Урок русского языка по теме Разделительные знаки


ОТКРЫТЫЙ УРОК во 2 «А» классе Тема: Разделительные ь и ъ знаки.
Тип урока: урок-исследование. Технология: проблемно-поисковая.
Система обучения: развивающая.
Цел: Познакомить детей с ролью разделительного мягкого и твердого знаков в слове.
Задачи урока :
Образовательные: • создать условия для учебной деятельности, в ходе которой учащиеся познакомятся с новой орфограммой• отработать навык правописания слов с разделительным ъ знаком.Развивающие:• создать условия для развития познавательной активности детей, умения рассуждать, делать выводы• развивать умение работать в пареВоспитательные:• воспитывать доброжелательное отношение друг к другу• воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям,
Предметные результаты.
Ученик научится:– Осознавать разделительную функцию Ь и Ъ.– Иметь навык чтения, понимания прочитанного.
Ученик получит возможность научиться:– подготовиться к знакомству с орфограммой “правописание Ь и Ъ”;– производить звуковой и звукобуквенный анализ слов с Ь и Ъ.
Личностные результаты.
У ученика будут сформированы:– знание основных моральных норм поведения в новой школьной жизни.
Ученик получит возможность для формирования:– умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;– представления о языке как средстве общения, о разнообразии ситуаций общения.
Регулятивные УУД.
Ученик научится:– оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;– первоначальному умению выполнять учебные действия в устной речи и в уме.
Ученик получит возможность научиться:– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;– осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;
Познавательные УУД.
Ученик научится:– понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;– анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;– осуществлять сравнение, классификацию изученных фактов языка с опорой на выделенные учителем критерии;– обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).
Ученик получит возможность научиться:– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;– видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи;– воспринимать смысл небольшого текста;– соотносить изучаемый материал с собственным опытом.
Коммуникативные УУД.
Ученик научится:– иметь представление о возможности существования различных точек зрения, о возможности договариваться, приходить к общему решению;
Обучающийся получит возможность научиться:– принимать другое мнение и позицию;– формулировать собственное мнение и позицию;– строить понятные высказывания;– задавать вопросы.
Ход урока
I. 1.Организационный момент. Приветствие гостей.
– Настрой на продуктивную работу:
Дети читают на листах
Я умею думать, я умею рассуждать. Что полезно для работы то и буду выполнять.У меня получиться и у тебя тоже.
2.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
- Мы-команда, которая будет добывать знания, а чтобы знания были крепкими мы должны работать сообща.
Девиз урока: СЛАЙД 1
Друзья, ученье нас объединяет.
- Какие буквы пропущены.( С этих букв не начинается ни одно слово. Звуки этих букв никто не слышал, а буквы каждый видел.)
СЛАЙД 2
-Сформулируйте тему урока.
- Все ли мы знаем о разделительных знаках?
- Как вы думаете, есть ли еще что-то, что вам неизвестно?
-Выберите на оценочных листах вариант, который вам больше подходит, обведите букву этого варианта.
А) Мы все знаем!
Б) Мы еще не все знаем!
В) Мы ничего не знаем!
Г) Мы уже кое-что знаем!
-Кто выбрал вариант А? Как вы думаете, что должен знать каждый из вас, чтобы выбрать вариант А?
-Сформулируем вместе цель урока:
-Научиться правописанию ь и ъ знаков, будем выполнять различные задания
II Чистописание.
Запишите число, классная работа.
-Как запишите знаки( увеличивая)
-В предложении подчеркните орфограммы. Запятая поставлена при обращении.
Ъ Ь ЪЪ ЬЬ ЪЪЪ ЬЬЬ
Друзья, ученье нас объединяет.
- Оцените свою работу по чистописанию.
III Работа по теме
1. - Ребята, а чтобы хорошо учиться , какие качества вам помогут?
(Внимательность, трудолюбие, старательность, аккуратность, умение доводить дело до конца.)
– Как одним словом назвать эти качества? (Прилежание.)
– Вы знаете, что иногда говорят “тюленье прилежанье”. Почему так говорят?
СЛАЙД 4
– Что вы знаете о поведении тюленя (дети высказывают свое мнение).– А вот как об этом пишет Б.Заходер.
СЛАЙД 4
Целый день лежит тюлень, и лежать ему не лень.
Жаль тюленье прилежанье- не пример для подражанья.
а) – Что же такое тюленье прилежанье?
– Какое ваше отношение к такому прилежанию?
б)– Назовите все слова с ь знаком. – Выдели общие и различные признаки слов:
 тюлень – тюленье. 
Вывод. Различные признаки: значение слов – предмет – признак,
количество букв, во втором слове при произношении согласный звук не сливается с гласным;
общие признаки: ь знак обозначает мягкость согласного звука.
– Какое значение имеет разделительный ь знак?
-Почему он называется разделительным?
Вывод: разделительный мягкий знак показывает, что согласный звук не сливается с гласным.
– В этом случае принято называть ь знак – разделительным.
2. Сценка. «Раздели согласные»
1) Выходят 2 девочки, 1 мальчик, в руках карточки: ь, согл, гл

