Деловая игра для педагогов «В мире профессий»

Деловая игра для педагогов «В мире профессий»
Цель: организация работы по повышению уровня профессиональной компетенции педагогов посредством организации работы по реализации образовательной области «Труд».

Задачи:
совершенствование воспитательно-образовательного процесса по расширению и уточнению представлений детей о разных видах труда, трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о результатах труда; об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы;
поиск педагогических идей по пробуждению любознательности детей, интереса к деятельности взрослых;
построение модели организации непосредственно образовательной деятельности при ознакомлении дошкольников с трудом взрослых;
активизация деятельности педагогов по ознакомлению дошкольников с профессиями.

Планируемый результат работы. Предполагается, что в процессе обсуждения и проведения данного мероприятия участники деловой игры смогут повысить уровень теоретических знаний о профессиях (как появились профессии, их классификация, характеристика), узнать о разнообразии профессий в современном мире; освежить в памяти технологию ознакомления детей с профессиями; обменяться имеющимся опытом по организации работы с детьми по ознакомлению с трудом взрослых; задать вопросы друг другу и старшему воспитателю.

Ход игры
Ст. воспитатель. Согласно Д. Б. Эльконину, в дошкольные годы происходит как бы замыкание связи между предметным миром и миром человеческих отношений. Поэтому ознакомление дошкольников с трудом взрослых играет важную роль в установлении их контактов с взрослым миром. Формирование системных знаний детей о труде взрослых предполагает знакомство дошкольников с конкретными трудовыми процессами, преобразование человеком предмета труда в продукт (результат труда). Системные знания о труде дают возможность старшим дошкольникам установить связь между результатом труда и деньгами. За свой труд взрослые получают деньги.
Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Как же знакомить детей с профессиями взрослых?
Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых – это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях и словарь. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность.
Целенаправленные наблюдения, экскурсии за пределы группы, знакомящие детей с трудом взрослых, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. В ходе экскурсий на кухню детского сада, в медицинский кабинет, на почту, в магазин, к пешеходному переходу дети проявляют активность в диалоге, интерес к профессиям. Во время общения с поваром, продавцом, инспектором ГИБДД дети обращают внимание на их форму, рассуждают, зачем нужна форма продавцу, повару (чтобы ничего со своей одежды и с тела не попало на продукты, чтобы не пачкать свою одежду), инспектору (чтобы водители могли его увидеть издалека). Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется внимание детей. Когда дети имеют возможность сами активно действовать, то они получают более точные и полные представления о труде взрослых, начинают им подражать. Все это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми, большему пониманию ребенком мира взрослых.
Но проблема состоит в том, что дети дошкольного возраста очень мало знают о профессиях. Воспитание уважения к людям, интереса к природному и рукотворному миру, в котором ребенку предстоит жить, – возможность формирования сознательного отношения к труду, стремления к созидательной деятельности.
Сегодня мы с вами уточним свои знания о разных видах труда, трудовых действий, совершаемых взрослыми; о результатах труда; об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы; поговорим о том, какими способами можно пробудить у детей любознательность, интерес к деятельности взрослых.
Чтобы вести работу с детьми, педагогам необходимо самим пополнить свои знания о профессиях.

1. Как появились профессии?
Ст. воспитатель. Термин «профессия» происходит от латинского слова professio, означающего «говорить публично, объявлять, заявлять». Отсюда, кстати, и слово «профессор». Но происхождение слова «профессия» скорее запутывает, чем объясняет наше понимание его смысла. Обратимся к истории. (Педагогам предлагается высказаться, как они представляют себе процесс возникновения профессий.)
В эпоху первобытных людей, когда еще не существовало разделения труда, не было и профессий. Каждый человек вынужден был всем заниматься сам. Впрочем, некоторое разделение труда все-таки было – между мужчинами и женщинами. Мужчины, как правило, охотились на животных, строили жилища, изготавливали оружие, орудия труда, лодки. Женщины собирали съедобные растения, готовили пищу, делали одежду, растили детей.
По мере развития общества между людьми стали возникать рыночные отношения и появилась специализация по видам труда. Люди становились охотниками, рыбаками, земледельцами, строителями, ткачами, гончарами, кузнецами, а также знахарями, колдунами, шаманами, жрецами. Они обменивались друг с другом продуктами своего труда. Накопленные в каждой группе людей знания и навыки передавались из поколения в поколение. Появилось разделение труда, возникли профессии.
Давайте придумаем пиктограммы (модели), характеризующие процесс становления профессий. (Воспитатели выполняют.)

2. Классификация профессий
Ст. воспитатель. Успешность человека определяется его состоятельностью в личной жизни и профессиональной деятельности. Чем, на ваш взгляд, определяется успешность в профессиональной деятельности?
Уровнем образования.
Уровнем профессиональной компетентности.
Карьерным ростом.
(Ответы воспитателей.)

