МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ УП. 03«Выполнение малярных работ» Тема урока № 97: «Подготовка обоев, оклеивание поверхности бумажными обоями» по профессии 13450 «Маляр»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГПОУ «Донецкий профессиональный лицей коммунального хозяйства»







МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ


УП. 03«Выполнение малярных работ»

Тема урока № 97: «Подготовка обоев, оклеивание поверхности
бумажными обоями»

по профессии 13450 «Маляр»














Разработала: мастер п/о
Ересько Н.В.





Донецк 2016г.

Содержание


1. Введение4
2. Основная часть.7
2.2. Структура урока7
2.2. План и ход занятия..8
3. Список использованных источников для студентов16
4. Список использованных источников для преподавателя16
5.Приложения
6. Самоанализ урока


















Согласовано:
методист_______Е.Н. Громова

от «___________ 2016г

Утверждаю:
Зам. директора по УПР

_____________ С.Ю. Болтова

«____» ___________ 2016г



Пояснительная записка
Методическая разработка урока по УП.03 ПМ.03«Выполнение малярных работ» на тему: «Подготовка обоев, оклеивание поверхности бумажными обоями» предназначена для студентов II курса по профессии 13450 «Маляр», в группе студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
В методической разработке кратко изложена технология подготовки клейстера, обоев, наклеивание обоев на поверхность. Данная методика проведения урока используется в рамках инновационной и интерактивной системы, урок включает в себя элементы информационных технологий - инструкционно-технологические карты, карточки заданий, видеофильм «Выполнение обойных работ». Студенты достаточно большое количество времени на уроке работают самостоятельно в соответствии с инструкцией по охране труда, с инструкционной картой, карточками задания. Уроки такого типа стабильно вызывают со стороны студентов, даже слабоуспевающих, положительные отклики, так как каждый студент работает со своей скоростью.
Решение учебно-производственных задач стимулирует познавательную активность студентов. Мастер формирует у своих студентов убеждение в необходимости получения и применения полученных знаний для того, чтобы быть востребованным и полезным в профессиональной сфере.










Введение
Открытый урок по УП.03 ПМ.03«Выполнение малярных работ» на тему: «Подготовка обоев, оклеивание поверхности бумажными обоями» предназначена для студентов II курса по профессии 13450 «Маляр», в группе студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Студенты группы в основном с низким уровнем развития логического мышления, навыками самостоятельной работы, низким восприятием изучаемого материала.
Данный урок производственного обучения на тему «Подготовка обоев, оклеивание поверхности бумажными обоями» является уроком 3 раздела: «Оклеивание поверхности различными материалами». В этой теме обобщаются и систематизируются знания по подготовке поверхности под оклеивание обоями, изучаются технологические процессы оклеивания поверхности обоями.
И поскольку студенты уже получили определённый профессиональный опыт при изучении двух разделов, на уроке организуется осмысление, формирование и развитие ранее приобретённых знаний и умений. Урок освещает значительный блок вопросов темы. Его содержание акцентирует внимание на изучение технологического процесса подготовки стен, обоев и оклеивание поверхности обоями.
Результатом освоения темы урока является овладение студентами профессиональными и общими компетенциями:
ПК 3.3. Оклеивание поверхности различными материалами.
ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии
ОК 2. Организовать собственную деятельность
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию
ОК 4. Осуществлять поиск информации
ОК 5. Использовать ИКТ
ОК 6. Работать в команде, общаясь с коллегами, клиентами.

Цель методической разработки и урока производственного обучения  - создать условия для воспроизведения и активного применения полученных знаний на практике средствами самостоятельной и практической работы. Применение электронных образовательных ресурсов для расширения представлений о технологии выполнения обойных работ
В разработку включены все необходимые этапы урока, которые логично связаны между собой. В план урока входят виды работ, способствующие повышению мотивации обучающихся к изучению предмета: выполнение карточки-заданий, просмотр видеоролика, практические задания и др.
Использование видеоролика на уроке есть применение наглядного метода иллюстраций во взаимосвязи с другими методами, позволяющими развивать мышление студентов и активизировать их познавательную деятельность. Иллюстрации видеоролика заставляет студентов пройти через все этапы мышления, использовать различные мыслительные операции. Для студентов с ограниченными возможностями здоровья это просто находка.
Совместная непродолжительная работа студентов в малых группах, практикуемая в структуре практического обучения, дает положительные результаты. Усвоение знаний и умений происходит по принципу «послушал - посмотрел - попробовал».

В ходе урока применяются следующие методы обучения:
словесные (беседа, объяснение, работа с инструкционной картой);
наглядно - демонстрационные (личный показ мастером трудовых действий, просмотр видеоролика);
практические методы (комплексные учебно-производственные работы).

Эти методы позволят мастеру определить:
уровень необходимых знаний;
четко и ясно изложить тему урока;
показать правильность выполнения трудовых приемов, наглядно показать, что именно должно получиться в результате выполнения задания;
обеспечить усвоение студентами характерных сочетаний операций и сложных приемов, совершенствование формирование навыков и умений.

