Урок по литературе И.А. Бунин Косцы. Изображение природы и народного труда. Образ Родины (5 класс)


И.А. Бунин "Косцы". Изображение природы и народного труда. Образ Родины.
Цели и задачи:
Познакомить учащихся с личностью И.А. Бунина; с содержанием рассказа “Косцы”, его основными темами.
Развивать умение анализа произведения малой формы; учить определять основную мысль, ключевые темы, их роль в произведении; умения определять способы воссоздания
основных образов произведения, способы выражения авторской позиции.
Развивать умение видеть образную природу слова, оттенки его значений.
Развивать умения выразительного чтения, связного выступления по теме с опорой на текст произведения.
Развивать умения сопоставлять произведения, относящиеся к разным видам искусства.
Воспитывать чувства патриотизма, любви к природе; чувства уважения к автору, любви к художественному слову.
Слайд 1 Проверка домашнего задания
Выразительное чтение наизусть на выбор стихотворений на тему «Русские поэты XIX века о Родине и родной природе: Ф. И. Тютчев, А. А. Фет,  И. С. Никитин, А. Н. Плещеев, А. Н. Майков, И. З. Суриков» (2-3 ученика).
Слайд 2 (эпиграфы)
Ход урока
Я пишу о красоте - всё равно, в чём бы она ни была,
и даю читателю с природой часть своей души.
И.А.Бунин
Разве можем мы забыть родину? Может человек забыть родину? Она - в душе. Я очень русский человек.
Это с годами не пропадает.
И.А.Бунин
Слайд 3
I. Чтение учителем стихотворения И.А.Бунина “И цветы, и шмели, и трава, и колосья...”
И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной...
Срок настанет - господь сына блудного спросит:
"Был ли счастлив ты в жизни земной?"
И забуду я все - вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав -
И от сладостных слез не успею ответить,
К милосердным коленям припав.
Эти строки принадлежат великому русскому писателю и поэту И.А.Бунину.
О чём это стихотворение? Как вы поняли его основную мысль?
(В этом стихотворении описывается природа, которая является самым важным в жизни лирического героя).
Слайд 4
Представление фотографий родного края Бориса Доманского
Если есть в жизни человека любовь к природе, а значит, к Родине, всё остальное отходит на второй план.
- Ребята, что мы сегодня будем изучать?
Слайд 5
В центре нашего внимания на сегодняшнем уроке будет небольшой рассказ И.А.Бунина “Косцы”, который во многом близок этому стихотворению.
- Какая главная цель у нас будет сегодня на уроке?
Слайд 6
Наша задача - выяснить, как представлена природа и народный труд в рассказе, а также определить, из чего складывается образ Родины в рассказе “Косцы”.
II. Биография Бунина.
Но прежде чем обратимся к произведению, поговорим о его авторе.
Что узнали вы о писателе, читая статью учебника?
Слайд 7 (рассказывает подготовленный ученик)
Слайд 8 (Нобелевская премия)
Творчество Бунина высоко оценено во всём мире. В 1933 г. ему была присуждена Нобелевская премия - первому из русских писателей.
Слайды 9, 10 (Премия, история)
А что такое Нобелевская премия? За какие заслуги она присуждается?
(Нобелевская премия - международная премия, названная в честь её учредителя - шведского инженера-химика Нобеля. Присуждается ежегодно с 1901г. За выдающиеся заслуги в области физики, химии, медицины, экономики, литературы, за деятельность по укреплению мира)За какие выдающиеся заслуги была присуждена Нобелевская премия И.А.Бунину?
(За самое крупное его произведение- роман «Жизнь Арсеньева»)
Слайд 11 (Россия)
Мировое признание И.А.Бунин получил за воссоздание русского характера, за воссоздание в творчестве образа России. Эта тема была ведущей в произведениях писателя. Этой теме и посвящен рассказ “Косцы”.
III. Беседа. Анализ рассказа.
Чтение начала рассказа (стр. 4 – 5)
Слайд 12 (косцы)
Какую картину вы представили, слушая начало рассказа? Какие краски вы увидели? Ответ докажите текстом.
