Сценарий открытого проектного занятия Мастерство Бунина-прозаика Началом является технологическая карта.


Подготовительный этап:
Звучит аудиозапись отрывка из рассказа «Антоновские яблоки».
Вступительное слово учителя:
«Трудно говорить о такой безмерности, как поэт. Откуда начать? Чем закончить?» - писала Марина Цветаева. С чего начать cегодняшний урок литературы? Мне подумалось, что лучшим вариантом будет обращение к художественному тексту, к слову, т.к. мы будем говорить об одном из самых ярких поэтов, писателей русской литературы ХХ века, непревзойденном мастере слова – Иване Алексеевиче Бунине.
Демонстрируется портрет писателя.
«Читая Бунина, мы убеждаемся, как много поэзии в нашей прозе и как обыкновенное сродни высокому». (Ю. И. Айхенвальд). Дело в том, что сам Бунин был убежден, что не должно быть деления художественной литературы на прозу и стихи: «К прозе не менее, чем к стихам, должны быть предъявлены требования музыкальности и гибкости языка». И вы только что услышали, как эти требования реализовались в шедевре его прозы – рассказе «Антоновские яблоки».
Музыка выключается.
3. Формулирование темы и проблемы урока.
- Итак, добрый день, мои дорогие! Как вы уже поняли, разговор наш пойдет о лирической прозе Ивана Бунина. Под термином «лирическая проза» в литературоведении принято понимать произведение любого прозаического жанра, эмоционально насыщенное, пронизанное авторским чувством.
Произведения Бунина включены в школьную программу начальных, средних и старших классов, поэтому у вас уже есть опыт их прочтения. Какие рассказы или повести Ивана Алексеевича вспоминаются вам? Что вы читали к этому уроку?
- Вспомните те минуты, когда вы держали в руках книги Бунина. Какие ощущения переживали вы, читая их? Как слушались вам сегодня бунинские строки? Как воздействует на вас Бунин? Каким настроением проникнут рассказ? (печаль, грусть, нежность)
- А вот как поделился своими ощущениями от рассказа «Антоновские яблоки» Александр Трифонович Твардовский: «Когда Бунин вводит нас в раннее весеннее легкоморозное утро, на подворье захолустной степной усадьбы, где хрустит ледок, натянутый над вчерашними лужицами, или в открытое поле, где из края в край ходит молодая рожь в серебряно-матовых отливах, или в грустный поредевший и почерневший осенний сад, полный запахов мокрой листвы и лежалых яблок…- все это приобретает для нас натуральность и остроту лично пережитых мгновений, щемящей сладости личного воспоминания». Такова сила воздействия Бунина на читателя!
- И еще одно признание: «Бунин никогда не навязывает себя читателям», «бунинские описания …воспринимаются… всеми пятью чувствами». Какими? (зрением, обонянием, слухом, вкусом и осязанием).
- Как бы вы после всего услышанного сформулировали тему нашего урока?
В 1933 году Ивану Алексеевичу Бунину была присуждена Нобелевская премия с формулировкой «За строгий артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе типичный русский характер».
- Какие слова ключевые? Подберите синонимы к нему (дар, способность, мастерство).
«Мастерство Бунина-прозаика»
(на примере рассказа «Антоновские яблоки»).
- Какие вопросы можно сформулировать к теме урока? Прием «Мозговой штурм»
Варианты вопросов: «Почему Бунина считают мастером прозы?», «В чем состоит творческая индивидуальность писателя – прозаика?», «Каким образом Бунину удается так воздействовать на читателя?»
Этап планирования:
1. Определение источников информации и способов ее сбора:
Где и как найти нам ответы на вопросы?
(Где? в тексте рассказа «Антоновские яблоки», в учебнике по литературе, в критических статьях и книгах по творчеству писателя, Интернет-источниках).
(Как? Организовать наблюдения над композицией, языком, системой образов, настроением и состоянием лирического героя; дать им интерпретацию (толкование); обобщить и систематизировать полученную информацию; оформить и представить ее). 2. Предложение направлений поисковой работы ( с комментариями):
а) В. Ходасевич: «Путь к бунинской философии лежит через бунинскую филологию» – наблюдение над изобразительно-выразительными средствами языка. Если вам интересно это, …
б) Б. Зайцев: «У Бунина почти звериный глаз, нюх, осязание» - работа с образами-символами рассказа.
в) Современник Бунина: «Описывает все, что попадает под руку» - импрессионизм в рассказе.
г) В. Набоков: «У Бунина все прекрасно, все равномерно» - определение тематического и идейного содержания рассказа.
д) Ю. Айхенвальд: «Из одиноких страданий личности выводит Бунин мысль о вечности красоты, о связи времен и миров» - наблюдение над душевным состоянием героя.