Вводный инструктаж.
«Слышу - я забываю, вижу - я запоминаю, делаю - я усваиваю».
Во время проведения вводного инструктажа проводится повторение ранее изученного материала в форме фронтального опроса, с помощью чего можно выяснить уровень знаний учащихся и произвести их корректировку, конкретизацию, углубление.
Изложение нового материала осуществляется методом объяснения с элементами беседы и использованием показа мастером п/о отдельных трудовых приемов, просмотра видеоролика. В процессе беседы эффективно выявляются и используются знания и опыт учащихся, полнее контролируется процесс усвоения материала; знания полученные учащимся в ходе беседы более глубокие и прочные.
Показ трудовых приемов мастером обязателен для усвоения студентами техники выполнения работы. Этот метод производственного обучения создает в сознании студентов точный и четкий зрительный образ трудового действия, которому они, впоследствии, стараются подражать. Степень овладения нового материала студентами проверяется правильностью воспроизведения, показанных мастером, трудовых приемов.
Закрепление нового материала проводится путем тестирования студентов. Таким образом, выяснится степень освоенности темы, и при необходимости производятся дополнительные объяснения.

Текущий инструктаж.
В течение самостоятельной работы студентов мастер совершает обходы рабочих мест, целями которых являются:
проверка правильной организации рабочего места;
проверка правильной организации и соблюдения технологического процесса;
проверка последовательности и правильности выполнения трудовых приемов;
наблюдение за отстающими учащимися и проведение индивидуального инструктажа;
проверка правильности проведения самоконтроля и взаимоконтроля;
производит контроль над соблюдением правил техники безопасности;
выявление типичных ошибок и проведение группового текущего инструктажа.
выполняет подготовку к заключительному инструктажу.

Заключительный инструктаж.
Заключительный инструктаж - включает подведение итогов по уроку и выдачу домашнего задания.
Подведение итогов содержит выставление оценок, разбор лучших образцов работ и анализ существенных ошибок.
К оцениванию работ лучше привлечь самих студентов, таким образом, повышая учебно-воспитательную эффективность оценки. Во время проверки студенты не только узнают, чему они научились, что еще не усвоили, какие допустили ошибки, но и учатся сами оценивать свои умения и знания.
В ходе заключительного инструктажа совместно со студентами анализируются допущенные ошибки, выясняются причины их совершения и разбираются способы устранения. Так же важно заострение внимание на лучших работах, разбор факторов достижения успеха.
Домашнее задание студентов заключается в повторении теории. Это позволит закрепить полученные знания по данной теме.

2. Основная часть
2.1. Структура урока
I. Организационный момент (5 мин.)
- Приветствие.
- Доклад дежурного о наличии студентов в группе.
- Проверка внешнего вида и готовность к уроку.

II. Вводный инструктаж (40 мин.)
2.1 Сообщение студентам темы и целей урока.
2.2 Актуализация опорных знаний
2.3 Начальная мотивация учебной деятельности
2.4 Изучение нового материала
2.5 Закрепление изученного материала.

III. Текущий инструктаж (205 мин. )
3.1 Наблюдение за выполнение самостоятельной работы студентов.
3.2 Проведение целевых обходов.
3.3 Подготовка к заключительному инструктажу.

IV. Заключительный инструктаж (20 мин.)
4.1 Подведение итогов занятия.
4.2 Выставление оценок.
4.3 Дать домашнее задание.
4.4 Уборка мастерской и рабочих мест.





2.2 План урока и ход урока
производственного обучения
(учебная практика)
Дата: «____»__________ 2016 г. Курс 2 Группа № 208
Место проведения: учебная мастерская по профессии «Маляр»
ФИО мастера п/о: Ересько Н.В.
Профессия: 13450 «Маляр»

Тема программы: ПМ.03. «Выполнение малярных работ».

Тема раздела № 3. «Оклеивание поверхностей различными материалами».

Тема урока № 97: «Подготовка обоев, оклеивание поверхности бумажными обоями».

Цели урока:
- Обучающая: формирование знаний по технологии оклеивания поверхности стен обоями. Сформировать у студентов целостную систему знаний, умений и навыков по соблюдению технологического процесса при оклеивании поверхностей обоями, использованию современных строительных материалов, применению инструментов, организации рабочего места, выполнению требований безопасности труда.
Формирование профессиональных компетенций:
ПК.3.1 Выполнять подготовительные работы при производстве малярных работ.
ПК 3.3. Оклеивать поверхности различными материалами
- Развивающая: развить логическое мышление по выбору инструментов, материалов, приспособлений и применению их по назначению; умение анализировать и принимать правильные решения, развить умение работать с литературой и электронными носителями информации.

Формирование общих компетенций:
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4 Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

- Воспитательная: активизировать познавательную деятельность учащихся, формировать профессиональные убеждения и воспитывать профессиональную культуру, любовь к профессии, проявление актуальных качеств точности, организованности, деловитости, внимательности, дисциплинированности при выполнении работ.

