Индивидуальная программа по логопедии. Ребенок с болезнью Дауна. Умеренная умственная отстальсть (F-71)


МОУ Есаульская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья.
Индивидуальная программа
по логопедии
Учащаяся: ________________________
Составил: логопед I категории: Филатова О.Б.

Пояснительная записка.
Расстройства речи у детей с нарушением интеллекта проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности. Речевые нарушения носят системный характер, то есть страдает речь как целостная функциональная система. При нарушении интеллекта нарушаются все ее компоненты: фонетико-фонетическая сторона, лексика и грамматический строй. Отмечается нарушение как импрессивной, так и экспрессивной речи, следовательно, страдает, или вообще не формируется письменная речь.
Требования к логопедической работе:
Логопедическая работа носит индивидуальный характер, так как учитывает особенности речевого развития и структуру дефекта.
Работа проводится над речевой системой в целом, основываясь на принципе поэтапного формирования умственных действий:
Материализация действий с опорой на вспомогательные средства;
Выполнение действий в речевом плане;
Выполнение действий во внутреннем плане;
Проводится с максимальным включением всех анализаторов, актуализация ощущений разной модальности, а также использование разнообразной наглядности;
Предполагает учет особенностей высшей нервной деятельности:
Психические особенности ребенка;
Его работоспособность;
Особенности моторного развития;
Уровень сформированности речи;
Симптоматику речевых расстройств, их механизмы.
Увязывается с общим моторным развитием и, преимуществнно,с развитием ручной и артикуляционной моторики:
Оречевление действий;
Элементы логоритмики;
Находится в соответствии с программой обучения родной речи, коммуникативным навыкам, то есть подготавливает детей к усвоению программы.
При коррекции речи тщательно отрабатывается этапы закрепления речевых навыков.
Закрепляет правильные речевые навыки в различных ситуациях.
Проводит на занятиях частую смену видов деятельности, переключение ребенка с одного вида деятельности на другой, учитывая быструю утомляемость, склонность к охранительному торможению у данной категории детей.
Используются тщательно дозированные задания и речевой материал, любая задача разложена на простейшие задачи;
Поддерживает на логопедических занятиях не очень быстрый темп;
Воздействует на эмоциональную сферу ребенка, то есть поддерживает интерес к исправлению речи;
Включает тесную связь, для закрепления правильных речевых навыков в повседневной жизни и других занятиях, с педагогами, воспитателями.
Проводится в тесной связи с лечащим врачом, чтобы реализовывать комплексный медико-педагогический подход к устранению речевых нарушений и проводить коррекцию речевой патологии на благоприятном соматическом фоне.
Содержание логопедической коррекционной работы:
1. Смысловой раздел:
Расширение у ребенка возможностей для понимания обращенной повседневной речи (Слова-указания, слова-просьбы, элементарные инструкции) и использование речи как средства коммуникации;
Развитие процессов восприятия, являющихся основой для формирования различных видов и свойств речи;
2. языковой раздел:
Формирование способности к элементарным речевым высказываниям в форме слова, простой фразы;
Обогащение пассивного словаря за счет уточнения и расширения представлений об окружающей действительности, формирование умений сопровождать речью совершаемые действия;
Формирование навыков построения простой фразы бытового содержания;
3. Сенсоматорный раздел:
Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
Развитие слухового восприятия неречевых и речевых звуков;
Развитие элементарного фонематического восприятия
Формирование простейших навыков звукового анализа;
4. письменная речь:
Формирование первоначальных навыков послогового чтения;
Формирование элементарных навыков письма.
Специфика логопедической работы обусловлена, с одной стороны, характером нарушений высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями ребенка, прежде всего нарушением уровня аналитико-синтетической деятельности, с другой особенностями речевого развития и структуры речевого дефекта.
Логопедическая работа должна проводиться, в основном индивидуально, учитывая тяжесть нарушения речи. Продолжительность занятия-25-30 минут. Возможно проведение подгрупповых занятий из 2-3 человек с учетом речевой патологии, продолжительность занятий 30-40 минут.

Характеристика проявлений дефекта:
Неврологический статуси психологические особенности.
Болезнь Дауна. Умеренная умственная отсталость.
Психологические особенности ученицы:
Значительно снижен объём произвольного внимания.
Слабая концентрация внимания и трудности его сосредоточения.
Низкий уровень эмоциональной устойчивости.
Преобладает наглядно-действенный тип мышления.
Состояние речи
Импрессивная речь.
Речь соответствует лишь социально- бытовому уровню. Объем знакомых слов значительно ограничен. Понимание ограничено только в простой краткой инструкцией, с многократным повторением и предметным показом.
Активный словарь.
Незначительный по объему, это обусловлено нарушением анализа и синтеза речедвигательного анализатора. Не владеет навыками обобщения и анализа слов, соотносить языковые знаки с определенным предметом и явлением. В речи употребляет отдельные слова простой слоговой структуры.
Грамматический строй речи.
Речь состоит из отдельных слов, не согласованных между собой.
Самостоятельная связная речь.
Не сформирована.
Звуковая сторона речи.
А) звуки носят неустойчивый характер.
Б) звуко - слоговая структура слова нарушена, отмечены пропуски слогов, согласных, гласных, искажение звуков, многократное повторение.
В) фонематический слух нарушен. Не сформировано дифференциация звуков и слов. Навыками элементарного языкового анализа и синтеза не владеет.
6. Письменная речь и не сформирована.
Заключение: Системное нарушение речи тяжелой степени при тотальном психическом недоразвитии.
Занятия проводятся 4 раза в неделю по 25-30 минут. Планирование составлено на основе зоны ближайшего развития ребенка и содержит все разделы логопедической коррекции.
Весь материал разбит по лексическим темам и соответствует темам по развитию устной речи.