Последствия извержения вулканов. Защита населения.


Урок № 8
Последствия извержения вулканов. Защита населения

Предмет: ОБЖ.
Класс: 7.
Дата проведения: «____» _____________ 20___ г.
Преподаватель-организатор ОБЖ Филипенко Сергей Михайлович
109220539750 Ход урока
0 Ход урока
Цель: ознакомиться с последствиями извержения вулканов и основными мероприятиями по защите населения от последствий вулканической активности.
I.Организация класса.
Приветствие. Проверка списочного состава класса.
II.Сообщение темы и цели урока.
III.Актуализация знаний.
1.Что такое вулкан и каковы причины его извержения?
2.Что представляет собой извержение вулкана, и какие существуют предвестники извержения?
3.Какие бывают вулканы?
109220259715 Изучение нового материала
0 Изучение нового материала
4.Где встречаются вулканы?
Наиболее опасными явлениями для человека и окружающей среды при извержении вулканов являются образующиеся при этом продукты извержений вулканов. Они бывают твёрдыми, жидкими и газообразными. В соответствии с этим вулканы могут извергать:
лавовые потоки;
вулканические грязевые потоки;
твёрдые вулканические продукты;
палящую вулканическую тучу;
вулканические газы.
Жидкие вулканические продукты – это, прежде всего, сама магма, изливающаяся в виде лавы. (Лава – это изливающаяся при извержении вулкана магма, которая потеряла часть содержащихся в ней газов и водяных паров.)
Размеры и форма особенности лавовых потоков зависят от характера самой магмы.
Больше всего распространены потоки базальтовых лав. Первоначально нагретые до 1000-1200о С, базальтовые лавы сохраняют текучесть, остывая примерно до температуры 700о С. Скорость движения базальтовых лав составляет до 45-50 км/ч. Вытекая на ровное место, они растекаются на обширные площади.


Иногда при извержении вулканов могут возникнуть вулканические грязевые потоки, которые представляют большую опасность для окружающей среды и человека. В Колумбийских Андах на севере Южной Америки в 160 км к северо-западу от столицы Колумбии Боготы находится вулкан Арекас. Последний раз он извергался в середине 1595 г. и считался дремлющим. 13 ноября 1985 г. Вулкан вдруг внезапно проснулся. Начавшиеся взрывы при его извержении вызвали быстрое таяние льда и снега в кратере вулкана. Огромные массы грязи, воды, льда и камней ринулись в долину реки Лагунилья, быстро сметая всё на своём пути.
Примерно в 45 км от вулкана, в долине реки, находился маленький городок Армеро с населением 21 тыс. человек, а в окрестных сёлах проживало ещё 25 тыс. человек. 13 ноября в 23 часа поток грязи накрыл город 4-6-метровым слоем, и 20 тысяч человек почти мгновенно погибли в бушующем месиве грязи. Спастись сумели только те, кто, услышав приближающийся грохот, выбежали из своих домов и добежали до ближайших холмов.
Погиб не только город Армеро, но и ряд сёл, были уничтожены кофейные плантации, тысячи людей были ранены, пострадали дороги и нефтепроводы.

При извержении вулканов выбрасываются твёрдые вулканические продукты в окружающую среду из кратера вулкана при мощных взрывных извержениях. Наиболее распространёнными твёрдыми вулканическими продуктами являются так называемые вулканические бомбы.

Вулканическая бомба – это обломки породы длиной больше 7 см. При выбросе из кратера вулкана они ещё находятся в расплавленном состоянии, но, пролетев несколько сотен метров, они остывают в воздухе и падают на землю уже достаточно сильно отвердевшими. Иногда выбрасываются и довольно крупные глыбы – длиной больше 1 м. Вулканические обломки менее 7 см называют лапилли («маленький камень», «шарик»).
Вулканические частицы размером меньше 2 мм называются вулканическим пеплом. Этот пепел не продукт сгорания. Это маленькие осколки вулканического стекла, которые представляют собой мгновенно застывшие тоненькие перегородки расширяющихся и лопающихся газовых пузырьков, выделившихся из магмы при взрывном извержении вулкана. Будучи выброшенными вверх, они потом упадут на землю в виде вулканического пепла.
Мощные вулканические извержения выбрасывают мелкий пепел в верхние слои атмосферы, где он может находиться очень длительное время.
В истории извержений вулканов известны мощные пеплопады. Вспомним хотя бы картину выдающегося русского художника Карла Брюллова «Последний день Помпеи». 24 августа 79 года внезапно произошло извержение вулкана Везувий. На картине Карла Брюллова изображены люди, в спешке покидающие Помпеи и старающиеся укрыться от камнепада и пеплопада. Вот эти явления и стали гибельными для самого города. Пеплопад над Везувием усиливался быстро, и город был погребён под 3-4 метровым слоем вулканического пепла и песка.
В июне 1912 г. после извержения на Аляске вулкана Камтай почти два дня падал тончайший стекловидный пепел. Он покрыл слоем толщиной 20 см островов Кадьяк. Все жители были вынуждены эвакуироваться.