Формирование общих компетенций:
ОК1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами

- Методическая: создать условия для воспроизведения и активного применения полученных знаний на практике средствами самостоятельной и практической работы. Применение электронных образовательных ресурсов для расширения представлений о технологии выполнения обойных работ.
Цель овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения урока должен:
Уметь:
У.2. Организовывать рабочее место;
У.3. Просчитывать объемы работ и потребности материалов;
У.4. Экономно расходовать материалы;
У.5. Определять пригодность применяемых материалов;
У.6. Создавать безопасные условия труда;
У.7. Очищать поверхности инструментами и машинами;
У.13. Оклеивать поверхности макулатурой;
У.14. Подготавливать различные поверхности к оклейке обоями;
У.15. Подготавливать обои к работе;
У.20. Приготавливать клей;
У.33. Наносить клеевые составы на поверхности;
У.34. Оклеивать потолки обоями;
У.35. Оклеивать стены различными обоями;
У.36. Контролировать качество обойных работ;
У.37. Ремонтировать оклеенные поверхности обоям и пленками;

Знать:
З.15. способы варки клея;
З.31. технологию оклеивания потолков и стен обоями и пленками;
З.32. виды обоев;
З.33. принцип раскроя обоев;
З.34. условия оклеивания различных видов обоев и пленок;
З.35. виды, причины и технологию устранения дефектов;
З.36. правила техники безопасности при выполнении обойных работ;
Тип урока: урок формирования и закрепления знаний, умений и навыков.

Вид урока: Работа в малых группах.
Методы обучения: беседа, рассказ-объяснение, сочетание с личным показом, демонстрация приемов.

Материально-техническое оснащение: карточки-задания, инструкционные карты, плакат «Оклеивание поверхностей обоями», видеофильм, отвес-1шт, кисть маховая-4шт, рулетка-1шт, нож малярный-1шт, ножницы-2шт, шпатель металлический-4шт, ведро-3шт, валик резиновый-2шт. обои.

Междисциплинарная связь: МДК 03.01. «Технология малярных работ», ОП.01 «Основы материаловедение», ОП.04 Основы технологии отделочных строительных работ, ОП.06 Охрана труда.

Ход урока

Организационный момент (5 мин.)
-Приветствие.
-Доклад дежурного о наличии студентов в группе.
-Проверка внешнего вида и готовность к уроку.

II. Вводный инструктаж: (40мин.)

2.1 Сообщение студентам темы и целей урока

Тема урока: «Подготовка обоев, оклеивание поверхности бумажными обоями».

Цели урока:
Обучающая: формирование знаний по технологии оклеивания поверхности стен обоями. Сформировать у студентов целостную систему знаний, умений и навыков по соблюдению технологического процесса при оклеивании поверхностей обоями, использованию современных строительных материалов, применению инструментов, организации рабочего места, выполнению требований безопасности труда.
Развивающая: развить логическое мышление по выбору инструментов, материалов, приспособлений и применению их по назначению; умение анализировать и принимать правильные решения, развить умение работать с литературой и электронными носителями информации.
Воспитательная: активизировать познавательную деятельность учащихся, формировать профессиональные убеждения и воспитывать профессиональную культуру, любовь к профессии, проявление актуальных качеств точности, организованности, деловитости, внимательности, дисциплинированности при выполнении работ.
Методическая: создать условия для воспроизведения и активного применения полученных знаний на практике средствами самостоятельной и практической работы. Применение электронных образовательных ресурсов для расширения представлений о технологии выполнения обойных работ.

2.2 Актуализация опорных знаний
Цель этапа: актуализация опорных знаний, умений и мотивационных состояний. Деятельность мастера п/о:
Моделирование проблемных ситуаций и опрос по пройденному материалу. Обобщение ответов обучающихся и переход к восприятию нового материала. Логическая связь выстраивается в процессе фронтальной беседы со студентами. Раздать студентам инструкционные карты (Приложение 1)
Деятельность студентов: Отвечают на поставленные вопросы.
Вопрос: Какие инструменты применяются для подготовки поверхности?
Ответ: Макловица, шпателя, ведра, валик, площадка для шлифования.
Вопрос: Какие инструменты применяют при выполнении обойных работ?
Ответ: Отвес, кисть маховая, макловица, рулетка, нож малярный, ножницы, шпатель металлический, ведро, валик резиновый, шпатель пластмасовый.
Вопрос: Перечислите технологические операции по подготовке поверхности под оклеивание поверхности стен обоями.
Ответ: Снятие старых обоев, расшивка трещен, грунтовка, подмазывание трещен, шлефование.
Вопрос: Назначение операций грунтовка и шпатлевание?
Ответ: Грунтовка – для предохранения стен от влажности, шпаклевание- выравнивание поверхности стен.
Вопрос: Какова зависимость между углом наклона шпателя к поверхности и толщиной наносимого шпатлёвочного слоя?
Ответ: Чем меньше угол наклона, тем толще слой нанесенной шпаклевки.

