Открытое внеклассное занятие Прощение растворяет обиды


ГБОУ «Специальная школа-интернат с.Ериловка»
КОНСПЕКТ
ОТКРЫТОГО ВНЕКЛАССНОГО
МЕРОПРИЯТИЯ
Тема. Прощение растворяет обиды.
4 КЛАСС
Учитель: Фролова Л.А.
2017г.
Тема. Прощение растворяет обиды.
Цель: 1. Объяснить влияние обиды на отношения.
2.Выявить причины непрощения.
3. Побудить учеников прощать обиды и налаживать отношения друг с другом.
Задачи: 1) развитие умения детей справляться с жизненными трудностями, управлять своими эмоциями; знакомить детей со способами того, как справиться с обидой; 2) коррекция и развитие речи, внимания, словесно-логического мышления, памяти на основе упражнений на воспроизводство и запоминание; развивать умение на основе наблюдения делать выводы; 3) гармонизация личности ребёнка, повышение его уверенности в себе, своих возможностях; воспитание нравственной культуры общения.
Оборудование: карточки, презентация, воздушные шары, маркеры, памятки, “Уходи, обида, прочь!”, музыкальное сопровождение.Планируемые результаты:
Предметные:
*научатся анализировать поступки героев и оценивать свои.
*разовьют нравственные качества личности.
* воспитают нравственную культуру общения.
Личностные: воспримут материал; объективно оценят свою работу на основе совместно выработанных критериев.
Методические приемы:
Беседа.
Закрепление знаний в играх, упражнениях.
Игры, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы ребенка.
Релаксационная техника.
Рисование.
Работа с текстом.
Ход занятия:
Организационный момент.
- Ребята, улыбнитесь друг другу, порадуйтесь
сегодняшнему дню. Садитесь. Я рада вас
приветствовать на нашем внеклассном занятии.
- Рассчитываю на вашу поддержку, помощь.
- Уверена, что наше сотрудничество будет успешным.- А с каким настроением вы пришли на занятие?
Посмотрите на «пушистиков». У них разные настроения.
- Раскрась «пушистика», у которого такое же настроение как у тебя.

Высказывания детей.
- Я надеюсь, что к концу нашего занятия ваше настроение поменяется в лучшую сторону.
II. Вводная часть.
Мини-викторина “Угадай эмоции”.
- Отгадайте, о какой эмоции идёт речь?
Как грустно мне что-то сегодня,На улице дождик идёт.Мелодия песни далёкоО чём-то печальном поёт…Грущу в наслажденье привольно.Меня вам никак не понять.Нет настроенья сегодня,И капает дождик опять.
(Лариса Касимова)
- Это грусть.
От злости не видишь неба,Злость застилает глаза,Не надо воды и хлеба,Найти б побольней слова…И сон убежал твой напрочь,Злость не даёт уснутьИ думаешь думу на ночь,Ну как бы больней кольнуть.
- Это злость.
Я ушёл в свою обидуИ сказал, что я не выйду.Вот не выйду никогда!Буду жить в ней все года!И в обиде я не виделНи цветочка, ни куста...И в обиде я обиделИ щеночка, и кота...
(Эмма Машковская)
- Это обида.
III. Основная часть
1. Вводная беседа.
- Хороши ли такие эмоции как грусть, злость?
- А именно они часто являются спутниками обиды.
Значит, мы должны уметь справляться с такими негативными эмоциями. И сегодняшнее занятие
поможет нам в этом.
- Вспомните случаи, когда вы обижались.
- На кого?
- Так, что же такое обида?
- Обида – несправедливо причиненное огорчение,
оскорбление.
- Обида – острая боль.
- Обида – горечь, направленная внутрь человека.
Обида - несправедливо причиненное огорчение,
оскорбление, а также чувство, вызванное
таким огорчением.