3. Выбор оптимального пути решения проблемы:
а) в соответствии с четырехчастной композицией рассказа (каждая группа работает над одной частью рассказа);
б) работа каждой группы по одному направлению.
- Какой путь решения проблемы вы считаете наиболее эффективным? (Вероятнее всего, второй).
4. Формирование групп. Определение цели и задач для каждой группы. Распределение обязанностей внутри группы. Выбор формы конечного продукта.
- Представляю сформировавшиеся по интересам группы: «Филологи», «Литературоведы», «Искусствоведы», «Читатели», «Психологи». Каковы задачи каждой группы? (раздаю карточки с перечнем вопросов).
-Вспомним правила успешной проектной деятельности.
В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
Команды не соревнуются.
Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.
Все должны проявлять активность и вносить вклад в общее дело.
Ответственность за конечный результат несут все члены команды.
- Ознакомьтесь с заданиями. Распределите обязанности внутри группы. Обсудите, в какой форме вы можете оформить результат поисковой работы. Это могут быть статья, эссе, презентация, видеоролик, кластер, стихотворение…
Хронометраж. На самостоятельную работу вам отводится всего лишь один урок.
III. Самостоятельная работа в группах:
Поисковая работа в соответствии с заданиями.
Обработка информации.
Оформление работы и подготовка к защите.
IV.Контрольно-оценочный этап: защита и критериальная оценка мини-проектов.
Критерии оценивания:
V. Этап рефлексии:
настроения - прием «Незаконченные предложения»;
деятельности – прием «Лестница успеха»;
VI. Заключительное слово.
Иван Алексеевич Бунин – великолепный мастер прозы, почетный академик Российской Академии Наук, был дважды награжден Пушкинской премией, в 1933 году стал первым из русских писателей лауреатом Нобелевской премии. Это было мировое признание таланта И. А. Бунина и русской литературы в целом. Прекрасный язык, образность, точность, выразительная сила, тонкий психологизм – это лишь некоторые черты его стиля, уходящего корнями в русскую классику. «В своих чистых и строгих очертаниях Б. дает образец благородства и простоты». (Ю. Айхенвальд).
КАРТОЧКА №1.
Какие изобразительно-выразительные средства использовал И. А. Бунин в рассказе «Антоновские яблоки»? Помогает ли «бунинская филология» постичь бунинскую философию? О чем размышляет писатель? В чем состоит, по Бунину, тайна бытия? Найдите предложение, в котором сфокусирована эта философская мысль.

Каждый писатель – оригинальная языковая личность со своей лексикой и особым синтаксисом. Бунин – ярчайший пример тому. Может быть, самый главный дар, который Бунин обрел еще в юности, - это дар русской речи, приобщение к Слову в его чистом, ясном виде. Какие факты биографии писателя подтверждают это?
Сформулируйте ответ на главный вопрос урока: «Почему Бунина считают мастером прозы?»
_____________________________________________________________________________
Сегодня я открыл(а) для себя…
Меня удивило…
Возникли неожиданные мысли о …
Я похвалила бы себя за …
Мне было трудно …
Я чувствую…
Сегодня мне удалось…
К сожалению, …
КАРТОЧКА №2
«Антоновские яблоки» - удивительный рассказ, наполненный запахами, звуками, цветом. Какими? Проследите, меняются ли они в каждой части? Что хочет сказать автор этим? Ответы занесите в таблицу.
О чем говорится в части? Какие
запахи ощущаете? Какие звуки слышите? Какова цветовая гамма? Какое настроение преобладает в части?
Какой художественный образ является, по-вашему, центральным? Что он символизирует?
Сформулируйте ответ на главный вопрос урока: «Каким образом Бунину удается так воздействовать на читателя?»
КАРТОЧКА №3
Рассказ Бунина вызвал недоумение критиков-современников: «Описывается все то, что попадает под руку». Действительно, привычной сюжетной линии рассказ не имеет. Это рассказ-воспоминание, рассказ-впечатление. В этом смысле можно считать его импрессионистским. Вспомните, что такое импрессионизм.
Найдите работы русских художников-импрессионистов ХIХ века. Какие из них могут служить иллюстрациями к рассказу «Антоновские яблоки»? Отражают ли они изменчивость, подвижность внутреннего мира лирического героя, природы?
Сформулируйте ответ на главный вопрос: «В чем состоит творческая индивидуальность писателя И. А. Бунина?»
__________________________________________________________________________
КАРТОЧКА №4
1. Почему мы, читатели, испытываем затруднение при подготовке пересказа содержания этого рассказа? Что лежит в основе рассказа?
2. Что вспоминается лирическому герою в каждой части?
3. В каком году написан рассказ? Что символизирует эта дата? Какова тема рассказа?
4. Каков основной лейтмотив рассказа? В чем, по-вашему, заключается идея рассказа?
5. В каких произведениях русских классиков мы встречаемся с темой угасания дворянских гнезд?