Сильное извержение вулкана Ключевская Сопка на Камчатке в сентябре 1994 г. Подняло огромные массы пепла на высоту 15-20 км, что затруднило полёты авиации в тех районах.
При извержении вулканов иногда из скопления раскалённых газа и пепла может образоваться так называемая палящая туча, представляющая смертельную угрозу для окружающей среды и людей.

Пример этому – извержение вулкана Мон-Пеле на острове Мартиника (Малые Антильские острова), которое произошло в 1902 голу. В 8 часов утра огромной силы взрывы потрясли вулкан, и мощные облака пепла взметнулись на высоту более 11 км. Вместе с этими взрывами, следовавшими непрерывно один за другим, из кратера взметнулась чёрная туча, сверкавшая багровыми сполохами. Со скоростью более 160 км/час она быстро устремилась вниз по склону на город Сен-Пьер, находившийся в 11 км от вулкана Мон-Пеле. Эта чёрная раскалённая туча толкала перед собой плотный слой горячего воздуха, который быстро превратился в порыв ветра ураганной силы и налетел на город, через несколько минут после начала извержения вулкана. А ещё через несколько минут туча накрыла город. И за несколько минут 30 тысяч жителей города Сен-Пьер были мертвы. Палящая туча вулкана Мон-Пеле в одно мгновение стёрла с лица Земли город Сен-Пьер.
При извержении вулканов кроме твёрдых и жидких продуктов всегда выделяются всевозможные газообразные вулканические продукты, объёмная доля которых в общем объёме вулканических продуктов бывает достаточно очень велика.
Газы всегда являются непременным спутником вулканических процессов и выделяются не только во время сильных извержений, но и в периоды ослабления вулканической активности. Через небольшие трещины в кратерах или на склонах вулканов бурно или спокойно, нагретые до температуры 1100о С или холодные газы вырываются наружу.
В составе всех вулканических газов преобладает водяной пар (94-97%). Второе место всегда после водяного пара занимает двуокись углерода (СО2 углекислый газ), потом следуют газы, содержащие серу, хлористый водород (HC1) и многие другие газы. Места где выходят вулканические газы на поверхность Земли называют фумаролами.
Иногда фумаролы выделяют холодный газ с температурой примерно 100о С и ниже. Такие выделения называются мофетами (в переводе с латинского «испарение»). В составе таких газов углекислый газ, который, накапливаясь в низинах, представляет смертельную угрозу для всего живого. Так, в Исландии в 1948 году при извержении вулкана Гекла углекислый газ накопился в небольшой ложбине у подножия вулкана. Находившиеся там овцы все погибли.
Выделение газов иногда наблюдается и на давно не извергавшихся вулканах. Так, в горах Кавказа, на склоне вершины Эльбруса на высоте более пяти километров, находится небольшое фумарольное поле, свободное льда и снега даже зимой. Здесь всегда ощущается запах серы.
История извержений вулканов свидетельствует, что, даже давно потухшие вулканы могут проснуться через несколько сотен лет. Этому пример – извержение вулкана Безымянный, который расположен южнее вулканов Камень и Ключевская сопка на Камчатке. Он долгое время считался потухшим, однако 22 сентября 1955 г. неожиданно стал извергаться. При извержении газово-пепловые облака достигали высоты 6-7 км. 30 марта 1956 года огромной силы взрыв снёс вершину вулкана, образовался кратер почти до 2 км в диаметре. Взрыв произошёл под углом 45о к горизонту и был направлен к востоку. Взрыв был такой большой силы, что в 20-30 км от вулкана уничтожил почти все деревья. Огромное облако газов и пепла поднялось на высоту около 40 км. Скорость распространения облака составляла около 500 км/ч. В 12-15 км от вулкана толщина слоя пепла достигла около 50 см. После взрыва из кратера хлынули потоки раскалённых обломков породы, быстро растопившие снег. Образовались огромные грязевые потоки шириной почти до 6 км, всё сметавшие на своём пути, вплоть до реки Камчатки. Известно, что такое катастрофическое извержение всегда очень характерно для вулканов, которые молчали многие сотни и даже тысячи лет.
8064569215 Защита населения
0 Защита населения

