Классный час на тему Открой сердце добру

Кл. час: Открой сердце добру
Учитель: Процевская Татьяна Сергеевна
Класс: 6
Цель: 
научить ребенка разбираться в том, что действительно «хорошо», а что «плохо»;
воспитывать такие нравственные качества как доброта, отзывчивость, уважение к людям;
формировать умение строить речевое высказывание, определять свою точку зрения.
1. Вступительное слово
Слайд 1
- Ребята, сегодня мы поговорим о добре и зле.
Слайд 2

- Эпиграфом нашего классного часа я
выбрала такие слова: «Развитие добродетелей нужно начинать с самых юных лет,
прежде чем порок овладеет душой».
Слайд 3
- Какой смысл автор вложил в это высказывание мы
ответим в конце нашей беседы
Слайд 4
На доске записана пословица: « Жизнь дана на добрые дела».
- Как вы понимаете смысл этой пословицы? (высказывания детей)
К большому сожалению в современном мире такие понятия как доброта, отзывчивость,
уважение уходят на второй план. Злоба, жадность, безразличие формируют сегодня
нравственную сторону многих людей. «Это нас не касается» - лозунг некоторых. Очень
часто можно наблюдать неуважение к старшим, товарищам, близким. Многие из нас
равнодушно ведут себя в той или иной ситуации. Может ли такой
человек называться добрым? (ответы детей).
- Какие дела по-вашему называются добрыми? (ответы детей)

- Итак, добро и зло. Оказывается, ученые, изучающие нравы и обычаи народов и племен, свидетельствуют, что до сих пор не было найдено ни одного, даже самого дикого племени, которому были бы чужды  понятия  о добре и зле. Многие нецивилизованные дикие племена стоят также высоко по своим понятиям о добре и зле, как и наиболее развитые и культурные народы. Значит,  каждый человек, кто бы он ни был – чувствует мир, радость и удовлетворение, когда делает добро.  И, напротив, чувствует беспокойство, скорбь, душевный дискомфорт,  когда делает зло. Хорошо, если человек задумывается, что он несет людям – мир, радость, тепло или от него веет холодом, злобой.
- А как вы думаете, какому человеку легче живется?
- Когда ребенок будет добрым?
2. Послушайте притчу. Слайд 5
Притча о старике
  Стал дед очень стар, ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло изо рта. Сын и невестка перестали сажать его за стол, и обедал он за печкой.
За ним требовалось все больше ухода, и невестка уговорила мужа выгнать старика из дома. А вместо одежды решили отдать старику старое грязное одеяло, которым укрывали лошадей.
Муж и жена отправили сынишку на конюшню за этим одеялом.
Мальчик скоро прибежал и подал деду одеяло. Взял его старик, и все увидели, что это только кусок одеяла. Тогда мальчика спросили, зачем он разрезал одеяло, надо было принести целое. На что мальчик ответил: “Нет, папа, когда ты состаришься, другую половину одеяла я отдам тебе”.
Муж с женой посмотрели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно, что они обижали старика, и страшно за свою старость. С тех пор стали они хорошо относиться к старику.

Интерпретация притчи:
Слайд 6
На вопрос: почему сын оставил половину одеяла отцу на будущую старость можно ответить пословицей. Какой?
“Ребенок учится тому, что видит у себя в дому”  
Слайд 7
   Бездушие сына и невестки по отношению к отцу повернется против них. Как человек  относится к матери и отцу, так и его дети будут относиться к нему. Равнодушие к отцу-матери не прощается.
Патриотизм начинается с колыбели. Не может быть настоящим сыном своего Отечества тот, кто не стал истинным сыном матери и отца.

3. Пословицы и поговорки
Класс делится на 4 группы. Каждой группе дается своя пословица (поговорка), смысл которой они обсуждают. Затем ребята каждой группы читают свою пословицу и выражают свои мысли по поводу ее смысла. Дается возможность высказаться каждому. А также ребята других групп имеют возможность дополнить.
Слайд 8
- Но наша жизнь прекрасна и удивительна, несмотря на то, что нравственные приоритеты теряют свою значимость. В жизни каждого происходит что-то хорошие. На пути встречаются люди, которые отличаются добрыми делами и поступками.

