Технологическая карта урока русского языка на тему Буквы Н и НН в именах прилагательных, образованных от имен существительных. (6 класс)


Технологическая карта
Миляева Светлана Алексеевна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ Краснолипьевская СОШ
Предмет: русский язык
Класс: 6
Тип урока: урок «открытия нового знания»
Тема Буквы Н и НН в именах прилагательных, образованных от имен существительных.
Цель Создать условия для формирования навыка правильного написания Н и НН в именах прилагательных, образованных от имен существительных.
Задачи 1.Способствовать формированию знаний учащихся по теме «Буквы Н и НН в именах прилагательных, образованных от имен существительных»
2. Продолжить формирование информационных, аналитических умений через организацию работы с текстом, дополнительными источниками информации, оценку имеющихся знаний.
3. Способствовать формированию коммуникативных качеств учащихся через работу в парах, группах.
Межпредметные связи Русский язык, литература.
Ресурсы:
-основные
-дополнительные -М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И. Капинос, В.В.Львов Учебник для 6 класса общеобразовательной школы
-презентация к уроку
-тетрадь
-карточки с заданиями для работы в группах
-компьютер, проектор, принтер
Организация пространства фронтальная работа, работа в группах и парах
Метод обучения частично-поисковый
Технологии -проблемно-поисковая технология
-технология групповой работы
-технология сотрудничества
Планируемые результаты
Предметные МетапредметныеЛичностные
-знать условия написания Н и НН в именах прилагательных, образованных от имен существительных;
-строить монологическое высказывание на данную лингвистическую тему - выделять главную и избыточную информацию, сравнивать и структурировать учебный материал;
- планировать свою деятельность под руководством учителя, выслушивать и объективно оценивать другого, уметь вести диалог, организовывать учебное взаимодействие в группе - развитие познавательного интереса к русскому языку
Риски Проблема с самостоятельной формулировкой вывода учащимися, затруднения с составлением алгоритма