СЛАЙД 5 2) Вот два слова «сели» «съели»
Друг на друга посмотрели.
Не поймут те забияки
Их отличие в ТВЁРДОМ ЗНАКЕ.
Выходят 1 мальчик, 4 девочки держат
Сели-съели
- Какое значение имеет ъ знак?Вывод: твердый знак показывает, что согласный звук не сливается с гласным.
Работа в парах.
1. Потренируемся в чтении таких слов.
Работаем с партнером по плечу. Потренируйтесь в технике чтения таких случаев.
пе – пьеля – льялю – льюди – дьилё – льё
заезд  поезд  выезд приезд переезд въезд съезд отъезд подъезд разъезд
2 . Команда мальчиков будет «Камень», команда девочек – «Вата».
На столе у вас знаки – ъ и ь. Поднимите знак девочки-хором прочитайте слова с разделительным ь. Мальчики поднимите свой знак, хором прочитайте слова с ним.
-Что разделяют знаки? (согл от глас) Оцените работу.
ФИЗМИНУТКА СЛАЙД 6
-Что помогает работе в парах, в группах, в классе? ( дружба, доброта, взаимовыручка)
- Отдохнем под музыку и песню «Дорогою добра и дружбы»
IV Закрепление.
1. Работа по учебнику.
Стр. 78
Прочитаем в учебнике тему раздела и проблемный вопрос.
-Найдите ответ на этот вопрос. Стр. 79-правило читают
- Команда ВАТА читаем про ь, команда КАМЕНЬ читаем про ъ.
Схемы правила
СЛАЙД 7-8
Выполним упр 148. Запишите предложение с разделительным ь.
Оцените работу
2. Работа по группам.
Кроссворд
Вопросы по горизонтали:
Одежда для девочки. (Платье)
Отправление в путь. (Отъезд)
Мама, папа, дети. (Семья)
Сообщение о чем-либо. (Объявление)
Сладкое кушанье из ягод или фруктов, сваренными в сахаре. (Варенье)
Остатки от еды, недоеденные куски. (Объедки)
По вертикали должно получиться слово из букв, выделенных в клеточках из отгадок по горизонтали.
е
ь
т
а
л
п