Закрепление знаний по технике безопасности.
Требования по ТБ и охране труда:
Инструктаж по правилам техники безопасности;
Работать только в спецодежде и перчатках;
Индивидуальные средства защиты;
Освещение рабочих мест;
Ручки инструментов должны быть гладкими, без сколов;
Леса и подмости устанавливают на очищенные выровненные поверхности;
Инструменты, инвентарь и материалы располагают так, чтобы они не мешали проходу рабочих;
После окончания работ вымыть руки с мылом.
2.3 Начальная мотивация учебной деятельности
Оптимальный способ формирования новых знаний по теме – это сочетание объяснения, демонстрации наглядных приемов выполнения работы с использованием технических средств (ноутбук), инструкционные карты, карточки задания и беседы. Такой организации учебной работы способствует последовательное изложение учебного материала.
Чтобы усилить познавательный интерес к теме, вызвать чувство гордости к своей профессии, мастер проводит беседу о значении профессии «Маляр» в жизни человека, используя иллюстрации и фрагменты видеофильма.
2.4. Изучение нового материала
«Нет фантазии заказчиков предела,
Только как всё будет выглядеть на деле?
Чтоб с оклейкой нам не сесть в большую лужу
Нужен профессионал, маляр нам нужен.
Чтобы было гармонично и приятно,
Чтобы всё располагалось аккуратно,
Иль с порога поражало вас безмерно
Мы сегодня разберём примерно»
Обои - рулонные бумажные материалы, изготовляемые нанесением на бумагу декоративного покрытия печатным способом с последующей отделкой или без неё, предназначенные для оклейки стен и потолков жилых и общественных зданий.
Виды обоев: простые, тиснёные, виниловые, структурные, текстильные, жидкие, стекловолокнистые, пробковые, металлизированные, фотообои, для натяжных потолков.
Бордюры и фризы – это полосы бумаги, вдоль которых нанесены рисунки. Они предназначены для оклейки верхнего обреза обоев.
Оклейку поверхности обоями выполняют по окончании производства всех малярных работ, кроме покраски столярных изделий и наличников, до устройства покрытия полов.
Эти работы выполняют при отделке стен жилых, общественных и бытовых помещений. Качество, сорт и вид обоев должны соответствовать проектным, цвет и рисунок – эталону.
Допустимая температура воздуха в помещении – не ниже 1013 EMBED Equation.3 1415С; рекомендуемая температура – 15-2013 EMBED Equation.3 1415С. Допустимая влажность воздуха при оклейке - не выше 70 %.
Влажность бетонных поверхностей должна быть не выше 4%, остальных поверхностей – 8%.
Технологическая последовательность выполнения обойных работ.
1.Подготовка обоев (показ с объяснением): обои перед наклейкой подбирают не только по рисунку и цвету, но и по оттенкам, так как обои могут отличатся по насыщенности цвета. Если эти отличия незаметны, то полотнища более темных оттенков наклеивают на светлой стороне помещений. Простые обои наклеивают внахлестку, у их обрезают одну кромку. У обоев, наклеиваемых впритык, обрезают обе кромки. Обои нужно нарезать на полотнища по высоте стены, подгоняя их по рисунку. Нарезанные полотнища обоев укладываем лицевой поверхностью вниз на бумагу, расстеленную на полу. Их укладываем таким образом, чтобы каждое полотнище выступало на 2-3см.
Инструмент: рулетка, нож малярный.
Материал: рулоны обоев.
2.Приготовление клейстера (показ с объяснением): применяемый клей зависит от основания и вида обоев. Способ приготовления клея КМЦ заводского изготовления – содержимое пакета медленно засыпать в холодную воду, создавая в ней круговорот, интенсивно перемешивая 2 минуты. Через 10 минут после повторного перемешивания клей готов к применению.
Приспособление: ведро.
Материал: клей обойный КМЦ, вода.
3.Нанесение клеевого состава на поверхность стен (показ с объяснением): клей наносится на стены с помощью маховой кисти или макловицы на ширину полотнища.
Инструмент, приспособления: стремянка, кисть маховая или макловица, ведро.
Материал: клей обойный.
Нанесение клеевого состава на обои: клей на обои наносим кистью широкой полосой вдоль всего полотна, затем зигзагообразными движениями кисти поперёк полотна, а
потом по всей поверхности продольными движениями. После нанесения клея, обои выдерживают не менее 5 минут для пропитки полотнищ.
4.Наклеивание обоев на стену (показ с объяснением): наклеивать обои можно встык или внахлёстку, это зависит от вида обоев. Оклеивание стен начинают от угла наружной стены комнаты по предварительно отбитой горизонтальной линии, проверив отвесность стены, и продолжают от окна к двери.
Первое полотно наклеивают строго по отвесу или по вертикальной линии, отбитой намеленным шнуром. При наклеивании полотнищ внахлёстку, кромка накладываемого полотнища должна быть обращена к свету. Поэтому обе примыкающие стены оклеивают от наружной. Оклеивая обоями углы комнаты, не следует загибать на смежную стену широкую полосу обоев, так как при этом образуются вздутия и др. дефекты. Ширина полосы крайнего полотнища, заходящего на соседнюю стену в углах, должна быть 10-20мм. Клей, температурой 20-30 оС, наносят на полотнища валиком или кистью - макловицей, выдерживают в течении 5-7мин для их пропитки. Намазанное полотнище подается лицевой стороной маляру, предварительно сложенное втрое.
Приглаживают обои посередине сверху вниз и от середины к краям чистыми тряпками, резиновыми валиками, пластмассовыми шпателями. Участки поверхности над дверьми и окнами оклеивают кусками обоев, которые остаются при раскройке полотнищ.
Инструмент, приспособления: отвес, кисть, валик, шпатель, ножницы, стол, стремянка.
Материалы: клей, обои.
Допустимая температура воздуха в помещении – не ниже 1013 EMBED Equation.3 1415С; рекомендуемая температура – 152013 EMBED Equation.3 1415С. Допустимая влажность воздуха при оклейке - не выше 70 %.
Влажность бетонных поверхностей должна быть не выше 4%, остальных поверхностей – 8%.
6.Наклейка бордюра, фриза. После оклейки стен приступают к наклейке бордюра, фриз
·а. На бордюр наносится клей с помощью кисти флейца, а поверхность под бордюр промазывается клеем. Наклеенный бордюр приглаживается.
Инструмент, приспособления: кисть-флейц, стремянка.
Материалы: клей, бордюр, фриз.
7. Просмотр видеофильма «Оклеивание стен обоями».
8. Ответить на вопросы студентов.

