Повторение и систематизация материала по теме: «Правописание одной и двух букв Н в полных именах прилагательных и причастий».

Муниципальное образовательное учреждение
«Чулковская средняя общеобразовательная школа»
муниципального образования –
Скопинский муниципальный район Рязанской области






Урок русского языка в 10 классе
Повторение и систематизация материала по теме:
«Правописание одной и двух букв Н
в полных именах прилагательных
и причастий»




Учитель русского языка
и литературы:
Едунова Анна Размиковна






2013-2014 учебный год
Открытый урок русского языка в 10 классе

Повторение и систематизация материала по теме:
«Правописание одной и двух букв Н в полных именах прилагательных и причастий».

Цели урока:
1. Повторение, углубление и систематизация материала по теме урока.
2. Отработка навыков работы с текстом, повторение материала по лексике, культуре
речи, стилистики.
3. Развитие речи учащихся.
4. Воспитание чувства прекрасного и любви к родной природе с помощью предлагаемого
для анализа текста.

Оборудование:
1. Раздаточный материал: текст для классной и домашней работы, тесты.
2. Презентация к уроку по теме.
3. Компьютер и мультимедийный проектор, экран.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания: правописание суффиксов причастий -УЩ, -ЮЩ,
-АЩ, -ЯЩ, -ИМ, -ЕМ, правописание гласных в причастиях перед суффиксом –ВШ
и буквами НН.

II. Работа над темой урока

1. Слайд №1.
Задание: прочитайте предложение и определите, на какую орфограмму пропущены буквы в выделенных словах.

2. Слайд №2.
Объявление темы урока.

3. Задание: вспомнить правописание одной и двух букв Н в отымённых прилагательных.
По мере того, как учащиеся вспоминают правило , открывается слайд №3.

4. Учитель обращает внимание учеников на прилагательные ВЕТРЕНЫЙ и ВЕТРЯНОЙ, употребляемые с учётом их лексического значения.


ВЕТРЕНЫЙ

ЛЗ «с ветром»


Пример:
ветреная погода,
ветреная девушка (перен.)

ВЕТРЯНОЙ

ЛЗ «приводимый в движение ветром»

Пример:
ветряной двигатель

Название болезни:
ветряная оспа


5. Задание: вспомнить прилагательные, которые пишутся с одной Н, т. к. не имеют суффикса. Слайд №4.

6. Закрепление: объяснение орфограмм у доски (под диктовку).
Вагонное депо, кожаный диван, истинное происшествие, деревянная изгородь, ветреное утро, полотняная скатерть, дивизионный командир, свиные котлеты, с подветренной стороны, соловьиная трель, ветряная мельница, румяный юноша, платяной шкаф, диковинная окраска.

7. Задание: вспомнить, как отличить отглагольное прилагательное и причастие.
Признаки отглагольного прилагательного. По мере того, как ученики вспоминают, открывается слайд №5.

8. Отглагольные прилагательные на –ОВАННЫЙ, -ЁВАННЫЙ.
Слайд №6.

9. Задание: прокомментировать пример.
Слайд №7.

10. Сложные прилагательные.
Слайд №8.

11. Задание: образовать от глаголов прилагательные, если это возможно.
Стегать –
Квасить –
Крутить –
Загладить –
Звать –
Плести –
Перековать –
Грузить –
Ковать –

12. Учитель обращает внимание на прилагательные МАСЛЕНЫЙ, МАСЛЯНЫЙ
Масленый -- от «маслить»
ЛЗ «запачканный, пропитанный, смазанный маслом»

Пример:
масленая краска
Масляный --от «масло»
ЛЗ «для масла, из масла, на масле»

Пример:
масляное пятно

13. Задание: вспомнить признаки причастий.
По мере того, как учащиеся вспоминают, открывается слайд №9.
14. Задание: прокомментировать пример.
Слайд №10.

15. Закрепление: объяснение орфограмм у доски (под диктовку).
Некрещёный младенец, стираное – перестиранное пальто, потерянное время, неписаный закон, масляная краска, пойманный зверь, горячекатаный асфальт, мощённая булыжником дорога, масленый блин, незваный гость, дарованная свобода, званный к ужину гость, пленённый враг.

16. Учитель обращает внимание учеников на слова, вызывающие затруднения.
Слайд №11.

17. Работа с текстом (раздаточный материал). В тексте пропущены буквы на изучаемые орфограммы.

Задание: 1. Определить тип речи, стиль текста, аргументировать свой ответ.
2. Определить основную мысль текста.
3. Определить особенности текста, характерные для него средства выразительности (тропы, стилистические конструкции, синтаксические особенности).
4. Вставить буквы, объяснить орфограммы.
Что может быть лучше тихого уголка русской природы? Летнее безветреое утро. Ещё совсем рано. Выше тополей поднимаются розовые утреие туманы. Кое – где раздаётся пение таинствеых птиц, пробуждёых зарёю. Совсем рядом – серебряая лента реки и жёлтая полоса песчаого берега. На берегу у самой воды, словно одной ногой нехотя ступая в ледяую воду, стоит ветряая мельница. Возле неё белоголовый мальчик лет семи пасёт гусей. На нём штопаые – перештопаые штанишки, а в руках он держит поношеый пиджачок. На его нечёсаых волосах чудом держится кожаый картуз. Рядом с мельницей – песчаая поляна, затенёая красавцами – тополями. У самой воды – камеый выступ, обвешаый какими – то причудливыми растениями. Будто кручёый зелёый жгут, они обвивают камеого великана. Недалеко видна деревенька. Маленькие деревяые домики за плетёым частоколом весело смотрят на мир, встречая восход солнца. Ещё так рано, а уже пахнет свежепечёым хлебом. А дальше – стрижеая аллея, а за ней – вспахаое поле.

18. учащиеся делают выводы по пройденным темам.

III. Проверочная работа (раздаточный материал).
Диковиые картины открывались в саду любопытному взгляду: взбешёые львы бегали по расчищеым дорожкам, оставляя невидаые следы. Башеые часы охраняли от бешеых любителей истиых ценностей отчаяые коые дружинники, юые и румяые, одетые в шерстяые плащи, кожаые сапогт и льняые рубахи, подпоясаые обыкновеыми кручёыми верёвками, скручеыми втрое.

IV. Подведение итогов, выставление оценок.
Домашнее задание:

Правила выучить. Записать текст, вставить буквы, графически объяснить орфограммы.
Восторжеые дамы с цветами и поклонниками разъезжали в золочёых каретах по мощёым дорожкам, вымощеым отшлифоваыми камнями. Камеые львы чутко слушали бой кармаых часов, доносящийся из наглажеых и крахмалеых вручную камзолов. Неглажеые воротнички, рваые сюртуки, изорваые фраки были здесь немыслимы.