Выступление на педсовете Использование ИКТ на уроках в начальной школе

"Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя начальных классов"
«Послушай – и ты узнаешь.
Посмотри – и ты поймёшь.
Сделай и ты научишься»
(китайская мудрость)
В стандартах нового  второго поколения (2008 года) говорится, что  целью образования учащихся является развитие у них познавательных универсальных учебных действий, т.е. умения работать с информацией, представленной в разных видах и разных источниках (словарях, справочниках, энциклопедиях, Интернет).
       Разработчики стандартов второго поколения во главу образования  ставят личность ученика,  её саморазвитие, самосовершенствование, что в полной мере пересекается и с запросами родителей учащихся. Современные родители хотят получить в результате обучения своего ребёнка личность с творческим мышлением, способностью к рефлексии и самопознанию, умением обучаться, работать в коллективе,  т.е. с развитой коммуникативной компетентностью, а также умением работать с информацией. Отсюда основная цель образования – это научить ученика учиться
Система образования не может отставать от тех требований, которые диктует современное общество, а общество переживает период бурной информатизации. Компьютеризация школы – это актуальнейшая проблема образования на данном этапе. Это понимают сейчас все учителя, и я не исключение.
Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу учителя начальных классов способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий. Использование информационных технологий в учебном процессе начальной школы позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика.
В своей педагогической деятельности выделяю пять направлений использования современных информационно-коммуникационных технологий.
Первым направлением использования ИКТ стал переход на оформление основной документации в электронном формате. Учебно-воспитательный процесс, как известно, начинается с планирования. План работы кабинета, календарно-тематическое планирование уроков, план работы методического объединения, предметной недели или просто крупного мероприятия удобно составлять на компьютере: в записи можно всегда внести поправки и дополнения. Информацию, записанную в память компьютера или сохраненную на съемном носителе (дискете, диске, карте памяти), можно быстро найти, так как материалы упорядочены по специальным папкам: «Учебные достижения обучающихся», «Внеурочная деятельность», «Материалы для проведения уроков» (1 класс, 2 класс и т.д.), «Таблицы и схемы», «Наше творчество» и пр.
Для улучшения качества образования и результативности обучения использую электронные образовательные ресурсы - это второе направление использования ИКТ в образовательном процессе.
Традиционный урок при нехватке лабораторного оборудования, наглядных пособий становится «бедным». На помощь приходят электронные ресурсы: учебники, приложения, энциклопедии. Рынок предлагает сегодня большое количество лазерных дисков с игровыми и учебными программами, энциклопедиями и словарями, предназначенными для детей младшего школьного возраста. В школу в рамках реализации национального проекта «Образование» поступили электронные учебники, справочники, различные логические, развивающиеся и другие компьютерные программы, записанные на компакт- дисках.
Применяя на своих уроках ИКТ, учитель, прежде всего, заинтересовывает детей своим предметом, делает его необычно интересным и разнообразным. Во-первых, уроки становятся наиболее наглядными, а, как известно наглядность- это основной «конек» учителей начальной школы. В своих уроках я стараюсь применять максимум Интернет-ресурсов, энциклопедию «Кирилла и Мефодия». Чтобы обогатить урок, сделать его более интересным, доступным и содержательным, при планировании следует предусмотреть, как, где и когда лучше включить в работу ИКТ: для проверки домашнего задания,
объяснения нового материала,
закрепления темы, контроля за усвоением изученного,
обобщения и систематизации пройденных тем,
для уроков развития речи и т.д.
К каждой из изучаемых тем можно выбрать различные виды работ и действий: тесты; контрольные вопросы и задания, распечатанные в Word; презентации и проекты.
Третье направление использования ИКТ учитывает преобладание визуального восприятия над слуховым у большинства учащихся. На смену магнитам и кнопкам, иллюстрациям на картоне, мелу на доске приходит изображение на экране – медиапрезентация. А это красочное оформление урока, его четкая организация и продуманность, повышение интереса учащихся. Данное направление облегчает процесс запоминания изучаемого материала учащимися, позволяет сделать урок более интересным и динамичным. За счёт использования мультимедийных технологий также происходит развитие наглядно-образного мышления школьников, а возможность моделировать объекты и явления способствует повышению познавательной активности и мотивации к учению. Повышение эффективности образовательного процесса происходит за счёт одновременного изложения материала учителем и показа демонстрационного материала с высокой степенью наглядности. Активное использование на уроках информационных технологий позволяет делать урок зрелищным, интересным, провести урок в нетрадиционных формах, привлечь ученика к сотрудничеству. Когда учитель выстраивает урок, опираясь на результаты поиска ученика, и сам ученик делится с другими детьми своими открытиями, достижениями. На разных этапах урока работа строится с опорой на информацию, вынесенную на экран. Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.
Четвёртое направление использования современных информационно-коммуникационных технологий – участие в дистанционных конкурсах и творческих проектах учащихся начальных классов.
Самообразование и саморазвитие – важная составляющая профессиональной деятельности каждого современного педагога и еще одно направление использования информационно-коммуникационных технологий, которое выражается в разнообразных формах деятельности.
