Конспект урока по литературе на тему И.А. Бунин Кавказ. Тема любви в рассказе

: И.А. Бунин. «Кавказ». Тема любви в рассказе.
.
Цели: образовательная: выявление своеобразия бунинского подхода к теме любви, определение особенностей повествования Бунина И.А.
воспитательная: анализ поступков героев рассказа, воспитание уверенности в своих силах, уважения к точке
зрения окружающих.
коррекционная: развитие логического мышления, эмоционально–волевой сферы, долговременной памяти, речи.

Оборудование:
портрет Бунина И.А.
сборник «Темные аллеи»
поэзия Бунина И.А.
цветные карандаши
наглядность ( «сердца» по 5 на каждого ученика)
-карточки с обозначениями граней любви героев Бунина И.А

I. Слово учителя об исторической обстановке, вынудившей художников уезжать за рубеж.

II. Индивидуальное задание- рассказ о жизни и творчестве Бунина И. А., в том числе о теме любви.
За границей Бунин написал десять книг прозы, в том числе много рассказов и повестей о любви. Любовь всегда была одной из главных бунинских тем. В ней с наибольшей силой проявляются томящие писателя противоречия : прелесть мощи жизни – и обреченность, краткость ее. Любовь может быть краткой и стремительной, как солнечный удар ( один из рассказов так и называется « Солнечный удар», 1925г.), но никогда прочной и долгой.
Мелькнуло блаженство и потянулась прежняя жизнь, теперь. После счастья, вдвойне невыносимая. Герои и героини Бунина гибнут, изменяют любимым, теряют любимых на войне, внезапно уходят в монастырь. Так или иначе, у любви нет будущего. Иногда кажется, что Бунин разлучает или губит героев искусственно, хотя за этими мрачными развязками стоит его давнее убеждение: настоящая любовь слишком близка к смерти.

III. Работа с текстом ( рассказ предварительно прочитан учащимися).
1.Беседа.
Какое впечатление произвел на вас рассказ «Кавказ» ?
Каким настроением он пронизан?
Чему посвящается?
2. Напишите в тетради слово «любовь» дважды на одной строчке.
Отразите ваше настроение в цвете, заштриховав первое слово
«любовь».
3. Обсуждение содержания рассказа.
а) Перескажите сжато сюжет рассказа.
б) Работа по группам.
1 группа: найдите описание окружающей среды в Москве, затем на юге. Объясните их роль.
2 группа: в чем смысл подробного описания действий героя перед тем, как совершить самоубийство?
3 группа: в чем счастье и несчастье героев? Смогли бы эти люди быть впоследствии счастливы?
Выводы: Кто виноват в трагедии, которой завершается рассказ?
Кого осуждает автор и осуждает ли он кого–нибудь?

4. Определение особенности повествования и композиции рассказа
Бунина И.А.
Бунин долгое время жил за границей, не имея возможности вернуться на Родину, поэтому герои Бунина И. А. чаще придаются воспоминаниям и тому, что с ними было.
-Найдите слова со значением воспоминаний.
Особенностью стиля Бунина является упоминание о запахах.
Помимо двух указанных черт стиля Бунина И. А. исследователи выделяют большое количество слов с чувственным значениям
(безнадежно- счастливый вопль, страшное дивное существо, злобная буря).
-Как вы считаете, что является кульминацией и развязкой рассказа?
Докажите ваше мнение.

V. Подведение итогов.
Любовь у Бунина многогранна, он никогда не показывает ее только с одной стороны. Это:
Любовь- солнечный удар;
Любовь–воспоминание;
Любовь- тайна;
Любовь–долг;
Любовь- жизнь и т.д.
Выразите ваше мнение о любви героев этого рассказа, приклеив
« сердца», лежащие у вас на партах. К соответствующим надписям.
Аргументируйте свое мнение.
Изменилось ли ваше мнение о теме рассказа Бунина И. А. «Кавказ» после того . как мы рассмотрели содержание рассказа
и особенности творчества Бунина?
Заштрихуйте второе слово «любовь».
Есть ли разница в цвете?
VI. Домашнее задание. Мини–сочинение « Над чем меня заставил задуматься рассказ И. А. Бунина «Кавказ».
15