки, наполненные воздухом
В.- Губка по весу какая? (легкая)
В. – Опустите губку в воду и прижмите ко дну емкости, что увидели?
Д.- пузыри, воздух выходит из губки
В. – Выньте губку из воды, какая она стала? (тяжелая) Почему?
Д. – воздух вышел из губки , дырочки наполнились водой, губка стала тяжелой .
В. – Какое свойство воздуха мы узнали? ( воздух легче воды)
В. – это свойство воздуха мы тоже положим в коробочку.
В. – Ребята, воздухом можно рисовать - называется этот способ рисования-
Кляксография. Хотите попробовать? ( дети садятся за столы,)В. – показываю белый кленовый листочек и предлагаю превратить его в красивый осенний кленовый лист. Дети вместе с воспитателем наносят кистью кляксы и с помощью коктейльной трубочки раздувают краску.
В. – Ребята посмотрите какая красота получилась, давайте порадуем наших гостей и подарим им кленовые листочки, пусть они тоже порадуются.
В. – Уважаемые учение вы сегодня много работали, молодцы!
Теперь я хочу показать вам фоку , смотрите внимательно.
(воспитатель в пустой стакан помещает салфетку, дети видят что она сухая,
Переворачивает стакан и опускает его в емкость с водой, потом достает стакан, обращает внимание на то, что салфетка сухая. Повторяет еще раз.
В. – Почему салфетка сухая, как вы думаете? (ответы детей)
Воспитатель повторяет опыт, при этом наклоняет стакан и выпускает воздух, салфетка намокает)В – Почему салфетка намокла?
Д. – Воздух вышел и салфетка намокла.
В. – Молодцы, вы настоящие ученые! А сейчас возьмите кружочки, один красный, другой зеленый.( дети берут кружочки на столе)
В. – Так что же мы сегодня узнали о воздухе? Я буду говорить утверждения, а вы если согласны, поднимаете зеленый круг, если не согласны, красный.
В. – Воздух вокруг нас
Движение воздуха – ветер
Воздух имеет вкус
Воздух не имеет формы
Воздух имеет цвет
Воздух нужен всем
Воздух легче воды
В. – Спасибо за работу, за умные головы, аккуратные руки, острый слух, внимательные глаза и хорошее настроение.
Коробочка для Васи и Пети с символами о свойствах воздуха готова, я думаю, мальчики узнают о свойствах воздуха и не будут спорить. Сей час я открою окно и выпущу шары и пусть они летят к мальчикам. ( воспитатель открывает окно и выпускает шары. Обращает внимание на коробочку, которую оставили Вася и Петя для детей, открывает и раздает воздушные шары детям.
В. – Уважаемые ученые, что нового вы сегодня узнали? Какой опыт
Показался интересным больше всего? (рассуждения детей)
В.- А сейчас вокруг себя повернись и в детишек превратись!
Спасибо!