Урок русского языка на тему Окончания имен прилагательных в единственном числе

Автор: Калачева Елена Владимировна- учитель начальных классов
МАОУ «Гимназия № 67», г. Н. Новгород
Тема: Окончания имен прилагательных в единственном числе.
Цель: 1.Cовершенствование навыка правильного писания падежных
окончаний имен прилагательных в единственном числе;
2. Воспитать любовь к родной природе;
3.Развивать произвольное внимание, память, творческое мышление.
Ход урока.
Оргмомент
Правила посадки.
Сегодня у нас урок русского языка. Как всегда начинаем наш урок с минутки чистописания.
Минутка чистописания.
________________________________________________________

Колючий могучий лучистый чудесный (запись на доске)
- записать предложение с одним из прилагательных
Чудесным зимним утром ребята отправились на лыжную прогулку.
(один ученик работает у доски)
- задание: выписать с/с, выделить окончания, определить падеж.

Сообщение темы урока.
Сегодня мы закрепляем знания о написании падежных окончаний в прилагательных в единственном числе.
Как изменяется прилагательное? (по родам, числам, падежам)
Как определить род число и падеж прилагательного? (по сущ.)
Как можно проверить написание окончаний имен прилагательных ? (по вопросам)
(на доске таблица окончаний прилагательных и вопросов)

Словарная работа.
Снегирь
Скворец
Ворона
Синица
Воробей
Жаворонок (слова записаны на карточках)
- записать в тетрадь (ученик комментирует)
Комментированное письмо предложения.
Резкий ветер несёт над землёй хлопья снега.
Запись предложений под диктовку.
Воробьи и синицы жмутся к жилью.
Когда это бывает?
Почему зимой птицы жмутся к жилью человека?
А кто помогает птицам в трудное для них время?
(прочитать стихотворения о птицах)
Задания : (индивидуальный опрос)
Найти в предложении безударные гласные. Проверить их.
Разобрать предложение по членам предложения и частям речи.
Работа по теме урока.
Составление словосочетаний (прилагательные записаны на доске)
Красногрудый снегирь
Суетливый воробей
Хлопотливая синица
Выделить окончания прилагательных. Проверить по вопросам.
Каким другим словом можно заменить слово хлопотливая? (трудолюбивая)
Разобрать по составу (у доски ученик)
Физкульминутка.
Творческая работа с текстом.
Пришла вьюжная зима. Голодно птицам в зимнем лесу. Дружные ребята мастерят кормушки. Они повесят их в школьном саду. К кормушке прилетят синички и воробьи. Прилетит и снегирь в красной рубашке. Будут сыты наши пернатые друзья.
(текст записан на доске, без окончаний )
(учитель читает предложение, дети называют в предложении словосочетания (сущ. + прил.), объясняют написание окончаний прилагательных по таблице)
Вьюжная зима
В зимнем лесу
Дружные ребята
В красной рубашке
Пернатые друзья
а) Восстановить и записать текст в тетрадь.
(с/с выписать на обратную сторону доски )
Проверка написания чтением.
Как же помогли ребята пернатым друзьям?
Как птицы отплаптят за эту заботу?
Пройдет зима, наступит весна, вернутся на родину перелетные птицы, закипит работа на полях, в садах, огородах а сколько песен услышим мы! А пока послушаем голоса птиц. (прослушать записи птичьих голосов)

Подведение итогов.
Как проверять правописание падежных окончаний имен прилагательных? (по вопросам)
О чем еще говорили на уроке? (о помощи птицам в зимнее время )