Разработка урока по ОРКСЭ Кураев Россия -наша Родина



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Курская область Медвенский район
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГОСТОМЛЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
307041, Курская область, Медвенский район, с. 1-я Гостомля, д.125
Тел. № 8 (47146) 4 –61 - 38,
e-mail: gostom@yandex.ruНоминация: Лучшая методическая разработка по предмету «Основы религиозных культур и светской этики»
Тема урока «Россия-наша Родина» - 4 класс
Автор : Мельникова Елена Николаевна

С.1-я Гостомля, Медвенский район, Курская область
2016 год
Мельникова Е.Н.,учитель основ православной культуры. ОРКСЭ.
УМК: Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры.-4-5 класс. - М. Просвещение, 2011.
Урок №1.
Тема урока «Россия-наша Родина».
Цель: формирование целостного образа России как многонационального государства с вековыми традициями народов, умения жить в многонациональном и многоконфессиональном обществе.
Задачи:
1 . Предметные:
-создать условия принятия общечеловеческих ценностей: Отечество, Родина, Россия, семья как фундаментальной основы общества и государства;
-воспитывать готовность сохранять и преумножать ценности русской культуры;
-познакомить с понятиями духовный мир человека, культурные традиции;
-расширить общий кругозор, знаний об истории и культуре родного края, обогащение словарного запаса;
- воспитывать уважения к своей Родине;
2 . Метапредметные:
-расширить опыт творческой деятельности учащихся;
-проявлять готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения, проявлять толерантность;
-осуществлять выбор наиболее рациональной последовательности действий по выполнению учебной задачи.
Планируемые результаты обучения:
-знать, что каждый человек-малая часть своего народа, своей страны;
-понимать и уметь объяснять связь духовного мира человека с культурными традициями своего народа и многонационального государства;
- владеть навыками работы в группе;
-понимать правила ведения дискуссий: выражать готовность слушать собеседника и вести диалог.
Тип урока: открытие новых знаний.
Виды деятельности: формулировка цели урока, участие в учебном диалоге, беседа, творческие задания, фронтальный опрос, практическая деятельность в группах, диалог, рассказ.
Методы: мотивационный, целеполагающий, проблемный диалог, частично-поисковый, словесный, наглядно-иллюстративный.
Ключевые понятия урока: Отечество, Родина, духовный мир, культура, традиции.
Межпредметные связи: география, краеведение, искусство. Литературное чтение.
Ресурсы: учебное пособие А.В.Кураева «Основы православной культуры, выставка книг о Родине, флаг, герб, карта России, карта Курской области, компьютерная презентация, репродукции картин и иллюстраций.
Дидактический материал к уроку : пословицы, презентация, тестовые задания.
Форма контроля: задания в тестовой форме.
Ход урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность
учащихся Формирование
УУД
1 . Психологический настрой. Давайте поздороваемся друг с другом с помощью своих ладошек.
-Приветствие “Здравствуйте!”
 Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
·   желаю (соприкасаются большими пальцами);
·   успеха (указательными);
·   большого (средними);
·   во всём (безымянными);
·   и везде (мизинцами);
·   Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)
Включаются в работу.
Учатся делиться теплом своей руки и отдавать частичку своей души товарищам. Регулятивные УУД
Понимать учебную задачу.
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные и личностные УУД
Проявлять интерес к новому.
2 . Мотивация для определения темы и цели урока. На экране мультимедийной установки появляются слайды: карта Курской области, село Гостомля.
Звучит стихотворение Золотарёва о селе Гостомля.
К своим корням…
Село Гостомля-родина моя,
Оттуда мои корни и истоки.
Пишу о нём с любовью, не тая
Ни грустные, ни радостные строки.
Люблю бродить в окрестностях его.
Любуясь дымкой утренней над лугом,
И вспоминать, как гнали на жнивье
Гусей пасти с Алёшкой, лучшим другом.
А вечерком со стайкою друзей
На выпас гнали лошадей в ночное..Там любовались бликами огней,
На звёздное сиянье золотое.
Сюда всегда порывисто стремлюсь,
К своим корням, к питающим истокам.. В родном селе-моя святая Русь!-
И это в понимании глубоком.
-Скажите, пожалуйста, о чём мы сегодня будем говорить на нашем уроке?
Это слово с детства знает каждый человек, и он связан с определённым местом на нашей земле, местом, где он родился, вырос и живёт. Это место невидимыми нитями соединяет его с корнями, с близкими и родными людьми. Это место называется – малая Родина. Для нас -это наш Курский край.
