Конспект урока в 5 классе Тема урока: Приставка. Значение приставок

Конспект урока в 5 классе
Тема урока: Приставка. Значение приставок
Тип урока: урок изучения нового
Цель урока: дать обучающимся представление о приставке как части слова
Задачи урока:
Образовательные:
познакомить с приставкой как значимой частью слова;
повторить изученные орфограммы.
Коррекционно-развивающие:
обогащать словарный запас;
развивать орфографическую зоркость, внимание;
вырабатывать навыки грамотного и красивого письма.
Воспитательные:
воспитывать интерес к русскому языку.

Ход урока
1. Организация начала урока
2. Актуализация прежних знаний
- Какие части слова вы уже знаете? Что такое корень слова, окончание?
- Как вы думаете, какая часть слова самая важная и почему?
(дети высказывают свое мнение).
- Может ли быть слово без корня?
3. Изучение нового материала
- Посмотрите на пары слов, записанные на доске:
море – приморский
дорога – придорожный
школа – пришкольный
берег – прибрежный
город – пригородный
- Какие слова записаны в парах?
(однокоренные)
- Выделите корни в этих словах.
(Дети выходят к доске и выделяют)
- А как вы думаете, что такое при- в начале каждого слова? Изменяет ли оно значение слова?
(Подчеркиваю при- в словах)
- Чтобы убедиться, что выделенная часть имеет значение, сравним слова:
школьный – пришкольный.
(Дети объясняют значение этих слов и делают вывод, что при- образует новое значение)
- Значит, эта приставка - часть слова значимая, она придает словам новое значение.
- Давайте вместе сформулируем правило
(на доску выставляются опорные схемы)
Часть слова
Находится перед корнем
Образует новые слова

- Что вы уже знаете о приставках? (Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов)

Работа по учебнику
- Откройте учебники на стр. 48 (знакомство с определением)
Упр.73
- Образуйте от слов:
 Полз, свистел,  мыл,  нёс,  вёз,  лез.

слова с приставками на-, за-, пере-, по-, от-
- Каждая приставка имеет свое лексическое значение. Посмотрите: вбежать, вкопать, вкрутить. Можно ли эти слова назвать однокоренными? (Нет. У них разный корень и разное значение.)
- Что у них общее? (Приставка одинаковая.)
- Вставьте подходящие по смыслу приставки:
ступила осень. В воздухе холодало. Вода в водоемах темнела. С кустов и деревьев летает листва. летные птицы бираются летать в теплые края.

Текст написан на доске. Фронтальная проверка.

Дифференцированная работа
«Вставь приставку»: лить лить лить лить
Подсказка ПРИСТАВКИ На-, пере-, по-, вы-
«Выдели приставку»: налить перелить полить вылить
Подсказка ПРИСТАВКИ На-, пере-, по-, вы-
«Вставь подходящую по смыслу приставку»: лить чай в чашку лить цветы лить воду из ведра лить сок из банки в кувшин
Подсказка ПРИСТАВКИ На-, пере-, по-, вы-


3. Итог урока.
- Итак, пришло время подвести итоги. Весь наш урок был посвящён ответу на вопрос - что такое приставка.
- Выяснить, как вы это поняли, мне поможет игра – тест «Да – нет »
Приставка – это часть слова?
Приставка стоит после корня?
Приставка образует новые слова?
Приставка стоит перед корнем?
Приставка самая главная часть слова?
- Молодцы, вы хорошо поработали на уроке.


«Вставь приставку»: лить лить лить лить
Подсказка ПРИСТАВКИ На-, пере-, по-, вы-


«Вставь приставку»: лить лить лить лить
Подсказка ПРИСТАВКИ На-, пере-, по-, вы-


«Вставь приставку»: лить лить лить лить
Подсказка ПРИСТАВКИ На-, пере-, по-, вы-


«Вставь приставку»: лить лить лить лить
Подсказка ПРИСТАВКИ На-, пере-, по-, вы-

«Вставь приставку»: лить лить лить лить
Подсказка ПРИСТАВКИ На-, пере-, по-, вы-


ВЫДЕЛИ ПРИСТАВКУ
налить перелить полить вылить


«Вставь подходящую по смыслу приставку»: лить чай в чашку лить цветы лить воду из ведра лить сок из банки в кувшин
Подсказка ПРИСТАВКИ На-, пере-, по-, вы-

«Вставь подходящую по смыслу приставку»: лить чай в чашку лить цветы лить воду из ведра лить сок из банки в кувшин
Подсказка ПРИСТАВКИ На-, пере-, по-, вы-




«Вставь подходящую по смыслу приставку»: лить чай в чашку лить цветы лить воду из ведра лить сок из банки в кувшин
Подсказка ПРИСТАВКИ На-, пере-, по-, вы-











15