Конспект и презентация по литературному чтению на темуА.П.Чехов Белолобый(4 класс СРО Занков)


План – конспект урока А.П.Чехов «Белолобый».
1. Ф.И.О. Скрынникова Наталья Викторовна
2. Место работы МБОУ НОШ им.А.С.Пушкина п.Зимовники Ростовская область
3. Должность учитель
4. Предмет Литературное чтение
5. Класс 4
6. Тема и номер урока в теме А.П.Чехов «Белолобый» 2 урок
7. Базовый учебник Н.А.Чуракова8. Цель урока: создать условия для восприятия содержания рассказа, авторского замысла.
Задачи урока: учить вдумчивому, осознанному чтению, умению получать информацию, соразмышлять и сопереживать;
развивать грамотную, доказательную речь, мышление;
воспитывать чуткое, доброе отношение к природе;
расширять читательский кругозор, повышать интерес к чтению.
9. Тип урока Урок закрепления и актуализации знаний.
10.Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, в парах
11.Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран
12.Структура и ход урока

Структура и ход урока
№ Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
I Организационный момент Приветствие. II Актуализация знаний. Формулировка цели и задач.
Звучит вой волка. (слайд 1)
В густом лесу, среди берез,
Как будто чувствуя вину,
Не проливая лишних слез,
Волчица воет на луну…
- Как вы думаете, почему мы начинаем урок с таких слов?
- Кто автор? Что вы о нём знаете?
- Сформулируйте тему урока. (сл.3)

- Волк – частый герой русских народных сказок. Каким мы знаем его из фольклора?
- А в природе?
- Наша задача - постараться по-другому взглянуть на этого страшного хищника. Попробовать вместе с А. П. Чеховым проникнуть в мир чувств и мыслей волчицы, в мир отношений человека и животного.

- Мы читаем рассказ «Белолобый». Волчица – одна из героев рассказа.( сл.2)

-Чаще всего, в сказках волк бывает глупым и злым.
III
1. Работа по теме урока.
Создание проблемной ситуации
- Назовите героев рассказа.
- Кто главный герой?
- Как же нам решить спор?
- Какие еще есть предложения по решению нашего спора?
Белолобый, волчица, сторож Игнат
Мнения разделяются. Одни ребята считают главным героем Белолобого, другие – волчицу.(сл.4)

- Вспомнить определение главного героя.
«Герой главный - литературный персонаж, наиболее вовлеченный в действие, чья судьба — в центре событий”.
Однако, спор продолжается, так как оба персонажа соответствуют этому определению.
2 Краткий пересказ. (сл.5)

- Что видите? Расставьте иллюстрации в нужной последовательности и объясните свой выбор.
- А теперь можете сказать, кто главный герой? Нет
3 Работа в паре.
- Давайте попробуем нарисовать портрет волчицы и сравним его с портретом Белолобого.
- Чем будем рисовать портрет: красками, карандашами, мелом?
- Представьте, что вы писатели. Как бы вы описали.
Эту работу предлагаю выполнить в паре.
1 ряд – портрет волчихи
2 ряд – портрет Белолобого.
- У кого какие получились портреты?
- Мы будем рисовать портрет словами.
4
5 Исследовательская работа по тексту. (сл.6)
Работа по группам. Рисование портрета литературного героя (волчихи) по плану.
Дети работают по группам:
1группа - 1 часть рассказа;
2группа - 2 часть;
3группа - читают и обсуждают статью «О волке и волках» из книги И. И. Акимушкина « Мир животных: млекопитающие».
Проверка работы 1 и 2 групп.
- Какой вывод можем сделать?
- Кто же главный герой рассказа?
3 группа ребят озвучивает материал из справочной литературы, подобранный по теме урока.
- Что из услышанного вас удивило, заинтересовало?
- Что общего между рассказом Чехова и этой статьей из справочной литературы?

