Конспект урока Поэзия как особое переживание мира


ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
класс 2 «Б»
МБОУ лицея № 1
Учитель: Молочева
Тамара
Владимировна
Урок литературного чтения во 2 «Б» классе
Тема: Поэзия как особое переживание мира.
С. Козлов «В небе туча хмурится»
Н. Рыленков «После дождя»
Цель: развивать представление о приемах создания художественного образа
в авторском поэтическом тексте.
Формируемые УУД: Познавательные УУД:
формирование умения определять значение слов и обосновать свое мнение; анализировать «героев» произведения; определять особенность поэзии.
Регулятивные УУД:
выполнять учебное задание, используя алгоритм, оценивать выразительность чтения одноклассников.
Коммуникативные УУД:
формулирование умения адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога.
Предметные УУД:
формирование представлений о приемах создания художественного образа, умение составлять словесные картины, выразительно читать текст, обогащение словарного запаса.
Личностные УУД:
умение сотрудничать с учителем, одноклассниками, приходить к общему мнению.
Ход урока
Организационный момент
Активизация на познавательную деятельность
Проверка домашнего задания
Звенит заливисто звонок –
Урок пора начать.
Домашнее задание
Мы будем проверять.
- Какое домашнее задание было задано?
1. Прочитать выразительно стихотворение «Как сделать утро волшебным…»
2. Выучить (по желанию) это стихотворение.
3. Сочинить продолжение этой песенки «Как сделать утро волшебным…»
- Чтобы сделать утро волшебным, нужна фантазия?
- А доброта?
Сейчас проведем викторину, проверим ваши знания.
(проверка домашнего задания по системе голосования).
Приготовили пульты. Начали!
Чтобы сделать волшебным
Осенний рассвет ( - )Надо долго-долго идти ( + )И добавить желтых лучей ( + ) (проверка)
б) И добавить к сияющим
Красным лучам ( - ) Охапку зеленых лучей ( + ) Краешек неба ( + ) (проверка)
в) И добавить немного
Теплого ветра ( + ) Запах ромашки ( - ) Сухой травы ( - ) (проверка)
г) И все это вместе
Перемешать ( + ) Открыть глаза ( - ) И всегда ( - ) (проверка)
д) Клянусь, это будет
Волшебным рассветом ( + ) Если все забудут ( - ) Крикнуть папе ( - ) (проверка)
Вывод: Молодцы!
Хорошо справились с заданием!
У всех хорошая память.
Не огорчайтесь. У кого были неточности.
- Многие из вас выучили это стихотворение наизусть (по желанию).
Кто хочет рассказать это стихотворение? (1-2 ученика рассказывают)
- Еще нужно было выполнить творческое домашнее задание – сочинить продолжение к этому стихотворению.
(Учащиеся зачитывают свои стихотворения, которые они сами сочинили).
Вывод: - Чтобы сделать утро волшебным, что для этого надо?
- Как утро постепенно становилось разноцветным и звонким у поэта Дриза?
Молодцы! Все хорошо справились с домашним заданием.
Работа по теме урока
1. – Вновь мы учебник должны открыть.
Ах! Что же ждет нас впереди?!
Какие тайны мы узнаем?
а) Чтобы узнать тему урока, разгадайте головоломку
А К М
Б О Н
С З В
П Л О
б) Молодцы! Автор неизвестного пока нам произведения С. Г. Козлов.
С. Г. Козлов родился 22 августа 1939 года в Москве. Это талантливый писатель, сказочник, поэт. Сказки Сергея Григорьевича переведены на многие языки мира. В них много фантазии, выдумки, озорства. С. Козлов умеет говорить на языке детей. Он не только помнит свое детство, но ему ведомы «все детства», прошлые и будущие.
в) А сейчас узнаем жанр произведения.
(на доске изображены тучки и на них написаны слова «рифма», «стихотворение», «рассказ», «поэзия»)
Сейчас подует ветерок и одну или две тучки унесет.
- Найдите «Лишнее» слово. («Рассказ», т. к. остальные слова связаны со стихами. Учащиеся на интерактивной доске «убирают» «лишнее» слово)- Молодцы!
- А теперь ветерок
Нам принес еще задание.
Расшифруйте название стихотворения:
В н б т ч х м р т с я.
- Прочитайте хором название стихотворения «В небе туча хмурится»
- Определите цели урока:
- О чем мы будем говорить сегодня на уроке?
- Что можно узнать из заголовка? (Ученики высказывают свои предложения…)
2. Работа по учебнику.
2.1. – откройте учебник на странице 120.
- Прочитайте строки перед стихотворением.
- Вам знакомы эти строки? (это эпиграф)
- Как вы понимаете значение этого эпиграфа?
3. Давайте перед чтением поставим проблемные вопросы. Помогите мне.
- Почему туча хмурится?
- Что хотел сказать нам поэт?
- Какое настроение создаст это стихотворение?
- Молодцы!
4. Чтение стихотворения (читает ученица).
5. Беседа.
- Вам понравилось стихотворение?
- Какое настроение вызвало оно?
- Совпали ли ваши ожидания, предложения с тем, что вы услышали?
- А что заставило вас удивиться?
- Какие встретились непонятные слова?
6. Словарная работа.
7. А теперь давайте прочитаем это стихотворение «цепочкой», но перед чтением – вам задание.