О Курском крае сохранилось немало драгоценных свидетельств, предметов культуры, с помощью которых можно проследить сложную судьбу Курской земли. Куряне были участниками и свидетелями всех важнейших событий на протяжении многовековой истории.
- А чем славится наша малая родина, наш Курский край? Чем он знаменит?
Если читать книгу о достопримечательностях Курского края, то можно выделить 7 глав книги. Итак, остановимся на каждой главе отдельно.
1 глава - Курская Коренная пустынь.
Монастырь в Коренной пустыне -это место обретения Чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Знамение Курской Коренной». Коренная пустынь расположена на правом берегу реки Тускарь в 30 км от Курска. В тёмной синеве обширного Коренского леса сияют золотом кресты монастырских церквей, белокаменные своды стройными уступами спускаются к реке и церкви Живоносного источника. Не случайно избрано это место для спасения душ человеческих. Сама Царица Небесная указала на него чудесным явлением своего образа на опушке глухого леса. С тех самых пор уже более семи столетий не умолкает здесь молитва.
2 глава - победа в Курской битве.
Великое танковое сражение произошло на Курской земле и вошло в историю Вов под названием «Курская битва». Это танковое сражение стало переломным моментом в ходе ВОВ. В честь победы советских войск под Курском в Москве был произведён первый салют.
3 глава - Курская магнитная аномалия (месторождение железной руды).
Всемирную известность обрела Курская магнитная аномалия. На сотни километров протянулась великая железорудная гряда. Это одна из крупнейших в мире природная кладовая железных руд. Её запасов хватит, как минимум на 300 лет.
4 глава-Центрально-чернозёмный заповедник имени В.В.Алёхина.
Алёхинский заповедник -старейший в России. Главная его достопримечательность -целинные чернозёмы. Его основал профессор В.В.Алёхин, уроженец Курска. В заповеднике бережно сохраняют уникальный растительный и животный мир. Многие виды растений знаменитой Стрелецкой степи существуют только на территории Курской области и занесены в Красную книгу.
5 глава-Кожлянская игрушка.
В России народных художественных промыслов великое множество. Вот и жители Курской области прославились на весь мир искусством делать игрушки. В деревушке Кожла из белой глины женщины делали игрушки-свистульки. Расписывали их с помощью гусиного пера красками. Игрушки демонстрировали и продавали на русских ярмарках и базарах.
6 глава -Курская антоновка.
Этот сорт яблок неслучайно пользуется таким почтением. Золотистое и ароматное яблоко издавна считается символом плодородия земли. Курская антоновка поставлялась даже к царскому двору, когда Россией правила Екатерина II. И сегодня Курская антоновка -один из самых популярных и любимых народом яблок.
7 глава - Курский соловей.
Соловей - любимая птица русского народа. Издавна русский народ стал целителем соловьиного пения: они не только тонко разбирались в его «коленах», но строго различали разные соловьиные «шкалы». Лучшими считались соловьи из окрестностей Курска.
Вот какая она, Курская земля -романтичная, щедрая и притягательная.
Работают над вопросом целеполагания и мотивации урока.
Отвечают на вопрос.
Отвечают на вопрос.
Просмотр презентации
Слушание аудиозаписи «Пение курского соловья» Коммуникативные УУД
Допускать возможность существования у людей разных точек зрения, не совпадающих с собственной.
Формулировать своё мнение, свою позицию.
3 . Актуализация знаний. Слушание песни «С чего начинается Родина»?(В. Баснер и М. Матусовский) и на экране слайды изображающие русскую природу.
-А с чего, по-вашему, начинается Родина?
-Родина – мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерями, заботиться о них, приходит на помощь, придаёт силы. Мы любим нашу Родину. А любить Родину - значит жить с ней одной жизнью. Слово Родина происходит от слова род, происходящих от одного предка, родоначальника.
- Каким словом ещё можно назвать Родину?
Отечество, отчизна - родная страна.
ПОНЯТИЕ Отечество обозначает страну предков отцов. Родина-страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит.
Работа со словарём. Запись новых слов: Родина, Отечество, Отчизна.
- А как называется наша Родина?
- В составе Российской Федерации есть другие республики, в которых проживают люди разных национальностей, но все мы граждане Великой России и мы едины в российском пространстве как одна семья.
О Родине есть кроме стихов и песен ещё много пословиц и поговорок. Сейчас мы поиграем в игру «Сложи пословицу о Родине»
1 . Одна у человека мать, одна у него и Родина.