Если бы вы оказались там, какие запахи вы бы уловили? Какие звуки услышали?
Какие художественно-изобразительные средства, используемые автором, помогают донести до нас эти краски, запахи, звуки?
(Эпитеты, олицетворения, метафоры).
А что же такое микротема? Работа по раздаточному материалу.
Вспомните слова, которые начинаются с микро.
Микро – это слово греческого происхождения, обычно первая часть сложных слов, обозначает что-то малое, часть чего-то большого. Микроорганизм – маленький организм, микрорайон – часть района, микроклимат – климат на небольшом участке земли в городе, в горах и т.д.
А как вы думаете, что такое микротема?
Микротема – часть темы, все микротемы подчинены общей теме, раскрывают её.
Если в тексте есть несколько частей, то каждая из них имеет свою тему, Часто микротема выделяется в отдельный абзац. То есть начинается с красной строки, графически выделяется в тексте. По количеству абзацев можно определить количество микротемК сегодняшнему уроку вы должны были прочитать рассказ и выделить основные микротемы. Назовите их.
Слайд 13 (микротемы)
(Тема труда, природы, народная песня, тема родины)
Слайд 14 (картина)
Сейчас мы о какой теме говорили?
(Тема природы).
Какой представлена природа в рассказе Бунина? Как себя чувствуют герои рассказа на лоне этой природы? Свои ответы подтверждайте текстом.
Слайд 15
Одним из эпиграфов к уроку являются слова И.А. Бунина: “Я пишу о красоте...всё равно, в чём бы она ни была, и даю читателю с природой часть своей души”.
Как вы понимаете эти слова?
(Выразить душу в описании природы, чтобы читатель это почувствовал и разделил с писателем восторг и радость).
Удалось ли автору в данном описании “дать с природой часть своей души”?
А теперь обратимся к следующей теме - теме крестьянского труда.
Слайд 16 (картина)
Кто герои рассказа? Найдите их описание.
(Косцы, косари). (Стр.5)
Какие слова вам показались непонятными?
(Онучи, бахилы, ластовица).
Слайд 17 (картина)
Словарная работа.
Бахилы - вид крестьянской обуви.
Онучи - куски материи, наматываемые на ногу (голень).
Ластовица - матерчатая вставка на крестьянской рубахе, чаще всего подмышкой.
Слайд 18 ( 3 картины)
Что отмечает в героях рассказчик? Как они друг к другу относятся? Как относятся к работе?
(“Охочи к работе”).
Как понимаете эти слова?
(Любят работать).
А вы когда-нибудь видели сенокос? Процесс кошения травы? Что вы можете сказать об этом труде?
(Тяжёлый труд).
А как этот труд описывается в рассказе? Найдите в тексте. Что значат слова “без малейшего напряжения, без малейшего усилия”? Что хочет сказать о косцах Бунин?
(Они сильные, тяжёлый труд им не в тягость, приносит радость).
Физкультминутка
На зарядку солнышко поднимает нас.
Поднимаем руки мы по команде «раз».
А над нами весело шелестит листва.
Опускаем руки мы по команде «два».
Соберем в корзинки ягоды, грибы –
Дружно наклоняемся по команде «три».
На «четыре» и на «пять»
Будем дружно мы скакать.
Ну, а по команде «шесть»
Всем за парты тихо сесть!
Слайд 19 (Кольцов)
Я прочитаю вам отрывок из стихотворения А.В.Кольцова “Косарь”, и мы сравним описание крестьянского труда в этом стихотворении и в рассказе “Косцы”.
КОСАРЬ (фрагмент)
Я куплю себе
Косу новую;
Отобью ее,
Наточу ее,-
И прости-прощай,
Село родное!
Степь раздольная
Далеко вокруг,
Широко лежит,
Ковылой-травойРасстилается!..
Ax ты, степь моя,
Степь привольная,
Широко ты, степь,
Пораскинулась,
К морю Черному
Понадвинулась!
