Конспект урока по русскому языку на тему Имена существительные собственные и нарицательные

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе
Тема урока:«Имена существительные собственные и нарицательные»
Цель: углубить и расширить знания об именах существительных собственных и нарицательных; учить различать и правильно писать имена существительные собственные.
Задачи:
Образовательные: закрепление и систематизация знаний об именах существительных собственных и нарицательных, развитие орфографической зоркости, речевого слуха, навыка графического обозначения орфограмм, отработка навыков нахождения и определения данных имен существительных.
Развивающие: развитие умения анализировать, наблюдать, сравнивать, обобщать, устанавливать взаимосвязи, делать выводы, развитие воображения в процессе учебной деятельности, развитие навыков устной и письменной речи, развитие связной речи при ответе на вопросы, совершенствование процессов памяти при ответе на вопросы, развитие словарного запаса при подборе синонимов, развитие слухового восприятия при прослушивании материала.
Воспитательные: воспитание культуры общения учащихся, позитивного отношения друг к другу, воспитание усидчивости, трудолюбия, самостоятельности, умения работать индивидуально и в парах.
Планируемые результаты:
Предметные:
Различать собственные и нарицательные имена существительные, уметь употреблять их в письменной речи.
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности
Метапредметные:
Уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД)
Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД)
Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы (Познавательные УУД)
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация к уроку, учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях «Русский язык» Л.И.Львова и др, карточки – заготовки для самостоятельной работы, цветные карточки (красная, желтая, зеленая) для рефлексии.













ХОД УРОКА

Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД

1.Организационный Настрой учащихся на работу. Проверка готовности к уроку.

- Прозвенел звонок. Здравствуйте, ребята!
Всем желаю хорошего настроения и плодотворной работы на уроке.

Проверяют наличие учебников, тетрадей, ручек, карандашей


СЛАЙД 1



- личностные УУД:
формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению;
положительное отношение к школе и учебной деятельности.

2. Актуализация опорных знаний.
Повторить пройденный материал.
Подготовить к восприятию нового материала

Мы продолжаем изучение темы: «Имя существительное».
Какой теоретический материал мы изучили на прошлом уроке?
Какие существительные относятся к одушевленным?
Какие относятся к неодушевленным?

Открывают тетради, записывают число и начало темы урока: Имена существительные

Отвечают на вопросы.









Регулятивные: умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем ,
умение анализировать свою работу
Познавательные: умение анализировать, делать умозаключения
Коммуникативные: развитие речи,
обогащение словарного запаса ,
умение взаимодействовать, воспринимать задание на слух


3.Подготовка к восприятию. Формирование новых знаний.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне;
подготовка учащихся к повторению материала через создание проблемной ситуации
Мотивирующий приём:
подводящий к теме диалог
1. Постановка проблемы.
В рабочих листках и на слайде предложения:
1. В нашей семье появился малыш.
2. Котёнок Малыш громко замяукал.
3. «Малыш» - это современный магазин для детей и их родителей.
Выпишите из предложений одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Ребята, обратите внимание на ниписание слова малыш.
Ответить на этот вопрос мы сможем изучив тему нашего урока.
Какие задачи мы ставим перед собой?
2. Введение понятия собственные и нарицательные имена существительные.

Работа с теоретическим материалом учебника. П. 20.(Обращаю внимание на внимательное чтение теор. материала).
1. Чтение
2.Беседа по вопросам.
3. Учитель называет слова
3. Заполнение таблицы- схемы.
Пользуясь этим материалом, восстановите в парах часть схемы (Приложение)
Обратимся к словам из предложений.(Слово малыш).
Продолжаем работу по изучению теоретического материала.

Читают, отвечают на вопрос,обосновывают свои ответы.




Вписывают пропущенные слова темы

формулируют цели и задачи урока.



Выписывают существительные в тетрадь.




Записывают тему.

Учащиеся проговаривают задачи, используя опорные слова.








теоретический материал, отвечают на вопросы, заполняют вместе с учителем таблицу- схему.




Работая в парах.


Читают, отвечают на вопросы, заполняют схему таблицу.
П- осуществляют анализ, сравнение, обобщение, извлечение необходимой информации из текстов.
Р-контролируют учебные действия, планируют учебные действия в соответствии с поставленной учебной задачей.
К-обмениваются мнениями, планируют участие в обсуждении проблемы, уважают мнение других участников образовательного процеса.
Л- способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении.

4.ФИЗМИНУТКА




5. . Закрепление
Закрепляем полученные знания на практике.
Выполняем упражнение 152.
Задание: Выписать имена собственные

Читают текст вслух, озаглавливают.
Выборочное списывание по рядам.



Выписывают собственные имена существительные:
Реки:
Художники:
Города:
Озеро:
Моря:
Корабли:


П – осуществляют анализ, синтез, устанавливают причинно-следственные связи
Р- осуществляют контроль, коррекцию
К- аргументируют свое мнение, учитывают разные мнения, при взаимопроверке используют критерии для обоснования своего суждения

7. Итог урока. Рефлексия


1. Вспоминаем, какие цели мы поставили перед собой в начале урока?
Сегодня на уроке я узнал
Меня удивило то, что
Мне захотелось узнать
Самооценка.


П- ориентируются в своей системе знаний.
Р- оценивают собственную деятельность на уроке

8. Домашнее задание.
Упр.153.
Инструктаж по выполнению домашнего упражнения.

Задают уточняющие вопросы по домашнему заданию.
Записывают домашнее задание в дневник.



15