/ Словарь русского языка. С.И.Ожегов/
- Что же чувствует человек, которого обидели
и который обиделся? /высказывания детей/
- Наукой доказано, что когда человек обижается, то:
1. Учащается сердцебиение;
2. Затуманивается разум;
3. В кровь начинают поступать вещества, которые
настраивают человека против другого. Эти вещества оказываются отравляющими. Они не уходят из организма, а остаются в нём и отравляют человека. И чем чаще человек обижается, тем всё больше их накапливается. И тогда человек начинает обижаться из-за всякой мелочи, пустяка.
- Принесёт ли такой человек какую-то пользу
окружающим?
- Легко ли живётся такому человеку?
- Почему?
Вывод: Такой человек плохо ест, беспокойно
спит, у него плохое настроение, может заболеть и
даже умереть. И чтобы такое  не случилось с вами,
да и окружающими вас, мы должны найти
лекарство от обиды.
Послушайте одну историю.
-Что же является лекарством от обиды?
- Как же нужно поступить, чтобы не дать обиде отравить вас и вашу душу? /на доске появляется "лекарство" от обиды: разобраться - пожалеть - простить – возвыситься над обидой).  - А если сказать одним словом, надо уметь:.. /ПРОЩАТЬ/
- В прощении заключается великая сила.
Всё ли можно простить? Сразу, пожалуй, нет
(слишком велика может быть обида).
- Всегда ли нужно прощать? Всегда!
Время лечит. Вспоминай   только хорошее - прощение придёт само собой.
- Носить в себе, а тем более "холить и лелеять"
обиду нельзя: душа ожесточится, а обида будет
"разъедать" вас изнутри, подобно ржавчине.
-А сейчас посмотрите на эти два понятия
ОБИДА ПРОЩЕНИЕ и на зашифрованное слово
и постарайтесь сформулировать тему нашего занятия.
Итак, тема нашего сегодняшнего занятия:
« Прощение растворяет обиды».
- А как вы думаете какие цели у нас с вами на сегодняшнем занятии?
1. узнать какой я, когда обиженный.
2. узнать к чему приводят обиды.
3. научиться прощать.
- Ребята, скажите, вам нравится, когда вас прощают и не наказывают? Значит и вы тоже должны прощать других.
Поступайте с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.
А как вы понимаете это высказывание?
2. Упражнение “Ситуация”.
- Сейчас я вам раздам ситуации работать будем в группах вам нужно эти ситуации разобрать и найти их решение.
Ситуация №1.
Петя принес в школу альбом с марками. К нему подошел его одноклассник и сказал: «У тебя не хороший альбом, зачем ты его принес в школу, хвастаться тут перед всеми. Вот я видел у знаменитых коллекционеров такие марки, а у тебя тут ….»
-Обидел ли одноклассник Петю?
- Почему обидел?
- Как простить эту обиду? (Пете нужно задать вопрос однокласснику: «А что собираешь ты?»
Пете нужно объяснить однокласснику, что в будущем он станет хорошим коллекционером.
Пете нужно постараться увлечь своего одноклассника собирать марки или что другое).Ситуация №2.
Коля построил замок из песка и все им любовались. А его друг Миша подошёл и сказал: « На что ты потратил столько времени? Пойдем лучше в футбол играть!»
- Может ли возникнуть обида у Коли? Почему?
- К чему это приведёт?
- Как же поступить Коле, чтобы простить обиду?
( Коле нужно объяснить, что для него это важно, ему нравится этим заниматься, постараться увлечь своего друга, тоже строить замки, найти компромисс, что сегодня они делают, то что больше нравится Коле: строят замки, а завтра, что нравится другу: играют в футбол).
- Итак, давайте сделаем вывод: когда тебя обижают и не понимают, нужно человеку помочь чем-то увлечься, объяснить что для тебя какое- то дело очень важно.
- Проблема прощения, всегда волновала людей об этом написано много историй и сказок, давайте послушаем одну из них.
Сказка называется: болезнь непрощения.
Ребята, ответьте на вопросы.