В гости я к тебе
Не один пришел:
Я пришел сам-друг
С косой вострою;
Мне давно гулять
По траве степной,
Вдоль и поперек
С ней хотелося...
Раззудись, плечо!
Размахнись, рука!
Ты пахни в лицо,
Ветер с полудня!
Освежи, взволнуй
Степь просторную!
Зажужжи, коса,
Как пчелиный рой!
Молоньей, коса,
Засверкай кругом!
Зашуми, трава,
Подкошонная;
Поклонись, цветы,
Головой земле!
Золотой казной!..
Какие общие и различные черты в изображении героев и их труда вы отметили?
(В обоих произведениях герои ощущают родство с природой, они сильные, тяжёлый труд для них - не в тягость. Последние строчки стихотворения перекликаются со строками рассказа “Косцы”: “Они подвигались без малейшего усилия…”(Стр.7). Но в стихотворении труд описывается более эмоционально, т.к. поэт использует восклицательные побудительные предложения).Слайд 20 (2 картины)
Мы рассмотрели изображение крестьянского труда в произведениях искусства слова. Посмотрим, как представлена эта тема в произведениях живописи. Перед вами репродукции с картин художников Григория Григорьевича Мясоедова “Страдная пора (Косцы)” и Аркадия Александровича Пластова “Сенокос”. Рассмотрите их.
Какая из этих репродукций может служить иллюстрацией к рассказу “Косцы”? А герои какой из картин ближе? Аргументируйте.
Обратимся вновь к тексту рассказа “Косцы”. Как вам кажется, автор относится к героям? Докажите ответ текстом.
(Стр.7 “ ...и прекрасны совершенно особой, чисто русской красотой были те чувства, что рассказывали они...”. Рассказчик любуется и восхищается ими).Слайд 21
Герои сильные, могучие, тяжёлый труд доставляет им радость. Но не только это удивляет и поражает рассказчика, когда он наблюдает за косцами. Что ещё?
(Они поют песню)
Слайд 22 ( ролик)
(Ролик русской народной песни “Ах ты, степь широкая”)
Мы прослушали сейчас не ту песню, которую поют герои в рассказе “Косцы”. Но любая народная песня производит сильное впечатление, наводит на размышления. Наверняка у вас русская народная песня “Ах ты, степь широкая” вызвала светлые, возвышенные чувства, близкие тем, что испытывает герой-рассказчик, слушая песни косцов в берёзовом лесу на закате июльского дня. Найдите и зачитайте строки произведения, которые передают чувства и размышления рассказчика, вызванные народной песней. (Стр.6,1 абзац).
Чем необычно построение этих предложений? Какую особенность вы заметили?
(Каждое предложение начинается с одного слова “прелесть”).
А как вам кажется, какую роль играет повторение этого слова?
(Повторение слова привлекает внимание читателя, усиливает воздействие этого слова).
Слайд 23 (лексический повтор)
Такой композиционный приём называется лексический повтор - повторение ключевого слова в начале строки или предложения с целью усиления эмоционального воздействия этого слова.
Найдём в толковом словаре СИ. Ожегова значение этого слова.
1. Обаяние, очарование, привлекательность.
2. Приятные, пленяющие явления, впечатления..
3.0 ком-то, чём-то прелестном, чарующем.
4. Внешние черты женской красоты.
В каком значении употреблено слово “прелесть” в данном фрагменте текста “Косцы”? Ответ аргументируйте.
(Рассказчик пытается передать свои впечатления от народной песни (2), раскрыть, в чём же её очарование, привлекательность (1), песня действует чарующе на рассказчика (3). В данном случае, действительно, подходят все значения слова, кроме четвёртого. Но всё же ближе первое значение, т.к. рассказчик пытается понять сам и передать читателю необыкновенное очарование народной песни, понять причину её необычайно сильного воздействия на душу).Физкультминутка
На зарядку солнышко поднимает нас.
Поднимаем руки мы по команде «раз».