1 часть
Слабого здоровья, немолодая, мнительная… (с. , )
Заботливая мать. Облизала волчат перед уходом. Думала о том, как бы дома никто не обидел ее волчат.
Автор сочувствует волчихе, жалеет ее.
Он говорит: приходилось кушать. Так уважительно говорят о людях.
Испугалась лая собаки и схватила, что первое попалось в зубы.
2 часть
Не съела щенка, от него сильно пахло псиной,
Описание логова волчихи (с. )Тощий живот. Грызла сухую лошадиную кость.
Приучала детей к охоте, давая поиграть со щенком.
Вспоминала запах ягнят и молока. Грызла старую кость, воображая, что это ягненок.
Вывод. Чехов сумел понять чувства волчихи и донести их до нас. Писатель так изображает героиню рассказа, что она вызывает не только жалость, но и уважение.
Волчиха - главный герой произведения. Смешной глупый щенок - тоже главный герой. Он – причина неудачной охоты волчицы. Оба этих героя находятся в центре описываемых событий.
Дети сами делают вывод о том, что в произведении может быть не один, а несколько главных героев.
« Вообще волки обладают ангельским терпением по отношению к малышам. Вернётся отец с охоты, усталый, хочет спать, но не будет ему покоя! Приходится развлекать своих чад.
А отношение волков к малышам, даже чужим заслуживает не только похвалы – подражания! Если погибнут родители, другой волк, найдя волчат, вскормит их, вспоит, научит жить.
У волков дружная семья, но их щедрость простирается не только на своего брата. Волк не тронет песца, ворующего припрятанную волком добычу. Он добр к вороне, сороке, лисе. Он способен исторгнуть из своего желудка кусок мяса и для собаки.
Горе собрата их трогает. Однажды нашли волки ежа – один исколол морду в кровь. Другие поглядывают на раненого и тихонько скулят, выражая сочувствие».
« А ещё мы любим поиграть. Особенно любим прыжки. Прыгаем вертикально вверх – свечкой (хорошо, что задние ноги у нас сильные), один перепрыгивает через другого. Чехарда, да и только! Играем в кошки – мышки.
Вы не смейтесь, но волки и улыбаться умеют! Улыбка разная: нежная, весёлая, хитроватая, застенчивая. В общем, волчья улыбка».
- Общая тема: «О волках». Одинаковый смысл: эти животные – заботливые родители. У них дружная семья. Научная литература подтверждает мысль о том, что А.П.Чехов смог хорошо понять чувства и отношения животных.
5 Творческая работа (сл.7)
- Что бы вы хотели изменить в этом произведении?
- Сколько было предложено концовок, но мысль у всех одна. Какая?
- Что бы вам хотелось сказать в завершении урока о рассказе «Белолобый» и об его авторе?
- Составим синквейн о волчице или Белолобом (по выбору) (сл.8)
Изменить концовку, потому что у Чехова она печальная для обоих героев: волчиха осталась голодной, Белолобого ни за что наказали.
Дети придумывают свою концовку, продолжение рассказа.
(…Игнат простил Белолобого. Днем он брал щенка вместе с Арапкой в лес. А ночью, чтобы малыш не замерзал, пускал его в свой теплый дом. )
Вместе с автором мы переживали за судьбу героев рассказа. Волчица вызвала у нас уважение и интерес. Захотелось прочитать другие книги о волках.
В этом рассказе Чехов «очеловечивает» животных, учит нас понимать их. Он показал, что доброе отношение к братьям нашим меньшим важно не только для животных – оно гораздо важнее для самого человека.
IV Домашнее задание.
- Составить синквейн о стороже Игнате
-Пересказать наиболее понравившийся отрывок. V Рефлексия. (сл.10)
- Как понимаете выражение «Пороха не нюхал»? (сл.9)
- О каком герое можем так сказать?
- Поднимите руку, кто оценивает свою работу на уроке на «5», «4»…
- Урок окончен . Спасибо за работу. Молодцы!
о Белолобом