Технологическая карта урока развития речи УМК: Бабайцева по теме Виды связи предложений в тексте (ФГОС)

Урок 100. ЦЕПНАЯ И ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ СВЯЗЬ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ (повторение)
Цели деятельности учителя
Познакомить учащихся с первым законом создания текста: связь предложений, с видами связи предложений в тексте; совершенствовать умения пятиклассников составлять текст, определять его тему, основную мысль

Тип урока
Урок развития речи

Планируемые образовательные результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать особенности цепной и параллельной связи предложений; уметь правильно использовать средства связи предложений в тексте соответствии с целью учебного задания.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): умение находить, преобразовывать и передавать информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

методы и формы обучения
Наблюдение над языком, создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные (цифровые) ресурсы
Интернет-ресурсы:
http://www.uroki.net
http://www.zavuch.info
http://www.intergu.ru
http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html
http://festival.1september.ru/subjects
http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192
http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library

Оборудование
Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстра- ционный материал
Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся

Основные понятия и термины
Способы связи предложений в тексте

Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
Деятельность учителя
Осуществляемая деятельность учащихся
Формы организации совзаимо-
действия
Формируемые умения (универсальные учебные действия)
Контроль результатов учебной деятельности

1
2
3
4
5
6
7

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала
Вступительное слово.
Хорошо проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку (учащиеся хором: «Пять»).
– Ребята, покажите, какое у вас сегодня настроение.
– Я очень рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что в течение урока оно будет только улучшаться.
– Сегодня у нас урок развития речи. Его мы начнем с наблюдений за словом речетворчество*.
– Чем оно интересно с точки зрения своего морфемного состава?
– Какое значение имеет это слово?
– Каждый день мы сталкиваемся с этим явлением. Возвращаясь после школы домой, вы рассказываете маме или папе о том, что произошло в школе, на каких уроках вас спрашивали, как оценили ваши знания. Каждое мгновение мы творим речь, создаем ее
Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем; размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку
Фронтальная
Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Познавательные: осознают познавательную задачу.
Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции.
Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей)
Листы обратной связи

2. Актуализация и пробное учеб-
Воспроизведение ранее изученного, установление пре-
– Значение слова речетворчество мы определили. А сейчас мы познакомимся с текстом, в котором узнаем нечто новое о толковании этого же слова.
– Вспомните определение текста. Что мы называем текстом?
Отвечают на вопросы, воспринимают на слух информацию;
Индивидуальная, фрон-
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.
Познавательные: выполня-
Устные ответы

ное действие
емственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа, активное слушание
Выразительно читает текст.
Законы умелого речетворчества, или Что нужно знать о тексте
Не следует забывать, что первоначально слово текст толковалось как «ткань», «связь». Это значение сохранилось в известных нам словах: «текстиль», «текстильное производство» – ткань, изготовление ткани.
Используя возможность такого толкования слова текст, говорят о «полотне текста» или о «текстовой ткани». Как и любая качественная ткань, текст должен быть создан по законам талантливого ткачества: не должно быть видно на его «полотне» ни грубых узлов, ни рыхлых, непрочных соединений; требуется, чтобы текстовые «нити» легли плотно и ровно на всех участках текста – крепкого и прочного полотна.
При создании текста, как и в ткачестве, мастер строго следит за тем, умело ли соединены «текстовые нити», «выдержан ли задуманный рисунок». Проще говоря, создатель текста постоянно заботится о его связности и целостности: существует ли связь предложений в тексте, правильно ли осуществляется переход от одной части к другой, а главное – удалось ли найти нужные тематические и смысловые опоры, которые и придадут тексту прочность и долговечность, как делают это основные нити ткани
строят понятные для партнера высказывания
тальная
ют учебно-познаватель- ные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации,
устанавливают причинно-следственные связи.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения


3. Выявление места и причины затруднения
Эвристическая беседа, ответы на вопросы.
Создает проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают недостаточность своих знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности (самостоятельно или при незначительной помощи учителя).
1) Какой словесный образ использует автор, проводя параллель между текстом и тканью? Что является общим у этих понятий?
2) Чем должен отличаться талантливо созданный текст? Перечислите законы хорошего текста.
Осваивают лингвистические термины; обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний у них недостаточно для полных ответов.
Индивидуальная, групповая.
Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.
Познавательные: устанавливают причинно-следствен-
ные связи, делают выводы.
Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.
Устные ответы.


Физкультминутка

Мы поставили пластинку
И выходим на разминку.
Начинаем бег на месте,
Финиш – метров через двести!
Раз-два, раз-два,
Хватит, прибежали,
Потянулись, подышали.

Бег на месте, на предпоследней строчке остановиться, на последней потянуться, руки поднять и опустить их через стороны
Выполняют элементарные физические упражнения
Фронтальная
Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации
Выполнение упражнений

4. Целеполагание
и построение проекта выхода из затруднения. творческая практическая деятельность по реализации построенного
проекта
Раскрытие