Ст. воспитатель. Чтобы состояться в профессии, очень важно правильно выбрать ее. А чтобы правильно выбрать, необходимо знать о будущей профессии как можно больше. Какие профессии вы знаете и можете назвать? (Ответы воспитателей.)
Мир профессий очень широк и многообразен. Попробуем сориентироваться в нем и распределить профессии в группы по различным признакам.
Однако прежде, чем классифицировать профессии, необходимо определиться с понятием «профессия». Как вы его понимаете? (Ответы воспитателей.)
Одна профессия может объединять несколько специальностей. Специальность – это род деятельности человека в рамках одной профессии.

Приведем примеры:
профессия – врач, специальности – хирург, окулист, отоларинголог, стоматолог, уролог и т. д.;
профессия – учитель, специальности – учитель математики, русского языка, истории, физкультуры и т. д.;
профессия – инженер, специальности – инженер-конструктор, инженер-строитель, инженер по технике безопасности и т. д.
Кроме этого, существует такое понятие, как «занимаемая должность». Как вы его понимаете? (Ответы воспитателей.) Должность – круг обязанностей, которые исполняет человек независимо от специальности.
Например:
должности: директор, заведующий отделом, старший инженер, старший воспитатель, главный инженер, начальник отдела, заместитель директора, помощник воспитателя и т.п.



Познавательный материал для педагогов

К типу «человек – человек» относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием (врач, медсестра, санитарка), обучением и воспитанием (воспитатель, няня, учитель, преподаватель, тренер), бытовым обслуживанием (продавец, проводник, официант), правовой защитой (юрист, следователь, участковый инспектор).
Профессии этого типа предъявляют высокие требования к таким качествам работника, как умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать состояние людей, оказывать влияние на других, проявлять выдержку, спокойствие и доброжелательность, речевые способности.

Тип «человек – техника» включает профессии, связанные с созданием конструкций, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств (каменщик, монтажник, сварщик, инженер-конструктор), эксплуатацией технических средств (водитель, крановщик, токарь, швея-мотористка, кочегар), ремонтом техники (слесарь-ремонтник, механик, электромонтер по ремонту оборудования).
Этот тип профессий требует от работника высокого уровня развития наглядно-образного мышления, пространственных представлений, технической осведомленности и сообразительности, хороших двигательных навыков, ловкости.

Тип «человек – знаковая система» объединяет профессии, связанные с текстами (корректор, переводчик, библиотекарь), цифрами, формулами и таблицами (программист, экономист, бухгалтер, кассир), чертежами, картами, схемами (штурман, чертежник), звуковыми сигналами (радист, телефонист).
Профессии этого типа требуют от человека способности к отвлеченному мышлению, оперированию числами, длительному и устойчивому сосредоточению внимания, усидчивости.

К типу «человек – художественный образ» можно отнести профессии, связанные с созданием художественных произведений, проектированием, моделированием (художник, журналист, композитор, модельер), с воспроизведением, изготовлением раз личных изделий по эскизу, образцу (актер, ювелир, закройщик, реставратор, столяр-краснодеревщик, цветовод-декоратор).
От человека в профессиях этого типа требуются развитый художественный вкус, высокая эстетическая чувствительность, богатое и яркое воображение.

К типу «человек – природа» можно отнести профессии, связанные с изучением живой и неживой природы (микробиолог, агрохимик, геолог), уходом за растениями и животными (лесовод, овощевод, зоотехник), с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных (ботаник, ветеринар).
Этот тип профессий предполагает наличие у человека наблюдательности, способности ориентироваться в условиях непредсказуемости и отсроченности результатов, менять цели в зависимости от условий, выносливости и терпеливости к недостатку комфорта.

3. Профессионально важные качества и противопоказания
Ст. воспитатель. Профессии одного типа имеют сходные профессионально важные качества (ПВК) и противопоказания.
Профессионально важные качества – требования профессии к индивидуально-психологическим особенностям человека.
Профессионально важные качества отражают:
особенности знаний, умений, элементов опыта;
особенности исполнительно-двигательных процессов (поведения, координации и т. д.);
особенности познавательных процессов (мышления, внимания, памяти и т. д.);
особенности эмоционально-волевых процессов (эмоциональность, стрессоустойчивость и т. д.);
особенности отношения личности (к окружающим, деятельности, вещам, себе и т. д.);
особенности креативности (т. е. творчества);
особенности саморегуляции (восстановления работоспособности и т. д.).

Противопоказания – ограничения профессиональной пригодности.
Противопоказания бывают психологические и медицинские.

«Человек – человек»
ПВК.
умение общаться, устанавливать контакты, в некоторых случаях знания по психологии, педагогике;
располагающее поведение и внешность, четкая и понятная речь, выразительная мимика;
наблюдательность, умение представить внутренний мир другого человека;
способность сопереживать другому человеку;
хороший самоконтроль, устойчивость к эмоционально напряженным ситуациям;
интерес к людям, доброжелательность, терпимое отношение к различным нестандартным проявлениям внешности, поведения, образа мыслей;
артистические способности;
способность к самостоятельной нормализации своего эмоционального состояния и т. д.