Структурные параметры
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1. Мотивация к учебной деятельности Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.
- Сегодня у нас не обычный урок, а только фрагмент. Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.
Коммуникативные: уметь слушать собеседника
2. Актуализация знаний - Запишите сегодняшнюю дату.
- Для начала поиграем в игру «Третий лишний».
-На доске записаны группы слов, что вам необходимо сделать?
-Сейчас самостоятельно найдите в каждой группе лишнее слово и запишите его в тетрадь.
Учащиеся записывают число.
Формулируют задание.
Учащиеся записывают в тетрадь исключенные слова и объясняют, почему они «лишние».
Коммуникативные:
уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение.
Регулятивные: планирование, целеполагание3. Создание проблемной ситуации. Целеполагание. -Объяснить, почему оно лишнее.
-К какой части речи относятся эти слова? От какой части речи они образованы? Докажите.
-В какой части слова пропущена орфограмма?
-Сравните свои записи с правильным вариантом.
-Все ли правильно написали слова? Почему? Чего мы не знаем? (побуждение к осознанию проблемы)
-Значит, какова тема нашего урока?
- Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Высказывают версии.
Отвечают на вопросы учителя, выявляют проблему, определяют тему урока и ставят цели.
Регулятивные: обнаруживать и формулировать учебную проблему и цель совместно с учителем
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме.
4. Открытие нового знания -А сейчас поработаем в группах. Я предлагаю вам побывать в роли исследователей и самим добыть ответ на вопрос, когда же в именах прилагательных пишется –Н-, а когда - -НН-. Для этого нам надо разделиться на группы. Но прежде я хочу предложить вам индивидуальное задание: составить памятку, как определить, когда в именах прилагательных пишется –Н-, а когда - -НН-. Подробную инструкцию-алгоритм. Кто хочет попробовать?
Все остальные будут выполнять задание. Оно одно, но пути решения могут быть разные.
У вас на партах листочки разного цвета.
Если возьмете задание на зеленом листочке, значит, вам помощь не нужна.
Если на желтом – будет дана небольшая подсказка.
Если на красном – вам дается подсказка, при необходимости можно пользоваться учебником.
-Посмотрите задания, подумайте и по желанию разделитесь на группы. Знакомятся с вариантами материалов для исследования и по желанию делятся на группы. Коммуникативные: совместно договариваться о правилах общения и следовать им; слушать и понимать речь других; работать в группе.
Познавательные: учиться отбирать материал для сообщения, находить ответы на вопросы.
Регулятивные: уметь выполнять учебные действия в группе.
5. Поиск информации Учитель координирует работу в группах, консультирует учащихся, испытывающих затруднения при выполнении заданий. Работа в группах.
Индивидуальная работа по составлению алгоритма. Познавательные: уметь устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, систематизировать материал, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разноуровневыми заданиями.
Коммуникативные: уметь сравнивать разные точки зрения, прежде чем делать вывод; оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь собеседников; с точностью и полнотой выражать свои мысли.
6.Контроль знаний и первичное закрепление. Проверяет итоги работы в группах, обращаясь поочередно к группам с вопросами:
- Когда в именах прилагательных пишется –Н-? Приведите свои примеры, объясните.
- А когда в именах прилагательных пишется -НН?
Приведите свои примеры, объясните.
- А теперь сравним наши выводы с правилами учебника. Прочтите материал п.23 и ответьте на вопрос:
- Что нового узнали из учебника?
- А теперь посмотрим, какой алгоритм у нас получился.
-Мы распечатаем его и будем пользоваться на следующих уроках.
- Скажите, 2015 год объявлен каким годом?
- Посмотрите на доску и прочтите отрывок из стихотворения Сергея Есенина.
Свет луны серебряный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя,
Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие поля.
- Найдите прилагательные и объясните их правописание.
- Молодцы, на сегодня все запланированное мы выполнили.
Отчёт групп.
Работа с учебником и ответы на вопросы.
Представление алгоритма.
Выразительное чтение.
Объясняют правописание. Познавательные: уметь систематизировать материал, полученный в результате групповой работы.
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме; отвечать на вопросы.
Регулятивные: уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
7. Домашнее задание Домашнее задание будет на выбор:
п. 23 Упр. 227, в котором нужно правильно выбрать правописание –Н- и –НН- в прилагательных.
Написать сказку «Приключения –Н- и –НН- в королевстве Прилагательного».
Читают задание, слушают инструктаж. Коммуникативные: слушать и понимать речь других.
8. Рефлексия Подведём итог:
-Что нового каждый из вас для себя узнал на уроке?
- Чему научились?
- Что вспомнили?
- А как вы оцените свою работу?
Довольны вы собой или нет? Покажите с помощью знаков. Отвечают на вопросы учителя. Личностные: мотивация учебной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на поставленные вопросы, слушать и понимать других.
Регулятивные: уметь осуществлять итоговый контроль деятельности.
ПРИЛОЖЕНИЕ:
Карточка №1 (информация только для учителя: низкий уровень сложности)
Исследуйте примеры и постарайтесь дать ответ на вопрос: « При каком условии в именах прилагательных пишется одна Н, а при каком - две Н?
В суффиксах прилагательного пишется …..буква Н, если:
воробьиное перышко ( суффикс –ИН-)
серебряная ложка, кожаная куртка (суффиксы –АН- и –ЯН-)
В суффиксах прилагательного пишется …..букв Н, если:
экскурсионный (суффикс –ОНН-)
утренний (суффикс –ЕНН-)
туманный (корень оканчивается на Н и суффикс –Н-)
Приведите свои примеры на каждый случай и запишите их в тетрадь.
Карточка №2 (информация только для учителя: средний уровень сложности)
Исследуйте примеры и постарайтесь дать ответ на вопрос: « При каком условии в именах прилагательных пишется одна Н, а при каком - две Н?
В суффиксах прилагательного пишется …..буква Н, если:
воробьиное перышко
2)серебряная ложка, кожаная куртка
В суффиксах прилагательного пишется …..букв Н, если:
экскурсионный
утренний
туманный
Приведите свои примеры на каждый случай и запишите их в тетрадь.
Карточка №3 (информация только для учителя: высокий уровень сложности)
Исследуйте примеры и постарайтесь дать ответ на вопрос: « При каком условии в именах прилагательных пишется одна Н, а при каком - две Н?……., если:
1)воробьиное перышко
2)серебряная ложка, кожаная куртка
……., если:
экскурсионный
утренний
туманный
Приведите свои примеры на каждый случай и запишите их в тетрадь.
Карточка №4 (индивидуальное исследовательское задание)
Постарайтесь определить порядок действий при определении количества букв Н в суффиксах имен прилагательных, образованных от существительных.
Исследуйте материал учебника п. 23, выясните, когда в прилагательных пишется одна буква Н, а когда – две.
Составьте памятку-алгоритм.
Алгоритм
Буквы –Н- и –НН- в суффиксах имен прилагательных, образованных от имен существительных
Определить, от какой части речи образовано прилагательное
От имени существительного

Да
Определить, какой суффикс прибавлен к основе

-ОНН-, -ЕНН- -АН-, -ЯН-, -ИН-

Да Да
Пиши НН Пиши Н

Исключение: Исключения:
ветреный стеклянный
оловянный
деревянный