4. Чтение и обсуждение сказки
Слайд 9
«Звездная страна»
В одной сказочной стране жили-были звездочки, поэтому страна называлась Звездной. Звездочки были разные: голубые и белые, желтые и синие, зеленые и розовые, красные и даже черные. Они и по размеру были разные. Жили здесь совсем крохотные звездочки, жили и средних размеров, жили и совсем огромные звезды. Не было среди них ни одной звездочки точь в точь похожей на другую. Но всех их объединяло одно общее свойство. Душа каждой звездочки была заполнена любовью ко всем жителям этой сказочной страны. Поэтому они видели друг в друге только хорошее и доброе и от этого светились удивительным волшебным светом. Звездная страна от этого чудесного сияния была необыкновенно и неповторима. Повсюду царил мир, согласие, взаимопонимание и любовь.
Но однажды пролетел над Звездной страной самый пакостный из всех пакостей на свете злой волшебник, которого так и звали Пакость Пакостьевич. Увидел Звездную страну Пакость Пакостьевич и закипела в нем зависть. Как же так думает, любовь кругом, красота, мир. Никто не воюет, никто, ни ссориться. И не стало Пакость Пакостьевичу покоя. К сожалению, встречаются еще такие экземпляры, которым очень плохо, если другим хорошо. И задумал Пакость Пакостьевич свое злое дело. А чтобы звездочки не узнали его, обернулся ветром перемен и начал нашептывать, что, мол, в других странах веселее, интереснее и лучше живут. Заволновались звездочки, забеспокоились. Им тоже хотелось зажить еще интереснее, еще веселее, еще лучше. «А что же нужно для этого сделать?» - поинтересовались звездочки. «Все очень просто, нужно находить в других недостатки, все время ругать, побольше критиковать, вспоминать все проступки, которые когда-то были совершены», - учил со знанием дела Пакость Пакостьевич. Но звездочки не умели этого делать. И злой волшебник принялся их обучать дольше.
- Эй, ты, - крикнул он черной звездочке по имени Аделаида. – Ты что такая черная? Знаю, знаю, умываться ленишься. Фу, грязнуля, какая тонну мыла надо, чтобы такую чумазую отмыть. Хи-хи-хи ха-ха-ха
Кто-то подхватил, кто-то промолчал но веселее не стало. А черная звездочка Аделаида от грубых насмешек стала прямо у всех на глазах тускнеть и не светилась уже удивительным волшебным светом как раньше. А Пакость Пакостьевич не унимался.
- Эй, громадина, - крикнул он большой зеленой звездочке Иоланте. Вот разъелась смотри, скоро всю страну без продуктов оставишь с таким-то аппетитом. Ха-ха-ха
Никто не заступился. И от грубых слов насмешек начала блекнуть яркая прежде зеленая звездочка Иоланта. А Пакость Пакостьевич все не унимался. Он подошел к маленькой розовой звездочке по имени Юта и стал смеяться над ней.
- Ой, не могу что это за крохотуля? Не звездочка, а микроб какой-то. Только в микроскоп такую разглядывать. Какой от нее прок, зря небо коптит. И снова весело расхохотался. От таких грубых и злых слов, странного смеха крохотная розовая звездочка Юта почти совсем погасла. И тут многие звездочки подхватили идею Пакость Пакостьевича. Они принялись с большим усердием выискивать недостатки в каждой звездочке, критиковать друг друга, вспоминали все проступки, которые были совершены когда-то. И от грубых, обидных слов, дурных мыслей любовь стала уходить, а души начали заполняться ненавистью, злобой завистью. И от этого звездочки поблекли, потускнели и уже не светились удивительным волшебным светом, который когда-то придавал неповторимое очарование Звездной стране. Прекрасная и светлая ранее, она превращалась в унылую, серую, безжизненную страну. Первой опомнилась совсем юная белая звездочка по имени Люська. Она решила, во что бы то не стало, спасти свою любимую Родину. «Что делать?» - думала Люська. «Может быть подождать доброго волшебника? Но когда он прилетит? Ведь так можно прождать и год, и два, и три, и тридцать три, а то и во все не дождаться. А действовать надо прямо сейчас немедленно  иначе может быть поздно». И она на свой страх и риск начала действовать.
Слайд 10
 

·      отчего звездная страна стала превращаться в унылую, безжизненную страну? (многие звездочки подхватили идею Пакость Пакостьевича)

·     Докажите, что имя Пакость Пакостьевич говорящее? (тот, кто делает пакости, унижает честь и достоинства других, оскорбляет, выискивает у других недостатки).

·     Кто опомнился первым? (Люська)
Что делать? Может подождать доброго волшебника? А действовать надо прямо сейчас.

·     Как бы вы стали действовать? (стали бы находить хорошие слова, всех хвалить, не выискивали в другом человеке недостатки и промахи, подчеркивать достоинства, лучшие стороны.)
 
