Консультация для родителей Адаптация ребенка в детском саду.



Консультация для родителей
по теме
«Адаптация ребёнка в детском саду»




Цель консультации: Рассмотреть особенности протекания адаптации у детей поступающих в ДОУ.
Поступление ребёнка в детский сад вызывает, как правило, серьёзную тревогу у взрослых. И она не напрасна: изменение социальной среды сказывается и на психическом, и на физическом здоровье ребёнка. Изменение условий среды и необходимость выработки новых форм поведения требует от ребёнка огромных усилий, вызывают появление стадии напряжённой адаптации к детскому саду.
Как убедиться, что малыш готов к поступлению в сад, что можно сделать, чтобы помочь ему привыкнуть к новой обстановке, и как понять, нормально ли он адаптируется или ему требуется помощь. Разберёмся вместе.
Родитель: Как определить психологическую готовность ребенка к саду?
Большинство детей приобретают психологическую готовность к детскому саду в 3–4 года.
Это и умение ребенка общаться с другими детьми, то есть уметь делиться или меняться игрушками, не отнимать игрушки у других детей и не драться с ними. Но самое главное  это умение расставаться с мамой. Сами понимаете, если ребенок впервые расстанется с мамой в первый день в детском саду, то ничего хорошего из этого не выйдет. Так что ваша задача  заранее приучить ребенка к тому, что вы можете отсутствовать.
К этому возрасту ребенок уже:
владеет простейшими навыками самообслуживания (просится на горшок, ест и пьет сам) и проявляет интерес к самостоятельности в быту (есть из ложки, умываться, одеваться)
может объясниться словами, рассказать, попросить о чем-то
может оставаться некоторое время без мамы
может играть самостоятельно
днем засыпает сам, достаточно быстро и спокойно, у него один сон днем;
в основном легко идет на контакт с детьми и взрослыми, умеет просить и оказывать помощь
любит играть и общаться с другими малышами, даже не знакомыми ему
любит различные игры, занятия (творческие и интеллектуальные)
интересуется новым, задает вопросы
А также:
у него нет чрезмерной привязанности к кому-либо из взрослых
у малыша в основном устойчивое положительное настроение дома
Его режим приближен к режиму детского сада (легко встает утром, вечером рано засыпает).
Родитель: Как помочь ребенку привыкнуть к новому этапу в его жизни?

Подготовка малыша к посещению детского сада должна начинаться не позже чем за месяц до поступления в него. Психологи считают, что самый лучший способ познакомить малыша с новой для него ролью и пространством  игра в детский сад. Проигрывайте как положительные (праздники, прогулки, совместные игры), так и трудные ситуации (необходимость делать то, что говорят, кушать то, что предлагают, соперничество за одну игрушку и так далее).
Важный момент  проигрывание расставания с мамой. Можно играть в прятки (маму не видно, но она обязательно найдется) или «клубочек и ниточку» : показывать ребенку, что даже отматывая нитку на большое расстояние, мама всегда остается вместе с ребенком, и между вами такая волшебная нить есть всегда.
Малышу может быть еще непонятно, что такое «мама пошла на работу», поэтому важно рассказывать ему о своей работе, о том, что в вас нуждаются люди. Ему также важно знать, как мама по нему скучает и ждет встречи вечером. Рассказ о том, как вы вместе проведете вечер и выходные дни, может утешить малыша по дороге в детский садик больше, чем внушение ему установки «Все туда ходят, и никто не плачет».
Будет здорово, если у малыша уже есть опыт общения со сверстниками в кружках, на развивающих занятиях или просто в «детских» гостях.
Также по возможности организуйте малышу экскурсию в садик  на территорию и в группу. Можно познакомиться заранее с воспитателями.
Полезно научить ребенка навыкам самообслуживания и соблюдению простых правил детского сада: надо мыть руки перед едой, вешать одежду на стульчик, говорить вежливые слова, убирать за собой игрушки.
Родитель: Сколько длится период адаптации к саду и как проявляется в поведении ребенка в саду и дома?
Обычно выделяют три варианта адаптации малыша к детскому саду  легкая адаптация, средняя и тяжелая.
Легкая адаптация происходит в течение месяца: нормализуется поведение, аппетит становится обычным через неделю-полторы, сон налаживается за 1–2 недели, малыш не болеет.
Адаптация «средней тяжести»: сон и аппетит приходят в норму через 3–5 недель, в течении месяца настроение может быть неустойчивым. Малыш может на несколько дней заболеть ОРВИ.
Не стоит остро реагировать на выходки ребенка дома и наказывать его за капризы. Сохраняйте спокойствие, терпение и заботливую внимательность. У него нелегкий период в жизни. Не слишком переживайте и не создавайте сверхкомфортные условия при болезни малыша  чтобы у него не появилось предпосылок убегать от жизненных трудностей в болезнь. Дети быстро настраивают нужным образом иммунную систему, чтобы устраивать себе «каникулы». Внимания во время болезни надо оказывать столько, сколько действительно необходимо. Стоит создать условия, показывающие, что болеть  скучно, а вот при выздоровлении к ребенку возвращается возможность самостоятельно играть.
Нельзя совсем не обращать внимания на переживания малыша: тактика «ничего, пострадает и перестанет, все привыкают» может нарушить ваше взаимное доверие, а также негативно повлиять на отношение малыша к общественным институтам в целом (школе, кружкам, лагерям). Важно, чтобы ребенок знал, что вы его поддержите в любой момент и поможете наладить новые отношения
О тяжелом протекании адаптации говорят, когда и после месяца-полутора у малыша сохраняются симптомы дезадаптации:
Он длительно и серьезно болеет.
Замедляется темп развития.
У него часто резко меняется настроение.
Нарушены сон и аппетит.
У малыша может отмечаться рвота, головные боли, энурез, тики, запинки в речи, апатия, нестабильная температура тела при отсутствии заболеваний, беспокойный сон и плач по ночам, раздражительное настроение, приступы гнева, истерики.
Он «прилипчив» или наоборот не доверяет родителям, ведет себя как маленький
Появились новые страхи и невротические движения (раскачивание, сосание пальцев, гримасы, агрессия).
После садика он двигательно расторможен (носится, кричит).
В группе ни с кем из ребят не общается.
При этой форме адаптации  обязательно необходимо наблюдение и консультация врача и психолога.