А над нами весело шелестит листва.
Опускаем руки мы по команде «два».
Соберем в корзинки ягоды, грибы –
Дружно наклоняемся по команде «три».
На «четыре» и на «пять»
Будем дружно мы скакать.
Ну, а по команде «шесть»
Всем за парты тихо сесть!
В чём же было очарование, привлекательность народной песни, в чём её прелесть? Найдите и зачитайте строки, которые вам кажутся ключевыми при ответе на этот вопрос.
(“... прелесть была в том, что мы дети своей родины.. .”и далее о родине стр.6.)
Как вы понимаете эти строки? Что значат слова “... были все вместе”, “наш общий дом была - Россия...”?
(Русские люди едины в любви к Родине).
Слайд 24 (тема Родины)
Так мы переходим к центральной теме - теме Родины.
В чём конкретно в данном отрывке и во всём рассказе выражается любовь русского человека к Родине, единство с ней?
(В любви к природе).
Какое словосочетание использует автор, чтобы передать это единство человека и природы?
(Кровное родство).
Вспомним описание труда косцов. Почему же тяжёлый труд даётся им легко?
(Они чувствуют единство с природой и родиной).
Кто ещё ощущает это единство? Ответ докажите текстом.
(Рассказчик.“.. .в кровном родстве, что было между ними и нами, между ними, нами и этим хлебородным полем...”).
Вспомним задачу, которую мы поставили в начале урока: выяснить, из чего складывается образ Родины в рассказе “Косцы”.
(Образ Родины в рассказе “Косцы” складывается из описания природы, народного труда, народной песни, из ощущения кровного родства русского человека с природой и родиной).
“Беспредельная родная Русь”, - говорит Бунин. Единство с нею всегда давало поддержку русскому человеку. Любовь к ней воспета в русских народных сказках, песнях, о которых упоминает автор в конце рассказа “Косцы”. (стр.8 и 9).
IV. Подведение итогов.
Слайд 25 (Бунин)
Мы говорили сегодня, что жизнь И.А.Бунина сложилась так, что ему пришлось покинуть Родину; эмиграция бывает вынужденной или добровольной. И.А.Бунин покинул Россию добровольно в 1920 г. Мы не будем сегодня говорить о причинах, заставивших писателя уехать из России. Очень часто у людей складывается мнение, что человек, который уезжает из страны добровольно, не любит свою Родину.
Вспомните, о чём мы сегодня говорили, и скажите: любил ли И.А.Бунин свою Родину?
(Так писать о России, о её природе, народе может только человек, искренне любящий свою Родину).
Слайд 26 (памятники)
Находясь в эмиграции (данный рассказ тоже написан в эмиграции) И.А.Бунин писал только о России, о русском народе. Недаром Нобелевскую премию он получил за воссоздание в прозе русского характера. Верным сыном своей Родины И.А.Бунин чувствовал себя всегда и в ответном слове во время вручения высшей литературной награды подчеркнул, что эта премия не столько ему, сколько всему русскому народу.
Слайд 27 (текст – вывод о творчестве)
Слайд 28 (заключительный)
На слайде слова И.А.Бунина, которые должны стать самыми важными для каждого русского человека, для вас в первую очередь: “Разве можем мы забыть родину? Может человек забыть родину? Она - в душе. Я очень русский человек. Это с годами не пропадает”.V. Домашнее задание.
Сочинение-миниатюра: “Что является для меня малой родиной”.
Микротема – часть темы, все микротемы подчинены общей теме, раскрывают её.
Если в тексте есть несколько частей, то каждая из них имеет свою тему, Часто микротема выделяется в отдельный абзац. То есть начинается с красной строки, графически выделяется в тексте. По количеству абзацев можно определить количество микротемМикро – это слово греческого происхождения, обычно первая часть сложных слов, обозначает что-то малое, часть чего-то большого. Микроорганизм – маленький организм, микрорайон – часть района, микроклимат – климат на небольшом участке земли в городе, в горах и т.д.