Методическая разработка урока русского языка в 10 классе на тему Сочинение — описание с элементами рассуждения



Методическая разработка урока русского языка в 10классе
на тему "Сочинение - описание с элементами рассуждения"

Разработала: учитель русского языка и литературы
Карагандинской республиканской
школы "Жас улан" имени Дважды Героя
Советского Союза Т.Я.Бегельдинова
Кульмаганбетова Бану Елеусизовна


Цели урока: - расширить представление о типе речи, как описание;
- продолжить работу над формированием навыков построения описания;
- развивать у уланов познавательные и творческие способности: речь,
воображение, восприятие, мышление.
Задачи :- повторить особенности построения сочинения - описания;
- обобщить приемы анализа исходного текста;
- провести практическую работу по тексту.
Тип урока: урок развития речи.
Методы: информационно- развивающий, творчески- репродуктивный.
Оборудование : портрет К. И. Сатпаева , учебник.

Ход урока

1. Организационный момент.
2. Сообщение цели урока.
3. Беседа о Каныше Имантаевиче Сатпаеве (уланы на предыдущем уроке получили
опережающее задание : собрать материал о К.Сатпаеве).
4. Работа с учебником: первичное чтение текста.
5. Ответы на вопросы:- В каком стиле написан текст? Приведите лексические и
грамматические признаки , доказывающие стилевую принадлежность текста.
- Какова основная мысль текста?
- Какое заглавие можно дать тексту? (Заголовок должен информировать. Он должен
отражать тему и основную мысль, а также соответствовать стилю, в котором
текст выдержан ).
6. Лексико-грамматическая работа:
Комплексный - комплекс + н (ый) - многосторонний
Промышленность - отрасль производства , охватывающая переработку сырья,
разработку недр , создание средств производства и предметов
·
потребления.
Индустриализация - развитие промышленности.
Первенец - первый ребенок; здесь: первое предприятие промышленности.
Сырьевой - сырь (ё) + ев (ой).
7. Вопросы по тексту: 1.Как вы понимаете выражения: "цветная и чёрная металлургия",
"промышленное освоение", "государственное мышление",
"гражданственная активность", "один из первенцев
индустриализации", "личность мирового масштаба",
"принадлежит мировой цивилизации", "неоценимое наследие"?
2. Какое образование получил К.И.Сатпаев?
3. Какой вклад он внёс в индустриализацию страны?
4. Какую главную цель он ставил , когда доказывал необходимость развития Караганда-
Темиртауского промышленного узла?
5.Какие трудности преодолел К. Сатпаев и что в этом ему помогало?
6. Какие черты характера помогли К.И.Сатпаеву добиться победы?
7. Дополнительно ( внетекстовые ) вопросы: Какой след в истории он оставил ?
8. Почему мы гордимся им и считаем его великим сыном казахского народа?
9. Во имя чего , ради какой главной цели старался К.И. Сатпаев и можно ли его назвать
патриотом своей родины?
8. Повторное чтение текста.
9. Составление плана.
10. Пересказ содержания текста.

11. Домашнее задание:- написать сочинение- описание о жизненном пути К.И.Сатпаева,
оценивая его вклад в историю нашей страны и объясняя причину
его успехов, почему ему удавалось воплотить в жизнь самые
смелые мечты.











































15