2.5. Закрепление изученного материала
Студентам выдаются карточки-задания (Приложение 2, ответы- Приложение 2 а)
КАРТОЧКА – ЗАДАНИЕ
Тема: «Подготовка обоев, оклеивание поверхности бумажными обоями».
Задание: Заполните таблицу:
Возможные дефекты при оклеивании поверхностей бумажными обоями, причины появления и способы устранения.
Ф.И. студента _______________________

Дефекты

Причины появления
Способы устранения

Пузыри, морщины, складки




Полотнища расположены
наклонно



Рисунок смежных полотнищ не совпадает



Заметны швы




Полное или частичное
отслаивание обоев



Обои разорваны в углах стен




Твёрдые вкрапления под обоями




Затем, распределение учащихся по группам и рабочим местам, выдача заданий
(Приложение 3. Приложение 3 а):
- подготовка обоев;
- подготовка клейстера;
– нанесение клея на обои и стены;
- наклеивание обоев на стены;
– наклеивание бордюра, фриза.

III. Текущий инструктаж (205 мин)
Наблюдение за организационным началом работы, порядком на рабочих местах, соблюдением правил техники безопасности. Систематически делаю обходы рабочих мест с целью оказания практической помощи. Обращаю внимание на правильное выполнение приёмов работы, на качество выполняемых работ. В необходимых случаях провожу дополнительные инструктажи, оказываю практическую помощь.

В течение самостоятельной работы студентов совершаю обходы рабочих мест, целями которых являются:
проверка правильной организации рабочего места;
соблюдения технологического процесса;
проверка последовательности и правильности выполнения трудовых приемов;
наблюдение за отстающими учащимися и проведение индивидуального инструктажа;
проверка правильности проведения самоконтроля и взаимоконтроля;
производит контроль за соблюдением правил техники безопасности;
выявление типичных ошибок и проведение группового текущего инструктажа.
Подготовка к заключительному инструктажу (принимаю и оцениваю работы).
Оценки по этому этапу также выставляются в накопительную ведомость

IV. Заключительный инструктаж (20 мин.)

1.Анализ урока (результаты бригад, разбор ошибок, соблюдение правил ТБ).
2. Ответить на вопросы студентов.
2.Объявляю оценки студентам, анализируя их (Приложение 4).
3. Задание на дом: Завражин Н.Н. «Технология отделочных строительных работ»: учеб. пособие для нач. проф. образования,2009. - стр.273-280
4.Уборка рабочих мест.

Список литературы для студентов

Завражин Н.Н. «Технология отделочных строительных работ»: учеб. пособие для нач. проф. образования,2009. - стр.273-280
Чмырь, В.Д., «Материаловедение для маляров»
Сериков Л.В., «Штукатур-маляр. Новый строительный справочник»

Список используемых источников

Борилов А.В., Воловикова О.В., Организация и технология строительных отделочных работ. Учебное пособие – М: Академкнига/учебник 2005
Ивлиев А.А., Отделочные строительные работы. Учебник для нач. проф. Образования – М: Издательский центр «Академия» 2005
Завражин Н.Н., Отделочные работы : учеб. Пособие для нач. проф. Образования – М.: Издательский центр «Академия», 2006
Пузанкова В.Ф. Материалы для штукатурных и облицовочных работ. Учебное пособие – М: Академкнига учебник 2005
Смирнов В.А., Ефимов Б.А., Кульков О.В., Баландина И.В., Сканави Н.А., Материаловедение для отделочных строительных работ: учебник для НПО : учебное пособие для СПО – М.: Издательский центр «Академия», 2006










Приложение 1
Инструкционно-технологическая карта подготовки поверхности, оклеивания стен обоями.
№ п/п
Наименование операции
Эскиз
Короткое описание операции
Материа
лы
Инструменты и оборудования
Технологические требования

1
Приемы снятия старых обоев.