6. Сформулируйте ответ на вопрос: «В чем заключается мастерство писателя Бунина?»
КАРТОЧКА №5
Проследите, как меняется душевное состояние лирического героя. Заполните таблицу.
О чем говорится в части? Возраст лирическогогероя Душевное состояние героя
(его настроение, чувства)
Напишите в тетради эссе на тему: «Читая Бунина, я испытываю…» Опишите в нем и свое душевное состояние.
Сформулируйте ответ на вопрос: «Актуален ли Бунин в ХХI веке?»
Дополнение к карточке 1.
Нет, не пейзаж влечет меня,
Не краски я стремлюсь подметить,
А то, что в этих красках светит,-
Любовь и радость бытия. И. Бунин.
Благодаря этому дару, в 1901 году, в сущности, еще молодой поэт, Иван Бунин получил престижную премию – Пушкинскую, и позже, спустя три десятилетия, - Нобелевскую. Он стал первым русским писателем, удостоившимся этой награды. Вспомним формулировку к Нобелевской премии Бунина: «За строгий артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе типичный русский характер».
К карточке №2.
«Бунин обоняет мир всегда и везде; он слышит и передает запахи – и дивные, и отвратительные, и утонченные, и непередаваемо сложные. Он умеет показать вещь через ее запах с такой яркостью и силой, что образ ее как бы вонзается в душу. Бунин вдыхает мир; он нюхает его и дарит его запахи читателям» А. Т. Твардовский.
По части красок, звуков и запахов, всего того, чувственного, вещественного, из чего создан мир, ни в предшествующей, ни в современной литературе Бунину не было равных. Яблоки, сад – символы дворянской России. Дворянские гнезда угасают, и сад с антоновскими яблоками умирает, исчезает. Заканчивается рассказ картиной прихода зимы. Зима- символ прихода новой эры, неизвестной, чуждой герою. Тема рассказа – увядание дворянских гнезд, прощание с дворянской Россией. Это общая судьба всего дворянского сословия, всей России в целом.
К 3 карточке:
О творческой индивидуальности Бунина-прозаика говорит то, что он различными художественными средствами, лексическим разнообразием старался «опоэтизировать» образ родной земли, соединить эпическое (жизнь русской усадьбы) и лирическое (чувства героя). Это было ново в русской литературе и получило название «лирическая проза». «Если писать о разорении, то я хотел бы выразить только его поэтичность» (И. Бунин). Бунин – поэт и в прозе.
К карточке 4.
В основе рассказа - впечатления, переживания, воспоминания героя, лирические откровения, философские раздумья.
В 1 части – воспоминания о сборе яблок; праздничный день
Во 2 части – описание усадьбы тетки Анны Герасимовны. Благополучие и довольство деревенской жизни.
В 3 части – сцены охоты, чтение книг. Усадьба Арсения Семеныча. Уже нет домовитости.
4 часть – обнаженный сад, первый снег, конец былого величия.
Вывод: темой рассказа является тема постепенного оскудения, разорения дворянских гнезд.
Основной мотив – мотив грусти, упадка, печали. Но он преодолевается поэтизацией прошлого, дворянская усадьба для героя – символ родины, корней рода. В этом идея рассказа. «Как ни грустно в этом непонятном мире, он все же прекрасен», - признавался И. Бунин.
Рассказ «Антоновские яблоки» написан в 1900году, на рубеже веков. Дата эта символична, поэтому привлекает к себе внимание. Она разделяет мир на прошлое и настоящее, заставляет ощутить движение времени, обратиться к будущему.
Рассказ проникнут ностальгией. Несмотря на это, рассказ оставляет ощущение светлой грусти, потому что на протяжении всего произведения наряду с ностальгией слышится восторг лирического героя: «Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!»
Отношение лирического героя: только в памяти остается время счастливой молодости, гармоничного существования с природой, жизнью в деревне. Усадебная жизнь представляется герою «потерянным раем».
Тема угасания дворянских гнезд встречается во многих произведениях: в повести «Старосветские помещики» Н. В. Гоголя, в романе «Обломов» И. А. Гончарова, в романе И. С. Тургенева «Дворянское гнездо», в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад».
О таланте Бунина:
«Чем настойчивее история вовлекала его в общеевропейский круговорот, тем более подчеркнуто культивировал он в себе русского писателя, признанного кристаллизовать главные сюжеты родной литературы, спрятать в своего рода стилистическую теплицу классическое русское слово». А. Н. Архангельский.
Г. В. Адамович: «С величавой простотой и величавым спокойствием он жил чуть-чуть в стороне от шумного, суетливого и самонадеянного века, недоверчиво на него поглядывая и все больше уходя в себя. Он был символом связи с прошлым…как с миром, где…красота была красотой, добро – добром, природа – природой, искусство – искусством».