д
з
е
ъ
т
о

я
ь
м
е
с

е
и
н
о
б
ъ
я
в
е
л

е
в
а
р
е
н
ь

и
к
д
о
б
ъ
е

СЛАЙД 9 Прочитайте получившееся слово по вертикали: ателье. Объясните лексическое значение этого слова.
То же, что и студия.
Мастерская по шитью одежды, а также по некоторым другим видам обслуживания.
Оцените работу.
Творческая домашняя работа.
Предлагаю вам составить рассказ на тему «Ателье» используя словосочетания: подъехали к ателье, объявление по пошиву одежды, шитьё платья, переполнена радостью.
СЛАЙД 10
ФИЗМИНУТКА для глаз- Немножко отдохнем. Гимнастика для глаз.В воздухе написать буквы Ъ и Ь вытянутой одной рукой, двумя руками, головой, сидя ногами.- Отдохнули? Продолжаем работать.
ИТОГИ УРОКА
1. Блиц-опрос
-Давайте повторим все, что мы узнали о знаках.
СЛАЙД 1 1
-Какие знаки в русском языке называются разделительными?(ь,ъ)
-Что общего?(названия)
-Какие общие действия?
- Показывают, что согласный звук не сливается с гласным звуком .
2. Самостоятельная работа. Разноуровневые задания.
-Выберите уровень сложности выполните задание.
1 уровень
Запишите слова в два столбика
Ь-показатель мягкости разделительный ь
____________________ ___________________
____________________ _____________________
____________________ ____________________
Друзья, пальто, день, пьёт, печенье, коньки
2 уровень
Вставьте в слова пропущенные знаки
Об…явление, от…езд, обез…яна, под…ём, вороб_ и, раз…яснил, в…езд, счаст_е, здоров…е.
3 уровень
Прочитайте данный рассказ, , исправьте найденные ошибки.
Папа коля вбивал коля. Он сел на отдых и сел пирожок. Идёт его сын Сёмка. Он лёт слёзы.
САМОПРОВЕРКА .СЛАЙД 12
Оцените работу
СЛАЙД 13
Рефлексия
На этом уроке я узнал (а) про разделительные знаки.
Я знаю правописание разделительных Ь и Ъ знаков.Мне понравилось работать на уроке + -
Оцени: Я сегодня работал лучше, чем вчера
Я мог бы работать лучше
Я недоволен своей работой
Урок окончен
Оценочный лист
Я умею думать, я умею рассуждать. Что полезно для работы то и буду выполнять.У меня получиться и у тебя тоже.
самооценка 1. А) Мы все знаем!
Б) Мы еще не все знаем!
В) Мы ничего не знаем!
Г) Мы уже кое-что знаем! 2 Чистописание 3 Пишу без ошибок 4 Работа в парах 5 Работа в группах 6 Самостоятельная работа 7 На этом уроке я узнал (а) про разделительные знаки.
Я знаю правописание разделительных Ь и Ъ знаков. Я знаю, над чем мне надо работать.
Мне понравилось работать на уроке
Оценочный лист
Я умею думать, я умею рассуждать. Что полезно для работы то и буду выполнять.У меня получиться и у тебя тоже.
самооценка 1. А) Мы все знаем!
Б) Мы еще не все знаем!
В) Мы ничего не знаем!
Г) Мы уже кое-что знаем! 2 Чистописание 3 Пишу без ошибок 4 Работа в парах 5 Работа в группах 6 Самостоятельная работа 7 На этом уроке я узнал (а) про разделительные знаки.
Я знаю правописание разделительных Ь и Ъ знаков. Я знаю, над чем мне надо работать.
Мне понравилось работать на уроке
Выберите уровень сложности выполните задание.
1 уровень
Запишите слова в два столбика
Ь-показатель мягкости разделительный ь
____________________ ___________________
____________________ _____________________
____________________ ____________________
Друзья, пальто, день, пьёт, печенье, коньки
2 уровень
Вставьте в слова пропущенные знаки
Об…явление, от…езд, обез…яна, под…ём, вороб_ и, раз…яснил, в…езд, счаст_е, здоров…е.
3 уровень
Прочитайте данный рассказ, исправьте найденные ошибки.
Папа коля вбивал коля. Он сел на отдых и сел пирожок. Идёт его сын Сёмка. Он лёт слёзы.
Выберите уровень сложности выполните задание.
1 уровень
Запишите слова в два столбика
Ь-показатель мягкости разделительный ь
____________________ ___________________
____________________ _____________________
____________________ ____________________
Друзья, пальто, день, пьёт, печенье, коньки
2 уровень
Вставьте в слова пропущенные знаки
Об…явление, от…езд, обез…яна, под…ём, вороб_ и, раз…яснил, в…езд, счаст_е, здоров…е.
3 уровень
Прочитайте данный рассказ, , исправьте найденные ошибки.
Папа коля вбивал коля. Он сел на отдых и сел пирожок. Идёт его сын Сёмка. Он лёт слёзы.
Н Е
Ь Ъ
С Е
Л И
пе – пьеля – льялю – льюди – дьилё – льё
заезд  поезд  выезд приезд переезд въезд съезд отъезд подъезд разъезд
пе – пьеля – льялю – льюди – дьилё – льё
заезд  поезд  выезд приезд переезд въезд съезд отъезд подъезд разъезд
пе – пьеля – льялю – льюди – дьилё – льё
заезд  поезд  выезд приезд переезд въезд съезд отъезд подъезд разъезд
пе – пьеля – льялю – льюди – дьилё – льё
заезд  поезд  выезд приезд переезд въезд съезд отъезд подъезд разъезд
пе – пьеля – льялю – льюди – дьилё – льё
заезд  поезд  выезд приезд переезд въезд съезд отъезд подъезд разъезд
Вопросы по горизонтали:
Одежда для девочки.
Отправление в путь.
Мама, папа, дети.
Сообщение о чем-либо.
Сладкое кушанье из ягод или фруктов, сваренными в сахаре.
Остатки от еды, недоеденные куски.
а

т

е

л

ь

е

Вопросы по горизонтали:
Одежда для девочки.
Отправление в путь.
Мама, папа, дети.
Сообщение о чем-либо.
Сладкое кушанье из ягод или фруктов, сваренными в сахаре.
Остатки от еды, недоеденные куски.
а

т

е

л

ь

е

Ь Ъ
Ь Ъ
Ь Ъ
Ь Ъ