Конспект урока русского языка Лексические и грамматические значения количественных числительных

Конспект урока русского языка в 6 «А» классе по теме: «Лексическое и грамматическое значение количественных числительных»
Учебное заведение: МБОУ СОШ №42
Класс: 6А
УМК: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.
Проводит: Мишенкова Анна Анатольевна, студентка Ставропольского государственного педагогического института.
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока:  содействовать сознательному усвоению лексического и грамматических признаков порядковых числительных.
Задачи
Образовательная: систематизировать и закрепить знания уч-ся по теме «Имя числительное», содействовать усвоению лексического и грамматического значения порядковых числительных.
Развивающая: развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы; умение употреблять порядковые числительные в речи; умение выполнять тестовые задания; развивать у нестандартных детей память, внимание через использование опорных схем.
Воспитательная: воспитывать речевую культуру, умение взаимодействовать в коллективе.
План:
Организационный момент – 1мин
Актуализация знаний - 3мин.
Подготовка к восприятию темы –5мин
Изучение нового материала – 5мин.
Закрепление изученного материала – 19мин.
Подведение итогов урока – 5мин.
Задавание домашнего задания – 1мин.
Выставление оценок – 1мин.

Ход урока:
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся


Организационный момент (1 мин.)
- Здравствуйте ребята! Присаживайтесь.



Актуализация знаний (3мин.)
Что изучает «Морфология»?
На какие группы делятся части речи в русском языке?
Назовите самостоятельные и служебные части речи.








Какие части речи мы с вами изучаем?
Морфология изучает части речи.
Самостоятельные и служебные.

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ: имя существительное , имя прилагательное, имя числительное , местоимение , глагол , причастие , деепричастие , наречие , слова категории состояния СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ: предлог, союзы , частицы , междометия, звукоподражательные слова.
Самостоятельные.


Подготовка к восприятию темы (5 мин.)

- Сколько тебе лет?
 - Сколько учеников в твоём классе?
 - Сколько дней в неделе?
 - Сколько у тебя сегодня уроков?
 - Сколько действующих персонажей в сказке «Репка»?
 - Какой вопрос я задавала, когда обращалась к вам?
 - Ребята, а на какой вопрос отвечают числа, которые вы сейчас назвали?
 - Что они обозначают?
 - Знакома ли вам эта часть речи?
 - Имеет ли эта часть речи лексическое значение слова?
- В какой части содержится его ЛЗ?
 - А что такое грамматическое значение слова?
 - Какая часть слова является носителем ГЗ?
- Как вы думаете, какова тема нашего урока?




Семь


6

сколько?


сколько?






в корне



окончание

Сегодня мы будем говорить о ЛЗ и ГЗ количественных числительных
























Слайд 1


Изучение нового материала (9мин.)


Давайте прочитаем правило из учебника.
На какой вопрос отвечают количественные имена числительные?
ОГЗ?




Сколько?



Закрепление изученного материала (15мин.)
Упр. 182. устно
Упр. 184. От данных корней со значением количества образуй и запиши слова разных частей речи:
Образец записи: -один- (-един-)- один (числительное), одиночество(существительное), одинокий (прилагательное),уединяться (глагол).
Корни: -дв-; -тр-; -десят-.


- Итак, какие части речи мы сумели образовать от корней количественных числительных?
- Какое лексическое значение имеют данные слова?
Упр. 186.


(два – числительное, двушка – существительное, двойной – прилагательное, удвоить – глагол, вдвоём - наречие),
(три- числительное, тройка – существительное, тройной – прилагательное, утроить – глагол)
(десять – числительное, десятка – существительное, вдесятером – наречие, десятый – прилагательное)



Подведение итогов (5 мин.)
Ребята, попробуйте составить синквейн сегодняшнего урока.
Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении. 1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного. 2 строка – два прилагательных. 3 строка – три глагола. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.
Числительное.
Интересное, важное.
Считает, измеряет, изменяется.
Он меня посчитал!
Количество.

Слайд 2


















Слайд 3

Задавание домашнего задания (1 мин.)
Повторить  теоретический материал по теме «текст».
Составить текст из 5-6 предложений на тему «Осень». Определить его тип.

Слайд 4

Выставление оценок (1 мин.)












15