А вам интересно, что предприняла Люська? (дочитать сказку).
 Слайд 11
Люська стала вместо недостатков находить в звездочках достоинства, искала то доброе и хорошее, что было в душе каждой из них. Сначала она обратилась к черной звездочке Аделаиде.
- Аделаида, ты очень добрая, ты всегда заботилась о больных звездочках. Благодаря твоему вниманию, чуткости, терпению они быстрее выздоровели.
И свершилось чудо. Поблекшая звездочка Аделаида засияла вдруг снова удивительным волшебным светом.
- Ура! Получилось. Добрые слова помогают – ликовала обрадованная Люська. И начала действовать уже увереннее.
- Иоланта, я всегда восхищалась твоей ответственностью, твоей пунктуальностью. Ведь ты ни разу в жизни никуда не опоздала и от этих добрых слов Иоланта вновь вспыхнула, засверкала, переливаясь всевозможными оттенками чудесного зеленого цвета.
Потом Люська заговорила с крошечной звездочкой Ютой.
- Хоть, ты, Юта, и очень маленькая, но душа твоя напоминает огромный неиссякаемый кладезь всевозможных интересных творческих идей. Именно благодаря тебе праздники проходили так весело и интересно.
И Юта засияла вновь удивительным волшебным светом. Люськину идею подхватили другие звездочки. Они принялись искать друг в друге что-то доброе и хорошее, что было в душе каждой из них. И свершилось чудо. Звездочки вспыхнули одна за одной как огоньки новогодней гирлянды. Снова Звездная страна засияла удивительным волшебным светом, вновь он7а стала прекрасной и неповторимой, пожалуй, она стала еще краше, чем прежде. А Пакость Пакостьевич понял, что ему здесь нечего больше делать и убрался восвояси. Он полетел искать такую страну, жители которой обожают находить в других недостатки, а достоинств не замечают, где любят критиковать друг друга, ссориться, вспоминать ошибки и промахи, где долго помнят обиды. А не пролетел ли Пакость Пакостьевич случайно над нашей школой?
Слайд 12
Чему учит сказка? Пригодиться ли она в жизни?

Что же нужно сделать для сохранения доброты в людях?
- Как же стать добрым? Ведь не бывает так: вечером лег спать злым человеком, а утром вдруг стал добрым.
А легко ли быть добрым?
Слайд 13
Да быть добрым нелегко, но важно. Чтобы немного облегчить эту задачу, давайте попробуем сформулировать правила Доброты. (работа в группах, обсуждение. Раздаю карточки-памятки)
Слайд 14
Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений.
Любить людей знакомых и незнакомых
Призывать окружающих к хорошим взаимоотношениям
Делать добро для близких, друзей
Не завидовать
Не вредничать
Не грубить
   
- А сейчас мы послушаем стихотворения, которые подготовили девочки.               
                      Доброта[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Почему-то в XXI веке Очень редко в людях встретишь доброту, И даже в трудный час для человека Его спокойно стороною обойдут. Подумают: "Вам трудно?? Ну и ладно! У меня своих полно забот!.." Шагают мимо (лично мне досадно!..), Будто в свой воды набрали рот. А человек совсем уж впал в отчаяние, Ему уже не мил и солнца свет. Но вдруг, подняв глаза свои нечаянно,  Увидел доброты последний след, Увидел помощи протянутую руку! (неважно, что на тысячу - одна) Покуда существует сердце друга, Не будет умирать и доброта!

Чужая боль. Не проходите мимо
Чужих страданий, боли и беды.
Бывает боль порой невыносима,
И некому помочь средь суеты.
Открытая душа всегда ранима,
И с болью часто человек на «ты».
Вот инвалид беспомощно, стыдливо
Глядит на вас, его глаза чисты
И просят понимания, но мимо
Спешим в людском потоке часто мы,
Проходим с безразличием, брезгливо
Окинув взглядом, будто с высоты,
Просящего о состраданьи, мимо
Бежим скорее, прячемся в кусты,
И с краю наши хаты и квартиры,
И о себе лишь всё печемся мы.
Остановитесь, люди, помогите
Сочувствием и словом доброты.
Больному сердцу душу отворите.
Быть не должно у нас чужой беды.
Услышьте зов о помощи, придите
На помощь человеку в миг беды.
Не сторонитесь и не уходите,
И не теряйтесь среди суеты.

Вернемся к теме классного часа.
Слайд 15
- Теперь изменилось ваше понимание темы? Итак, основное назначение человека - творить добро.
Слайд 16
Может быть, именно поэтому еще в старой азбуке, когда буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами З - "Земля", М - "Мыслите", Л - "Люди", буква Д обозначалась словом "Добро".
Слайд 17
- Азбука как бы призывала:
Люди Земли, Мыслите, Думайте и творите Добро!
Помните этот призыв, ребята, всегда следуйте ему.
Слайд 18
Звучит песня «Дорогою Добра»













15