Использование компьютерных технологий в процессе обучения и воспитания младших школьников влияет так же на рост профессиональной компетентности учителя. Невозможно работать, не беря на вооружение новые педагогические технологии, не используя, ставшие доступными в школе технические информационные средства обучения. Использование информационно- коммуникативных технологий позволяют учителю оптимизировать образовательный процесс, повысить качество обучения, уровень грамотности учащихся, развить творческий потенциал и воображение, воспитать у детей навыки самостоятельной работы, потребность в получении новых знаний. Таким образом, при проведении уроков с компьютерной поддержкой используются формы и методы, которые позволяют сделать обучение наиболее привлекательным. Все это позволяет при более низких временных затратах получить более высокий результат в обучении детей.
В последнее время современное обучение немыслимо без применения ресурсов Интернета. Сеть Интернет несёт громадный потенциал образовательных услуг. Среди Интернет-ресурсов, наиболее часто используемых в самостоятельной работе, следует отметить электронные библиотеки, образовательные порталы, тематические сайты, библиографические базы данных, сайты периодических изданий. Доступность огромного количества электронных статей и книг, справочной литературы, электронных учебно-методических материалов, выложенных на сайтах, безусловно, позволяют расширить творческий потенциал посетителя, повысить его производительность труда и при этом выйти за рамки традиционной модели изучения учебной дисциплины. Приобретается в этом случае главное жизненно важное умение-умение учиться самостоятельно. Интернет является не только пространством, где протекает процесс самостоятельного обучения, но и средой обитания, так как здесь осуществляется общение людей
Электронная почта, поисковые системы, электронные конференции, электронные олимпиады и викторины становятся составной частью современного образования.
Эти образовательные услуги универсальны для использования, как на уроке, так и во внеурочное время. Информатика и ИКТ – это области знаний, которые идут вперед стремительными шагами и, чтобы угнаться за ними, необходимо все время учиться. Обмен опытом с единомышленниками позволяет узнавать новые интересные приемы, методы, новшества, которые каждый открывал для себя ежедневным кропотливым трудом.
В нашей школе в последние 2 - 3 года все семинары и конференции проходят с применением ИКТ. Сайты, электронная почта позволяют находиться не только в районном, республиканском, но и в общероссийском и даже мировом информационном пространстве. Учителя начальных классов не только умеют, мало того, они ещё и очень хотят работать и с компьютерными технологиями и с Интернетом. И каждый учитель мечтает о том, чтобы у него в классе стоял компьютер. Больше всех, я думаю, мечтаю об этом я.
Еще одна из форм использования ИКТ в целях саморазвития и самообразования – это участие в различных конкурсах. Участие в конкурсах позволяет повысить   профессиональный уровень, расширить кругозор и пообщаться с коллегами по всей России. Повысить своё педагогическое мастерство на дистанционных курсах повышения квалификации.
Учитель, использующий в своей работе ИКТ, перестает быть для ученика единственным источником информации, носителем истины и становится партнером ребенка в процессе обучения.
Моя методическая тема «Применение информационных технологий в обучении детей в начальной школе» и вся работа построена с применением ИКТ. Все открытые уроки, внеклассные мероприятия, выступления, родительские собрания на школьном, на районном уровне я провожу с применением ИКТ. С помощью Интернет обмениваюсь опытом с коллегами. На сегодняшний день много работ можно найти в Интернете, где разнообразные презентации и разработки скачивают учителя и применяют их в своей работе.
В заключение хочу сделать такой вывод. Педагогу в настоящее время необходимо    научиться пользоваться компьютерной техникой, так же, как он использует сегодня авторучку или мел для работы на уроке,  владеть информационными технологиями и умело применять полученные знания и навыки для совершенствования методики урока.  Для учителя компьютер -  это уже не роскошь – это НЕОБХОДИМОСТЬ.
 Продолжением урока является внеурочная деятельность учащихся, различные ее формы, где ИКТ нашли самое широкое применение. Центральным фундаментом в пользу введения курса компьютерной грамотности для младших школьников является принцип равноправного доступа к образованию. Изучение компьютеров не может быть уделом только старшеклассников.
ИКТ являются также и средством повышения эффективности взаимодействия учителя и родителей при обучении и воспитании школьников. Это и оперативное информирование родителей посредством электронной почты о ходе обучения и воспитания каждого ученика, используя индивидуальный диалог с обратной связью. Проведение дистанционных родительских собраний, бесед, лекториев и т.д
Сегодня Интернет – это  не  способ развлечений, а  серьёзная база, где можно почерпнуть много идей, в том числе и на ниве преподавания.
Применение компьютерных технологий в работе с младшими школьниками развивает их познавательный интерес и создает условия для повышения эффективности изучения учебного предмета. Современный учитель – это не только указка, мел и  доска. Современный учитель – это учитель, владеющий ИКТ технологиями, способный организовать работу учащихся с позиции современного общества.
«Послушай – и ты узнаешь.
Посмотри – и ты поймёшь.
Сделай и ты научишься»,
- гласит китайская мудрость.
Во многом именно от учителя зависит, каким будет ребёнок –  будущее страны. А это значит, что учитель должен быть в одном ряду с развивающимся обществом, должен уметь и знать, как научить того, за кого в ответе. Поэтому самообразование учителя – важный этап в педагогической деятельности, в освоении коммуникативных технологий.
ГБОУ средняя общеобразовательная школа №1351
с углубленным изучением информатики


Доклад
на методическом объединении
учителей начальных классов

Тема: «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя начальных классов»




Подготовила
учитель начальных классов
Климанова Наталья Сергеевна



Москва, 2012-2013 учебный год.