Выступающие неровности снимают. Наплывы бетона срубают. Небольшие выступления сглаживают скребком. Очистить поверхность от пыли и грязи
Вода
Шпатель, щетка,
скребок
Поверхность должна быть равной и чистой.

2
Расшивка и подмазывания трещин

Щели и трещины расшивают разрезая их острым ножом или острым концом шпателя на глубину не менее 2 мм.
Грунтовочные составы, подмазывающая паста
Нож, шпатель, макмовица.
Все трещины и щели должны быть расшиты на глубину не менее 2 мм.

3
Подготовка обоев для наклеивания, нанесение клея

Нанесение клея на обратную сторону обоев
Клейстер
Макловица, валик, ножницы, чем малярный, специальный стол.
Клей наносят без пропусков, особенно старательно намазывают кромки.

4
Приемы изгибания намазанных обоев.

Оба края полотнища загибают проклеенной стороной вплотную

Стол
Намазанное полотнище оставляют на 5-10мин

5
Наметить вертикальную линию с помощью отвеса

Намечают вертикальную линию на стене с помощью отвеса

Отвес,
карандаш.
Поверхность должна быть ровной

6
Наклеивание обоев на поверхность

Первое полотнище наклеивают свыше к низу, расправляя и разглаживая за вертикалью
Клейстер,

Кисти, валик, шпатель для обоев.
Поверхность должна быть огрунтована равномерно без пропусков.

7
Обрезание верхнего края

С помощью линейки или шпателя намечают и обрезают верхний край обоев

Линейка, ножницы, малярный нож.
Обрезанный верхний край обоев должен быть прямым .

8
Наклеивание второго полотнища обоев встык

Второе полотнище наклеивают встык
Клейстер
Валик, шпатель для обоев.
Второе полотнище наклеивают в стык подгоняя рисунок

9
Обработка стыков

Обработку стыков полотнищ выполняют шпателем для обоев или роликом

Валик, шпатель для обоев.
Стыки полотнищ должны плотно подходить друг другу





Приложение 2

КАРТОЧКА – ЗАДАНИЕ
Тема: «Подготовка обоев, оклеивание поверхности бумажными обоями».
Задание: Заполните таблицу:
Возможные дефекты при оклеивании поверхностей бумажными обоями, причины появления и способы устранения.
Ф.И. студента _______________________

Дефекты
Причины появления
Способы устранения

Пузыри, морщины, складки





Полотнища расположены
наклонно






Рисунок смежных полотнищ не совпадает






Заметны швы







Полное или частичное
отслаивание обоев






Обои разорваны в углах стен






Твёрдые вкрапления под обоями



Приложение 2 а
КАРТОЧКА – ЗАДАНИЕ

Тема: «Подготовка обоев, оклеивание поверхности бумажными обоями».
Задание: Заполните таблицу:
Возможные дефекты при оклеивании поверхностей бумажными обоями, причины появлении и способы устранения.
Ф.И. студента_______________________

ЭТАЛОН ОТВЕТА

Дефекты
Причины появления
Способы устранения

Пузыри, морщины, складки


Замедленное высыхание
Обоев из-за низкой температуры, применение загущенного клея, плохое разглаживание
Обои переклеить; повысить температуру воздуха в помещении, применить
клей в соответствии с плотностью обоев, тщательно разглаживать полотнища

Полотнища расположены
наклонно


Работа выполнена без
проверки вертикальности
стен (отвесом)
Переклеить обои; первое
полотнище наклеить строго по
отвесу

Рисунок смежных полотнищ не совпадает

Плохо подобран рисунок
Переклеить полотнища обоев
с точным совпадением рисунка

Заметны швы



При наклеивании внахлестку
шов расположен против
света
Переклеить обои; наклеивать обои
от оконного проёма

Полное или частичное
отслаивание обоев


Не удалён набел, ускоренное высыхание обоев от
сквозняков, применение
слабого клея
Отогнуть отклеенную часть полотнища, клеем растушевать набел, промазать обои клеем и подклеить; устранить сквозняки,
применить клей в соответствии с плотностью обоев

Обои разорваны в углах стен


Угол заклеен целым полотнищем
Переклеить обои, предварительно раскроив полотнища для припуска
на смежную стену
на 10-20мм

Твёрдые вкрапления под обоями

Загрязнённость клейстера
или поверхности твёрдыми частицами
Переклеить обои на клее, процеженном через сито; зачистить поверхности





































Приложение 3
Карточка-задание

Вам необходимо выполнить подготовку обоев.

Единица измерения –
Норма выработки – Нанесение клея на обои на столе и поле.
Количество материала –
Время выполнения задачи –
1. В какой технологической последовательности выполняют
наклеивание простых обоев по штукатурке?
2.Какие инструменты и механизмы используют
при подготовке обоев? Приспособление для нанесения клея.
3.Пересчитать приемы подготовки обоев
для наклеивания.
4.Какими смесями грунтуют стены для оклеивания
обоями?
5.Рассказать технологию оклеивания обоев
на поверхность встык.
6.Пересчитать дефекты при наклеивании обоев, Оборудования для намазывания клея 5-10мин. Щетка-Зажим
способы их устранение.