Советы родителям по адаптации к детскому саду.
- Создайте  условия  для  спокойного  отдыха  ребёнка  дома. В это  время  не  стоит  водить  его  в  гости  в шумные  компании, связанные  с  поздним  возвращением домой, а  также  принимать  у  себя слишком  много  друзей. Малыш  в этот  период  слишком  перегружен  впечатлениями, не следует ещё  больше  перегружать  его  нервную  систему.
- В присутствии  ребёнка  всегда  отзывайтесь положительно  о  воспитателях  и саде. Даже  в том  случае, если  вам  что- то  не  понравилось. Если  ребёнку  придётся  ходить  в этот сад  и  эту  группу, ему  будет легче  это  делать, уважая  воспитателей.
- В выходные  дни  не меняйте режим  дня  ребёнка. Можно  позволить  ему поспать  чуть  дольше, но  не  нужно позволять  отсыпаться  слишком  долго, что  существенно  может  сдвинуть  распорядок  дня. Если ребёнку требуется  выспаться, значит, режим  сна у  вас  организован неверно, и, возможно, ваш  ребёнок  слишком  поздно  ложится вечером.
- Не отучайте  ребёнка  от вредных  привычек(например от соски) в  период  адаптации, чтобы не  перегружать  нервную  систему  ребёнка. У него  в  жизни  сейчас  слишком  много  изменений, и  лишнее  напряжение  ни к  чему.
- Постарайтесь, чтобы  дома  малыша  окружала  спокойная  и бесконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте  ребёнка, гладьте  его  по  голове, говорите  ласковые  слова. Отмечайте его  успехи, больше  хвалите, чем  ругайте. Сейчас  ему  нужна  ваша  поддержка!
- Будьте  терпимее  к  капризам. Они  возникают из-за  перегрузки  нервной  системы. Обнимите  ребёнка, помогите  ему  успокоиться  и  переключите  на  другую  деятельность (игру). Не  ругайте  его  за то, что  он  плачет  и  не  хочет  идти  в  детский  сад.
- Дайте  в  сад  небольшую  игрушку (лучше  мягкую; также это  может  быть любой  безопасный  предмет, принадлежащий  маме). Малыши  этого  возраста  могут  нуждаться  в  игрушке  - заместителя  мамы. Прижимая  к  себе  что-то  мягкое, которое является  частичкой дома, ребёнок  гораздо  быстрее  успокоится.
- Организуйте  утро  так, чтобы  день и у вас, и у  малыша  прошел  спокойно. Больше всего  родитель и  ребёнок  расстраиваются  при  расставании.  Главное  правило  таково: спокойная  мама – спокойный  малыш. Он «считывает» Вашу  неуверенность  и  ещё  больше  расстраивается.
- Дома  и  саду  говорите с  малышом  спокойно,  уверенно. Проявляйте  доброжелательную  настойчивость при  пробуждении, одевании, а в  саду- раздевании. Разговаривайте  с ребёнком  не слишком  громким,  Но  уверенным  голосом, озвучивая все, что  вы  делаете. Иногда  хорошим  помощником  при  пробуждении  и  сборах  является  та  самая  игрушка, которую  ребёнок  берёт  собой  в  садик.
- Призовите  на  помощь  сказку  или  игру. Вы можете  придумать  свою  сказку  о том, как  маленький  мишка  впервые  пошел  в садик, и  как ему  было  неуютно  и немножко  страшно, и  как  потом  он  подружился  с  детьми  и  воспитателями. И в сказке, и в  игре  ключевым  моментом  является  возвращение  мамы  за  ребёнком, поэтому  ни в коем  случае  не прерывайте  повествования, пока  не  настанет этот  момент. Все это  и  затевается,  чтобы  малыш  понял: мама обязательно  за  ним  вернётся!
- Пусть  ребёнка  в  детский  сад  отводит тот  родитель  или  родственник, с  которым  ему  легче  расстаться. Воспитатели заметили, что  с  одним  из  родителей ребёнок  расстаётся  относительно  спокойно, а  с другим никак  не  может  отпустить  от  себя, продолжая  переживать после его  ухода.
- Обязательно  говорите,  что  вы  придёте, и  обозначьте  когда (после  прогулки, или  после  обеда, или после того, как он  поспит  и  покушает).Малышу  легче  знать, что за  ним  придут  после  какого- то события, чем  ждать  каждую  минуту. Не  задерживайтесь, выполняйте  свои  обещания! Нельзя  обманывать  ребёнка, говоря, что  вы придете  очень  скоро, даже  если  малышу,  например, предстоит  остаться  в  детском  саду  полдня.
- Придумайте  свой  ритуал  прощания. Например, поцеловать, помахать  рукой,  сказать «пока». После  этого  сразу  уходите: уверенно и не  оборачиваясь.  Чем  дольше  вы  топчитесь  в  нерешительности, тем  сильнее  ребёнок  переживает.



Ўђ Заголовок 1ђ Заголовок 2Ўђ Заголовок 3№ђ Заголовок 415