Для обеспечения надёжной защиты населения от последствий извержения вулканов всегда организуется постоянное наблюдение за предвестниками этого явления.
А предвестниками извержения являются вулканические землетрясения, которые связаны в основном с пульсацией магмы, продвигающейся вверх. Специальные приборы постоянно регистрируют изменения наклона земной поверхности около вулканов. Известно, что перед извержением меняются состав вулканических газов, выделяющихся из фумарол и местное магнитное поле.
В районах активного вулканизма создаются специальные пункты и станции, в которых ведётся постоянное наблюдение за вулканами. Организуется надёжная система оповещения. У подножия вулканов запрещено строительство жилых зданий, предприятий, автомобильных и железных дорог. Вблизи вулканов также запрещается производить взрывные работы.

Более надёжным способом защиты населения от последствий извержения вулкана является эвакуация. Поэтому жители городов, расположенных в непосредственной близости от вулканов, всегда должны знать места и порядок эвакуации. При поступлении сигнала об угрозе извержения вулкана необходимо немедленно покинуть здание и прибыть в пункт эвакуации.

V.Работа над изученным материалом.
Вопросы и задания:
1.Каков состав лавовых потоков?
2.Что такое вулканические грязевые потоки?
3.Какую опасность представляют твёрдые вулканические продукты?
4.В чём проявляются характерные особенности палящей вулканической тучи?
5.Из каких элементов состоят вулканические газы? В чём опасность газообразных вулканических продуктов?
128270292100 Самоанализ урока
Последствия извержения вулканов.
Защита населения
00 Самоанализ урока
Последствия извержения вулканов.
Защита населения
VI.Домашнее задание: § 2.5
Цель: ознакомиться с последствиями извержения вулканов и основными мероприятиями по защите населения от последствий вулканической активности.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: урок – презентация.
Содержание урока полностью соответствует требованиям программы. Изложение нового материала было дано в полном объёме. Материал был изложен в доступной форме. Упражнения для закрепления материала хорошего качества. Они способствуют приобретению учащимися необходимых для будущей работы умений и навыков. На уроке были использованы технические средства обучения (персональный компьютер, видеопроектор и интерактивная доска)
Цель урока достигнута.
К сожалению современных учеников, все труднее чем-то привлечь.
Сейчас конечно самым действенным методом является использование ИКТ технологий. Это и презентации, и тесты, которые очень нравятся детям.
Предмет ОБЖ никогда не воспринимался всерьёз, многие ученики считают его слишком простым, поэтому не уделяют должного внимания подготовке домашнего задания. Да и многие взрослые считают, что ОБЖ - предмет простой и не самый важный, привыкли думать, что он лишь учит, как вести себя в экстремальных ситуациях. На самом же деле это лишь минимум тех знаний и умений, которые должны получить школьники в процессе обучения. Главное, чему должны научиться дети – это культуре безопасности жизнедеятельности, то есть не только знать, что делать при пожаре, но и знать, что нужно делать, чтобы его не случилось. Повысить престиж предмета может только учитель. Уроки должны быть интересными, разнообразными.
При подготовке и проведении уроков я стараюсь брать во внимание психологические особенности каждого ребёнка, так как личностно-ориентированное обучение направленно именно на это. И с учётом особенностей познавательных процессов я применяю такие приёмы учебной деятельности: синтез (составление задач, кроссвордов, ребусов.);
задания на время;
проекты, презентации;
анализ;
логические, нестандартные задания;
задания на поиск ошибок и др.
Все люди делятся на визуалов, аудиалов и на это тоже следует обращать внимание.
На уроке представляю информацию детям, используя все каналы восприятия: и зрение, и слух. Тогда у каждого из них есть шанс усвоить хотя бы часть этих сообщений. Такие уроки формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.