1. Из-за чего обитатели озера стали ссорится, сердиться и гоняться друг за другом? (разучились прощать)
2. Злость и непрощение похожи на заразную болезнь, когда она с одного переходит на другого?
3. Почему вечером опять на озере воцарилось спокойствие и тишина?
4. Кому навредили обитатели озера тем, что не хотели друг друга прощать?
5. Для кого полезно умение прощать и почему?
- Ребята, а как вы думаете, где же прячется обида?
Обида - прячется в крепости, а крепость-это закрытое сооружение.
- А где же находится эта крепость?
А крепость находится внутри нас, пока она там живет человек чувствует себя плохо, а тот кто нас когда то обидел, наверное уже забыл об этом.
- Так, давайте же откроем свою крепость и выпустим все обиды, ведь твоя обида, вредит только тебе.
3. Упражнение на расслабление.
Все умеют танцевать,Прыгать, бегать, рисовать,Но не все пока умеют.Расслабляться, отдыхать.Есть у нас игра такая – Очень лёгкая, простая:Замедляется движенье,Исчезает напряженье.И становится понятно:Расслабление – приятно.
 (Звучит релаксационная музыка.)
- Сядьте удобнее... Закройте глаза… Устроитесь так,
чтобы каждая часть тела была расслаблена. Руки и ноги
отдыхают... Лицо спокойно, челюсть разжата... Сделайте
несколько глубоких вдохов через нос — и сильных
выдохов через рот... Дышите в такт с музыкой...
- Представьте перед собой человека, который вас обидел.
Он сидит один в большой комнате… Он совсем один…
Мысленно подойдите к нему. Простите его… Избавьте
себя от груза обиды… Вам стало легче…
4. Упражнение “Копилка обид”.
- Нарисуйте или напишите свои обиды. 
- Сложим ваши “обиды” в копилку.
- Кто может нам помочь избавиться от обиды?
- Всегда ли стоит обижаться во время споров?
- Удается ли вам самим справиться с обидой?
- Что же нам делать с обидами?
- Что мы сделаем с копилкой обид? (Рисунки рвём, копилку с обрывками сминаем и выбрасываем в мусорную корзину.)
- Как нам быть с нашими обидами в жизни? Прощать.
- Как относиться к обидчику? Прощать.
- Ребята, запомните, нужно уметь прощать для себя. Прежде всего, прощение несёт успокоение самому человеку, отпускает от себя обиды и червячок больше не точит. А если червячок сидит и из года в год копает и копает, это, в конечном счёте даст болезнь.
Итак, ребята, давайте сделаем вывод: жить с тяжестью на сердце из-за обиды, злости тяжело. Чтобы не было тяжело, надо научится просить прощение.
- Ребята, а вам легко просить прощение?
(нет, да, трудно, тяжело)
- А вы знаете какие- нибудь правила, как просить прощение?
ПАМЯТКА
Подойдите к человеку, с которым вы хотите помириться.
Назовите его по имени, посмотрите ему в глаза и скажите чётко, чтобы были понятны ваши слова.
А главное их надо говорить искренне, т.е. от чистого сердца, чтобы человек почувствовал ваше раскаяние.
- Сейчас у меня для вас задание. Посмотрите на доску, там написано «Мне становится обидно, когда....»- Вам нужно продолжить эту фразу, постарайтесь привести, как можно больше примеров.
5. Упражнение “Лопни шар”.
- Возьмите воздушный шарик и напишите маркером на нём свою обиду. А теперь лопните шар!
- Нет шарика – нет обиды!
- Вот таким “салютом” в честь нашей победы над обидой мы заканчиваем наше занятие!
IV. Заключительная часть
1. Итог занятия.
- Человек, не умеющий прощать, разрушает себя изнутри. Обиды копить бессмысленно. Их можно мысленно пускать на ветер, по воде и представлять, как она исчезает.
2. Ритуал прощания “Уходи, обида, прочь!”
Все участники встают в круг, держатся за руки и хором говорят: “Уходи, обида, прочь! Я себе смогу помочь!”.