7.Техника безопасности при подготовке обоев для
Наклеивание.



Обрезание обоев: ножницами, ножом и валиком.

Приложение 3 а
Карточка - задание

Вам необходимо выполнить оклеивание стен
обоями встык.

Расположение обоев
Единица измерения –
Норма выработки –
Количество материала –
Время выполнения задачи –

1.Пересчитать приемы подготовки поверхности
под наклеивания обоев.
2. Какие инструменты и механизмы используют
при наклеивании обоев?
3. Какими смесями грунтуют стены под оклеивания
обоями?
4.Рассказать технологию оклеивания обоев
на поверхность встык.
Наклеивания обоев на стены и потолок.
5. Пересчитать дефекты при наклеивании обоев
образа их устранение.
6.Техника безопасности при наклеивании обоев на
поверхность.


Разглаживание, надрез обоев в углах

Приложение 4
Критерии оценивания работы студентов


№п/п
Критерии оценок
Количество баллов
Требования для максимальной оценки

1
Организация рабочего места

- на рабочем месте находится набор инструмента
- правильное размещение иструмента и его состояниє во время работы

2
Привычки владения инструментом

- работа исправным инструментом
- хватка инструмента во время работы

3
Подбор материала

-наличие компонентов для приготовления строительных растворов
- рабочая густота раствора, правильный подбор соотношения
- экономия материала

4
Правильность выполнения каждой операции

- правильные рабочие движения
- правильная рабочая вне

5
Выполнение технологической последовательности

- выполнение работ за требованиями технологической последовательности

6
Выполнение правил и норм безопасности работы

- наличие спецодежды
- наличие предметов индивидуальной защиты
- аккуратность в работе

7
Выполнение нормы времени

- выполнить задание за время определённое нормой

8
Качество выполненных работ

- согласно таблице критериев качества



всего








Самоанализ урока производственного обучения
учебной практики ПМ 03«Выполнение малярных работ»

Дата  «___»___________2016 г. Курс 2 Группа №208
ФИО мастера п/о Ересько Н.В.
Место проведения: учебные мастерские.
Тема раздела № 3: «Оклеивание поверхностей различными материалами».
Тема урока №97: «Подготовка обоев, оклеивание поверхности бумажными обоями».
Цели урока:
- Обучающая: формирование знаний по технологии оклеивания поверхности стен обоями. Сформировать у студентов целостную систему знаний, умений и навыков по соблюдению технологического процесса при оклеивании поверхностей обоями, использованию современных строительных материалов, применению инструментов, организации рабочего места, выполнению требований безопасности труда.
Формирование профессиональных компетенций:
ПК.3.1 Выполнять подготовительные работы при производстве малярных работ.
ПК 3.3. Оклеивать поверхности различными материалами
- Развивающая: развить логическое мышление по выбору инструментов, материалов, приспособлений и применению их по назначению; умение анализировать и принимать правильные решения, развить умение работать с литературой и электронными носителями информации.
Формирование общих компетенций:
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4 Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
- Воспитательная: активизировать познавательную деятельность учащихся, формировать профессиональные убеждения и воспитывать профессиональную культуру, любовь к профессии, проявление актуальных качеств точности, организованности, деловитости, внимательности, дисциплинированности при выполнении работ.
Формирование общих компетенций:
ОК1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
- Методическая: создать условия для воспроизведения и активного применения полученных знаний на практике средствами самостоятельной и практической работы. Применение электронных образовательных ресурсов для расширения представлений о технологии выполнения обойных работ.

Тип урока: урок формирования и закрепления знаний, умений и навыков.

Вид урока: Работа в малых группах.

Методы обучения: беседа, рассказ-объяснение, сочетание с личным показом, демонстрация приемов.

Материально-техническое оснащение: карточки-задания, инструкционные карты, плакат «Оклеивание поверхностей обоями», видеофильм, отвес-1шт, кисть маховая-4шт, рулетка-1шт, нож малярный-1шт, ножницы-2шт, шпатель металлический-4шт, ведро-3шт, валик резиновый-2шт. обои.

Междисциплинарная связь: МДК 03.01. «Технология малярных работ»,
ОП.01 «Основы материаловедение», ОП.04 Основы технологии отделочных строительных работ, ОП.06 Охрана труда
Структура урока.
I. Организационный момент (5 мин.)
- Приветствие.
- Доклад дежурного о наличии студентов в группе.
- Проверка внешнего вида и готовность к уроку.

II. Вводный инструктаж (40 мин.)
2.1 Сообщение студентам темы и целей урока.
2.2 Актуализация опорных знаний
2.3 Начальная мотивация учебной деятельности
2.4 Изучение нового материала
2.5 Закрепление изученного материала.

III. Текущий инструктаж (205 мин. )
3.1 Наблюдение за выполнение самостоятельной работы студентов
3.2 Проведение целевых обходов.
3.3 Подготовка к заключительному инструктажу.

IV. Заключительный инструктаж (20 мин.)
4.1 Подведение итогов занятия.
4.2 Выставление оценок.
4.3 Дать домашнее задание.
4.4 Уборка мастерской и рабочих мест.