Противопоказания:
выраженные физические недостатки, дефекты речи;
равнодушие к людям, замкнутость, необщительность и т. д.

«Человек – техника»
ПВК:
знания по физике, математике, химии; осведомленность об устройстве и функциях применяемых машин и инструментов, режимах работы техники, правилах ее эксплуатации, умение разбираться в чертежах и схемах;
хорошее зрение и слух, линейный и объемный глазомер, высокая мышечная чувствительность, точность и быстрота движений, хорошая координация;
хорошо развитое пространственное воображение, память на числовые параметры разного рода, высокий уровень концентрации, распределения и переключения внимания;
эмоциональная сдержанность, устойчивость в чрезвычайных ситуациях, способность принимать решения в короткий срок, дисциплинированность, осторожность;
интерес к технике, способность работать при ограниченных контактах с людьми;
способность быстро восстанавливать работоспособность при высоких физических нагрузках и т. д.
Противопоказания:
нарушения опорно-двигательного аппарата (рук, ног, позвоночника);
рассеянность, эмоциональная неустойчивость и т. д.

«Человек – знаковая система»
ПВК:
умение длительно работать с цифрами, схемами, графиками, знание правил работы с конкретными знаковыми системами;
быстрые и точные, координированные движения пальцев рук, четкий и красивый почерк, хорошее владение письменной речью, грамотность;
высокий уровень концентрации внимания, способность воспринимать и удерживать в памяти словесно-логическую информацию больших объемов, аналитическое мышление;
терпение, усидчивость, способность контролировать ход и правильность умственных действий;
интерес к работе со знаковыми системами, способность к выполнению однообразной работы при ограниченных контактах с людьми;
способность быстро восстанавливать умственную работоспособность и т. д.
Противопоказания:
наличие психических и неврологических заболеваний, связанных с нарушением внимания и повышенной возбудимостью;
неспособность к монотонной однообразной работе ит. д.

«Человек – художественный образ»
ПВК:
развитое эстетическое чувство;
высокий уровень развития функциональных способностей (пространственный глазомер, цветоощущения и т. д.), устойчивость к длительным нагрузкам отдельных групп мышц;
нестандартное мышление, хорошо развитое воображение, фантазия;
терпение, способность к многократным переделкам сделанного, ожиданию отсроченного результата, устойчивость к нервным нагрузкам;
отношение к миру с позиции преобразователя, т. е. стремление изменить окружающее;
способность посмотреть на обыденное свежим взглядом;
способность к быстрому восстановлению физической работоспособности, нормализации своего эмоционального состояния и т. д.
Противопоказания: т
функциональные нарушения (зрения, слуха, координации движений);
неспособность к преодолению шаблонов и стереотипов ИТ. д.

«Человек – природа»
ПВК:
разнообразные умения (от рисования до управления машинами и их комплексами), навыки планомерных и систематических наблюдений, прогнозирования результата, в некоторых случаях знания по биологии, химии;
хорошее физическое развитие, крепкое здоровье, цветовое зрение;
хорошее распределение внимания, образная зрительная память, богатое воображение;
способность терпеливо ждать отсроченного результата;
интерес и особое уважительное отношение к живому;
способность к быстрому восстановлению работоспособности при высоких физических нагрузках и т. д.
Противопоказания:
слабое здоровье, недостаточное физическое развитие, физические недостатки, препятствующие активной ходьбе, серьезные дефекты зрения;
отсутствие интереса к объектам живой природы и т. д.

4. Расскажи о профессии
Каждому воспитателю предлагается взять карточку, на которой написано название профессии. Нужно рассказать о профессии по следующей схеме: название профессии – место работы – условия труда – инструменты для работы – выполняемые трудовые операции – результат труда.
5. Моделирование
Воспитателям предлагается разделиться на несколько подгрупп, разработать модель организации непосредственно образовательной деятельности с детьми по ознакомлению с профессией с учетом интеграции различных видов деятельности. Профессию воспитатели выбирают самостоятельно.
Затем педагоги обсуждают, какие формы и методы ознакомления с профессиями целесообразно использовать в работе с детьми дошкольного возраста, какие из них являются наиболее эффективными.
6.Эмпатия
Ст. воспитатель. Представьте, что вы наблюдаете за работой специалиста (выбирается профессия). Постарайтесь представить себя на его месте.
Что вы будете видеть, слышать, чувствовать?
О чем вы будете думать?
Что вам будет мешать работать?
От чего в работе вы сможете получить удовлетворение?
7.Рефлексия
Ст. воспитатель. Уважаемые педагоги! Прошу вас выполнить рефлексию по методике «Эмоциональное письмо». Для этого выберите из предложенных вам картинок с изображениями различных эмоций именно ту, которая характеризует ваше эмоциональное состояние в данный момент, вложите ее в конверт и оставьте свои комментарии.
Благодарю за сотрудничество! Творческих всем успехов!

15