- Какие образы представлены в этом стихотворении?
8. Выборочное чтение.
- Какие образы представлены? Подтвердите словами текста.
- Среди них есть образы, которые не являются для вас открытиями?
- А много ли образов – открытий?
- Какие понравились больше всего и почему?
- Каким приемом пользуется автор для создания более ярких образов? (приемом олицетворения)
- Что такое олицетворение?
9. Исследовательская работа. (Работа в парах)
- Словесное рисование картин (дети работают в парах, некоторые пары высказываются вслух – кого попросит учитель).
10. Задание «Толстые – тонкие вопросы» (Работа в группах).
- Так что же создает такую уютную атмосферу, такое ощущение тихой радости, которой проникнуто все вокруг?
- Какой пейзаж рисует автор?
- Почему поэт называет свое произведение песенкой?
- Можно ли подобрать к этому произведению музыку?
- Какой она будет?
- Меняется ли характер музыки?
- Попробуйте прочитать стихотворение как песню, меняя настроение и ритм.
- Прочитайте с соответствующим настроением.
- Под какие инструменты можно исполнить песенку?
11. Чтение стихотворения под музыку.
12. Творческое задание. (Работа в группах)
- Попробуйте сочинить продолжение этой песенки. (Дети сочиняют и зачитывают свои творческие песенки).
13. Итог: Вам понравилось это стихотворение? Чем оно вам запомнилось?
14. Физ. Минутка.
(Закройте учебники, мы сейчас с вами отдохнем…)
Работа над произведением Н. И. Рыленкова «После дождя».
1. Прочитайте головоломку и назовите автора произведения.
В О К Н Е Л Ы Р (Интерактивная доска)
- Правильно! Следующее произведение, которое написал Николай Иванович Рыленков. Это русский поэт, годы жизни 1909-1969гг.
2. – Какой жанр ждет нас?
Предлагаю разгадать шифровку.
Г о ( / е д ( х д Я (Интерактивная доска)
«После дождя»
- Назовите жанр этого произведения.
- Подумайте, о чем пойдет речь в этом тексте?
- Какой пейзаж вы представляете?
- Опишите его?
- Какие проблемные вопросы поставим перед чтением?
Представьте, что вы – исследователи.
а) Почему автор назвал свое стихотворение «После дождя»?
б) Какой прием использовал поэт в стихотворении?
в) Какую картину мы можем увидеть в природе после дождя?
3. Чтение стихотворения (читает ученик).
4. Давайте ответим на вопросы, которые мы с вами поставили перед чтением.
- Почему автор назвал свое стихотворение «После дождя»?
- Какой прием использовал поэт в стихотворении?
- Какую картину мы можем увидеть после дождя?
(Дети «рисуют» картину словами, какую они могут увидеть в природе).
- А теперь посмотрите на интерактивную доску, какая картина бывает после дождя?
(Учащиеся рассматривают изображения природы, птиц…)
- Совпала ваша «картина» с изображением картины в природе?
- Красивая получилась картина?
5. Работа в парах
- А вот как поэт смог передать эту красоту, мы и должны понять.
- Попробуйте описать картину, которую представили, читая произведение, как можно точнее, но не прибегая к поэтическим приемам.
- Проверим, что у вас получилось.
(На кустах висят капли после дождя, тучка прошла дальше и исчезла с глаз, звонко запели птицы)
- Что-нибудь изменилось?
(исчезла красота, эта картина не так затрагивает душу)
6. Рисование образов.
- Какие выражения помогают нарисовать поэтические образы?
- Найдите и прочитайте.
- Как вы думаете, они необходимы для создания образов?
- Какие же образы создает поэт? (Дети рисуют картины:Кусты – напоминают барышень: они украшены серебряными сережками и не просто «стоят», а «глядят по сторонам».
Дождь – «русый», то есть светловолосый (так говорят только о людях) «на тонких ножках», да еще «перебежал дорогу» герою и его друзьям.
Птичий хор – «грянул» свою песню, все это произошло так внезапно и мощно, что складывается впечатление, будто он «подождал» слушателей) - Какой прием позволяет нарисовать такие образы?
(прием олицетворения).
- С какой целью авторы используют в произведениях прием олицетворения? (Чтобы воздействовать на наши чувства и рисовать яркие образы.)
7. Творческое задание. (Работа в группах)
- А умеете ли вы пользоваться этим приемом – приемом олицетворения?
- Давайте проверим.
- Продолжите ряд:
Ива….
Лето…
Солнце…
Звезды…
- Хорошо ли у вас получилось?
Давайте проверим.
(Учащиеся рассказывают: ива заплетает косы
ива опустилась на колени перед озером и смотрит на свое отражение…)
8. Составление синквейна.
- А сейчас составим синквейн про дождик.
- Вспомните, что такое синквейн?
(Синквейн – это стих, состоящий из пяти строк, каждая строка сочиняется по определенному правилу).
- Все помнят правила? (Да).
- Эту работу вы будете выполнять в группах.
- Прочитайте, что получилось?
Молодцы!
9. Итог урока.
- Чему учились на уроке?
- Что понравилось?
- Что запомнилось?
10. Рефлексия.
11. Домашнее задание.
(Выбрать по желаниюВыучить стихотворение «После дождя»
Составить диафильм к стихотворению «В небе туча хмурится»
Составить синквейн про тучу. )