конспект урока по литературному чтению. И. Бунин Детство

Тема: Образ природы в стихотворении И. Бунина «Детство»
Цель: формирование умения осмысленного и выразительного чтения
Задачи: формировать способности у младших школьников понимать и чувствовать художественное слово; развивать память, речь, творческое мышление; развивать коммуникативные навыки; воспитывать любовь к родной природе.
Ход занятия
1.Повторение пройденного.
(индивидуальная работа с последующей фронтальной проверкой)








-Возьмите карточки. Вспомните, какие поэты воспевали красоту нашей природы. Заполните их. Кто будет готов, приготовьтесь защищать свой выбор.
(Ответы детей с чтением отрывка)
2. Постановка темы урока.
- Сегодня мы познакомимся с ещё одним поэтом, который писал замечательные стихи о природе. Чтобы узнать его имя и фамилию я предлагаю вам разгадать кроссворд.
3. Кроссворд
(Работа в малых группах)

1 группа



Основное выразительное средство звучащей речи, позволяющее передать чувства, отношения говорящего к тому, что он сообщает.
Вымышленное литературное имя или фамилия, которым писатель подписывает свои произведения.
Создатель какого-либо произведения литературы, музыки.
Шуточное стихотворение, в котором говорится о весёлых нелепицах, неправдоподобной истории.
2 группа




Произведение о русских богатырях и их подвигах.
Выделение силой голоса слога в слове или предложении.
Арина Родионовна для А. Пушкина.
Автор строк
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То, заплачет, как дитя
Стихотворение Бальмонта о пушистой «звезде» кристальной.
4.Краткое знакомство с биографией писателя.
Вопросы на понимание.
- Любовь к Родине, тоска по ней, любовь к природе проходят через все стихи Бунина. Сегодня мы познакомимся с его стихотворением «Детство» и, может быть, откроем для себя что-то новое, увидим природу глазами поэта.
III.Работа по теме урока
1.Первоначальное ознакомление с произведением.
(Фронтальная работа)
. Послушайте стихотворение.
-Вам понравилось стихотворение? Чем?
-Что вам запомнилось сразу?
-Что себе представили?
- Какое ведущее настроение в этом стихотворении?
-Кому захотелось его перечитать?
2. Повторное чтение.
(Индивидуальная работа) задание –
-Прочитайте стихотворение, постарайтесь передать те образы, о которых идёт речь.
3. Работа над содержанием.
-Какие образы представлены в стихотворении?
-Кто главный герой стихотворения?
-Куда он пришёл?
-Что такое бор?
-С чем автор сравнивает бор? Почему?
-Как его встретил бор?
-Каким автор чувствует себя, прижавшись к корявой сосне? Почему?
- Вчитайтесь в стихотворение ещё раз. Подумайте, какие картины взволновали Бунина, что он чувствует? А могли бы вы прочитать прямо сейчас это стихотворение выразительно?
(Парная работа)
- Поделитесь своими мыслями с напарником. Кто хочет рассказать классу о своих впечатлениях? ( Нужно хорошо поработать, чтобы прочитать правильно.)
-Выразительное чтение получится тогда, когда стихотворение знаешь наизусть. Поработайте в парах сменного состава. Помогите друг другу запомнить это стихотворение.
6. Заучивание стихотворения по методике Ривина.
(Парная работа)
Выступление нескольких учащихся.
7. Работа над словом в малых группах.
(Работа в группах)
- М. Горький писал: «Бунин – великий художник волшебного слова». Попытайтесь в группах разгадать тайну слова, увидеть художественные приемы, которые применил автор, образы, разгадать чувства и настроения. Первая группа : «Как природа повлияла на поэта? О чём напомнил ему бор?»; вторая группа отвечает на вопрос: «В стихотворении есть сравнения. Зачем поэт использует их?»
8. Проверка выполненного задания.
(Фронтальная работа)
9. Рефлексия.
Поэт любит родную природу, наслаждается красками, звуками, которые рождают в нем самые замечательные чувства: радости, нежности, восхищения, любования.)
-Я желаю вам, когда вы вырастите, тоже сохранить о своем детстве самые теплые воспоминания.


Дом РТ с 34-35, нарисовать свой любимый уголок природы.









Портрет
И. Бунина (закрытый)

Есенин

Тютчев

Они писали стихи о природе

Майков

Пушкин

Фет

Никитин

Лермонтов

н

а

в

и

н

и

н

у

б