Для проведения данного урока, мною разработан план урока и инструкционно - технологическая карта, по выполнению последовательности подготовки поверхности и оклеивание стен обоями, карточки задания для самостоятельной работы.
Для проведения контроля на каждом этапе урока разработана индивидуальная карта.
Содержание урока соответствует рабочей программе, т.к. формирует профессиональные и общие компетенции умения анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы при выполнении подготовительных работ, при производстве малярных работ
Дидактическое оснащение соответствует плану урока, формирует знания строительных терминов, работы инструментами и материалами.
На этапе урока «Актуализация ранее усвоенных знаний и умений учащихся» закреплялись полученные знания о подготовке поверхности к оклеиванию.
В ходе текущего инструктажа студенты работали индивидуально. На первом этапе выполнения практической работы студенты выполняли подготовку обоев, клейстера. На втором этапе – выполняли оклеивание поверхности обоями. В ходе работы осуществляли самоконтроль и взаимоконтроль. Соблюдали приемы техники безопасности.
В течение урока соблюдалась межпредметная связь: МДК.03.01«Технология малярных работ» - «Обойные работы»,
УД «Материаловедение» - «Виды обоев», УД «Охрана труда» - «соблюдение безопасных приемов труда». Реализация межпредметных связей помогает активизировать студентов, стимулировать их творческий потенциал, осуществлять индивидуальный подход и экономить время за счет устранения дублирования учебного материала.
В ходе заключительного инструктажа дан анализ работы группы в целом и каждого учащегося. Проанализированы допущенные ошибки. Выдано задание на дом.
Тип и структура урока:
Тип урока: формирования и закрепления знаний, умений и навыков.
Все этапы урока последовательно направлены на формирование умений и навыков, получения новых знаний.
Структура данного урока производственного обучения состоит из четырёх этапов: Организационный момент; Вводный инструктаж; Текущий инструктаж; Заключительный инструктаж
В ходе вводного инструктажа с целью актуализации знаний был проведен фронтальный опрос. Я отметила важность теоретических основ и техники безопасности. В целях эффективного усвоения учащимися нового материала использовала словесно-наглядный метод с применением средств ИКТ: для ознакомления с технологией выполнения подготовительных работ студентам были выданы иллюстрированные технологические карты. Затем перешли к изучению нового материала. Сначала я рассказала и показала приемы подготовки обоев, приготовления клейстера, объясняя технологию наклеивания простых обоев на поверхность стен, обращая внимание на соблюдение правил техники безопасности при работе. Демонстрацию выполняла в такой последовательности:  - в обычном рабочем темпе,  - в замедленном темпе, разделяя прием на элементы и показывая отдельные движения. С целью закрепления предложила двум студентам повторить последовательность выполнения приемов и воспроизвести их практически. Для закрепления материала вводного инструктажа студенты выполнили тестовое задание.
Выполнение практических заданий было организовано в соответствии с индивидуальными особенностями и уровнем подготовленности студентов: 
Текущий инструктаж выполнялся с определенными целями: ( проверка организации рабочих мест; ( проверка соблюдения правил техники безопасности; ( проверка готовности учащихся к выполнению упражнений; ( проверка правильности выполнения приемов
( промежуточный, межоперационный контроль, прием работ и их оценивание.  Во время текущего инструктирования результаты целевых обходов я отразила в листе критерий оценок.
Студентам, испытывающим затруднения, оказывала индивидуальную помощь. С целью активизации мышления в процессе обхода я задавала вопросы проблемного характера:  - сравните;  - что произойдет, если; - объясните, почему; - если не исправить ,
- то, что получится 
Вопросы такого характера побуждают учащихся к самоконтролю, самостоятельной работе над ошибками. В результате легче усваивается логическая связь между нарушением технологии и методами устранения дефектов.  На заключительном этапе студентам были выданы оценочные листы для ознакомления и обсуждения результатов работы. Совместно мы подвели итоги урока: проанализировали работу каждого, рассмотрели наиболее характерные недочеты. Затем я ответила на вопросы учащихся, объявила оценки.  Я задала домашнее задание, и в заключение объявила тему следующего урока. Реализация принципов обучения:
- при выполнении практической работы студенты применяли полученные знания на уроках технологии, материаловедения.
- характер познавательной деятельности (продуктивный, репродуктивный)
- индивидуализация (в ходе текущего инструктажа особое внимание уделено слабым учащимся, консультирование выполнения самостоятельной работы)

Методы обучения:
- репродуктивный, продуктивный.
-самостоятельная работа обеспечивала развитие познавательной деятельности студента.
Организация работы на уроке:
- на каждом этапе урока поставлены дидактические задачи
- использовалась индивидуальная, групповая формы;
- приемы для организации студентов (объясняю, демонстрирую, задаю проблемные вопросы, корректирую, обобщаю)
Общие результаты урока:
- план урока выполнен, урок цели достиг, студенты выполнили подготовку обоев и оклеили стены.

Мастер производственного обучения: Ересько Н.В.




























13PAGE \* MERGEFORMAT14515




Root Entry