2 .Родная сторона - мать, чужая-мачеха.
3 .Всякому мила своя сторона.
4 .Где родился, там и пригодился.
5 .С родной земли умри - не сходи.
6 . Кто за Родину горой - тот истинный герой.
-Чем же наше государство отличается от других?
Отвечают на вопрос
Отвечают на вопрос
Работают с пословицами в парах.
(Один конверт-начало, другой- вторая половина пословицы).
Отвечают на вопрос. Многонациональное. Личностные УУД
Осмысливать нравственные ценности и высказывать собственное суждение.
Личностные УУД
-оценивать усваиваемое содержание учебного материала
Коммуникативные УУД
Уметь формировать коммуникативно-речевые действия
4 .Интеграция: обществознание, география В начальных классах вам много рассказывали о символах нашей страны. Давайте вспомним.
Показ презентации «Символы России»
Герб – это эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках, документах. У нас красивый герб. На нём изображён двуглавый орёл на фоне российского флага. Орёл – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Это очень древний герб. Он появился 500 лет назад.
Российский флаг - это трёхцветное полотнище с белой, голубой и красной полосами.
-Что же символизирует белый, синий, красный цвета российского флага?
По одной версии, это единство моря, земли и неба.
По другой - это содружество трёх славянский народов.
По третьей - цвета флага символизировали: белый - веру, чистоту; синий-небо, благородство, верность; красный - героизм, отвагу, смелость.Есть и такая версия: белый - это вера, синий - надежда, а красный-любовь.
Гимн - символ нашего государства. Люди издавна любили гордые и смелые песни. Уже у древних народов были торжественные песнопения. В них славились красота родной земли, её богатство, подвиги героев. Первым гимном российской федерации стала музыка патриотической песни русского композитора М.И.Глинки, который жил в 19 веке. Просмотр презентации с целью повторить понятия: символы России, герб, флаг, гимн. Личностные УУД
Воспитывать бережное отношение к наследию предков.
Физкультминутка Только добротой сердец
Этот мир согреть мы сможем с вами,
Только добротой сердец,
Добрыми делами и словами.
И среди планет и звёзд
Этот шар земной вращаться будет,
До тех пор пока сумеют люди
Отдавать тепло сердец. Под музыку выполняют движения со словами. 5 . Знакомство с содержанием курса. - А сейчас мы совершим путешествие по страницам нашего нового учебника ( знакомство с учебником). Знакомятся с учебным пособием А.В.Кураева «Основы православной культуры». 6 . Работа с учебником. - Давайте прочитаем, как автор учебника объясняет нам понятия духовные и культурные традиции.
-Проверить полученные знания нам помогут тестовые задания.
1 . Почему каждый россиянин должен любить свою Родину?
А) Это позволяет хорошо жить
Б) Благодаря ресурсам страны человек может обогатиться
В) Родина у человека как мать -одна. Её нужно любить, как мы любим своих родных, как любим свою единственную мать.
2 . Как может проявиться «труд души» по отношению к Родине?
А) В обогащении страны материальными благами
Б) В завоевании новых территорий
В) В освоении духовных богатств своего народа
3 . Установите соответствие между ловами и определениями
А) Патриот Место, где родился и живёт человек
Б) Родина Земля, которую защищали и любили прадеды
В) Отечество Человек, любящий свою Родину, народ
4 . В чём вы видите духовное богатство нашей многонациональной Родины?
А) В большой территории и природных ресурсах
Б) В духовных традициях народов, которые живут на территории России
В) В богатых и влиятельных людях
5 . Какое слово зашифровано в трёх предложениях?
А) Мы живём в замечательной стране
Б) Наши прадеды защищали эту землю и сохранили для будущих поколений
В) В этом названии чувствуется звучание света, раздолья и одухотворённости Проверяют тест друг у друга, сверяют с правильными ответами 7 .Итог урока.
Рефлексия. - Что вам понравилось?
-Что узнали нового?
-Закончи предложение:
Я не ожидал, что..Оказывается …..
Мне больше всего ….. Регулятивные УУД
Работа над развитием рефлексивности, умения объективно оценивать результаты собственной деятельности, взаимоконтроль оценивание самооценивание8 .Задание на дом Составить кроссворд, посвящённый «главам» курского края. Личностные УУД
Учитывать ориентиры действия в сотрудничестве
Литература.
1 . Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/под ред.А.Г.Асмолова.-3-еизд.-М.:Просвещение, 2011 г.
2 .Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры.-4-5 класс. - М. Просвещение, 2011 г.