Рабочая программа элективного курса Мир профессий


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НОВОПОКРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБОУ «Новопокровская СОШ»
____________________
Приказ №
от«_____»_______20_ г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
______________________
«_____»____________20_ г.
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
Руководитель
____________________
протокол №____от____20__ г.
 





Программа
элективного курса « Мир профессий»
для обучающихся 9-х классов
на 2015/2016 учебный год.






Составил(а):Потапова Г. А.
учитель математики















р.п. Новопокровка
2015-2016 учебный год




Пояснительная записка.

Элективный курс «Мир профессий» предназначен для обучающихся 9 класса, курс реализуется в рамках предпрофильной подготовки учащихся.Данный курс позволяет познакомить обучающихся с типом профессий, выявить их личностные интересы и склонности, помочь правильно выбрать будущую профессию, ознакомить с рынком труда в Мордовском районе, рассказать об учебных заведениях Тамбовской области и каких специалистов они готовят, организовать встречи с людьми разных профессий и экскурсии на предприятия нашей местности. Программа курса органически связана с общей программой воспитания подростков , является важным подспорьем классного руководителя. Программа курса нестабильна вариативна, изменчива . Она может корректироваться в зависимости от особенностей .
По итогам работы обучающимся в конце полугодия ставится «зачет»
( выполняется творческая работа).
Цель:
-Формирование у школьника профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в целом.
-Постоянное формирование готовности к осознанному и самостоятельному построению и постоянной реализации своего развития.
Задачи:
Изучить условия различных видов труда, чтобы знать, какие качества необходимы для успешного выполнения той или иной работы.
Объективно проанализировать, насколько возможности и желания учащихся соответствуют тем требованиям, которые предъявляет к человеку профессия.
Проинформировать учащихся о состоянии рынка труда района и области.
Познакомить с образовательными учреждениями высшего и среднего профессионального образования, расположенных на территории Тамбовской области.
Формировать у школьников профессиональное самоопределение , соответствующее индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в целом.











Структура документа
Программа включает пять разделов : пояснительную записку , содержание учебного материала, требования к подготовке учащихся, тематическое планирование элективного курса, литературу.

Программа ( содержание учебного материала)

Тема 1. Мир профессий (4 часа)
Что такое профессия. Как появилась профессия. Профессиональная и трудовая деятельность. Профессионал. Любитель. Дилетант. Профессия и увлечение.
Признаки профессии.
Как можно познакомиться с разными профессиями. Источники информации профессии. Количество, состав, соотношение профессий. Здоровье и профессия. Что можно и нельзя подростку с14 до 18 лет. Востребованные профессии через 5 лет.
Информация положения с молодежной занятостью в рабочем поселке , районе.
О тестировании. Основные ошибки при выборе профессии.

Тема 2. Знакомство с типами профессий (6 часов)
Психологический тип. Психологические классы профессий. Какие бывают профессиональные учебные заведения. Уровень профессионального образования. Формы профессионального образования. Порядок поступления в профессиональные ученые заведения.

Тема 3. Выбор профессии.( 7 часов )
Новые профессии, модные профессии. Правила выбора профессии. Игра «Угадай профессию». Желания и возможности (тестирование). Определение общих творческих способностей. Встречи с представителями разных профессий. Защита одного из типа профессии.

Требования к подготовке учащихся:
1.Знать:
Что такое профессия ?
Психологические типы профессий, классы профессий.
Где можно получить или посмотреть материалы о различных профессиях.
2.Уметь:
Ориентироваться в мире профессий.
Пользоваться справочной и специальной литературой .
3.Иметь представление:
Об учебных заведениях области ,района.
О пределах и глубине своего «Я» , о своей будущей профессии.


Тематическое планирование элективного курса «Мир профессий»



Тема занятий
Кол-во
часов

1.
Мир профессий и его карта.
1

2.
Как готовить себя к будущей профессии.
1

3.
Здоровье и выбор профессии.
1

4.
Планирование. Рынок труда Мордовского района.
1

5.
Знакомство с типами профессий.
1

6.
Профессии типа «Человек –природа».
(Мичуринский СХА , Чакинский с\х колледж , Селезнёвский колледж)
1

7.
Профессии типа «Человек - техник».
( Жердевский колледж сахарной промышленности , Тамбовский проф.лицей №14 , Котовский проф.лицей №10 ,Проф.лицей №1 п.Строитель)
1

8.
Профессии типа «Человек –человек».
(Тамбовский пед.колледж №1 им.К.Д.Ушинского ,ТГУ им. Державина , Мичуринский пединститут , Тамбовский бизнес – колледж )
1

9.
Профессии типа «Человек –знаковые системы».
(Тамбовский экономический техникум , Котовский химико –технологический
Техникум , ТГУ)
1

10
Профессии типа «Человек –художественный образ».
(Тамбовский государственный институт музыкально-педагогический институт им. С.В. Рахманинова , институт культуры)
1

11.
Беседа «Новые профессии , модные профессии».
1

12.
Игра «Угадай профессию».
1

13.
Тестирование «Выявление интересов и склонностей учащихся , определение профессий , соответствующих склонностям».
1

14.
Желание и возможности. Работа и учёба по окончании школы . Опросник профессиональных намерений.
1

15.
Круглый стол «Профессии моей семьи».
1

16.
Конкурс «Кто больше знает о профессиях?».
Защита любимой профессии.
1

17.
Экскурсия на производства п Новопокровка , встречи с представителями разных профессий.
1







Литература :

1.В.Р.Шмидт Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников. 8-11классы.М.:Творческий центр .2005-2006г.
2.Вести .Газета,№2(49)февраль 2004г.
3.Г.М.Акользина ,Л.А. Вановская .Газетный буклет .Макет и печать ТОГУ, Издательский дом «Тамбовская жизнь».
4.Абитуриент 2006. Информационный журнал . Производство ООО «Тамбов-Инфо» 2005г.
5. «Где учиться? Как учиться? Зачем учиться?» Ежеквартальный журнал для абитуриентов. ООО «Тамбов –Медиа Центр» 2005г.
6.Абитуриент 2005. Информационный журнал. Производство ООО «Тамбов –Инфо» , 2005г.

15