Рабочая адаптированная программа по математике для учащегося 1 класса (умеренная умственная отсталость)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кошурниковская основная общеобразовательная школа №22
Рассмотрено
на заседании МО учителей, работающих по адаптивным программам
________ А.П. Моргун
Протокол № ___
от «__»_________20___г.
Согласовано
Заместитель директора по УВР
МБОУ Кошурниковской ООШ №22
___________ Н.А.Степанова «__»____________20___г.
Утверждаю
Директор
МБОУ Кошурниковской ООШ №22
____________ Н.П.Климова
Приказ № ___
от «__»___________20___г.
РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА
Предмет математика (математические представления и конструирование)
Класс 1Разработана на основе программы «Математика»
Программа рекомендована и допущена Министерством образования и науки Российской Федерации 2012 г.
Учитель Домнич Анастасия Владимировна
2016 – 2017 учебный год
РАЗДЕЛ I.
Пояснительная записка.
Данная программа обучения составлена на 2016-2017 учебный год с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей ребенка.
У ребенка имеется умеренная умственная отсталость, что требует обучение его по адаптированной программе. Ребенок воспитывается в полной семье. До поступления в школу не посещал детский сад, как следствие не имеет опыта общения с другими детьми и взрослыми.
На момент поступления в школу была проведена диагностика уровня познавательных процессов, речевого развития и учебных умений и навыков.
По результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования выявлены следующие особенности:
малокорригируемое недоразвитие познавательной деятельности и личности с низким уровнем житейской, коммуникативной компетентности, социальной приспособленности и адаптивного поведения;
знания, умения, навыки не сформированы;
нарушение чтения и письма, обусловленные грубой несформированностью фонетико-фонематического и лексико-грамматических средств языка у ребенка с преобладанием неполноценности смысловой стороны речи.
Эмоционально мальчик тревожный, нет сосредоточенности на каком-либо занятии или задании, необходима частая смена обстановки. На контакт с учителем идет не всегда охотно.
Цель программы:
- создание условий для развития элементарных математических представлений, социализации в новой обстановке.

Задачи:
- сформировать первичные математические представления;
- обогащать и активизировать связную речь;
- формировать умение включаться в деятельность, осуществлять контроль собственных действий, получать результат и стараться оценивать его;
- приобщать к предмету в игровой и занимательной форме.
Задачи обучения по направлению программы:
Формирование представлений о числе и количестве:
Развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.
Упражнять в операциях объединения множеств, удаления из множества части или отдельных его частей.
Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 5.
Познакомить с цифрами от 0 до 5.
Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1.
Учить называть числа в прямом и обратном порядке, последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число.
Развитие представлений о величине:
Учить считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов или часть предмета.
Делить предмет на 2 и более равных частей путем сгибания предмета, а также используя условную меру;
Учить измерять длину, ширину, высоту предметов (сантиметры), объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры (литр).
Дать представления о весе предметов и способах его измерения (грамм, килограмм). Сравнивать вес предметов путем взвешивания их на ладонях. Познакомить с весами.
Развитие представлений о форме:
Уточнить знание известных геометрических фигур.
Дать представление о многоугольнике, о прямой линии, отрезке прямой.
Учить распознавать фигуры, упорядочивать по размерам, группировать по цвету, форме, размерам.
Учить составлять фигуры из частей и разбивать на части, конструировать фигуры.
Развитие ориентировки во времени:
Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года.
Учить пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.
Развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем; различать длительность отдельных временных интервалов (1 минута, 10 минут, 1 час).
Учить определять время по часам с точностью до 1 часа.
РАЗДЕЛ II
Описание места учебного предмета в учебном плане
Объём учебного времени, отводимого на изучение предмета «Математика (математические представления и конструирование)» – 3 часа в неделю, всего в год - 96 часов.
РАЗДЕЛ III
Содержание учебного предмета
Общие понятия (32 часа)
Признаки предметов.
Свойства (признаки) предметов: цвет, форма, величина.
Выделение предметов из группы по заданным свойствам, сравнение предметов, разбиение предметов на группы (классы) в соответствии с указанными свойствами.
Отношения.
Сравнение групп предметов. Равно, не равно, столько же.
Числа и операции над ними (42 часа)
Числа от 1 до 5.
Числа от 1 до 5. Название чисел. Узнавание чисел в записи.
Устная нумерация от 1 до 5.
Чтение чисел. Сравнение чисел, их последовательность. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Сложение и вычитание в пределах 5.
Понятия «больше» и «меньше».
Текстовые задачи (12 часов)
Простые текстовые задачи: на сложение и вычитание в пределах 5.
Элементы геометрии (10 часов)
Точка. Линии: прямая, кривая. Многоугольники: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг.
РАЗДЕЛ IV
Календарно-тематическое планирование
№ Кол-во часов Тема урока. Дата проведения
По плану По факту
1 2 Общие понятия.
Выявление первых счетных навыков. 12.09
13.09 2 4 Свойства предметов: цвет. Классификация по цвету. Выделение признаков сходства. 14.09
19.09
20.09
21.09 3 2 Свойства предметов: размер. Классификация по размеру. Выделение признаков различия. 26.09
27.09 4 4 Свойства предметов: форма. Классификация по форме. Выделение признаков различия. 28.09
03.10
04.10
05.10 5 2 Величинные понятия: «большой-маленький», сравнение по размерам. 10.10
11.10 6 2 Величинные понятия: «длинный-короткий», сравнение по размерам. 12.10
17.10 7 2 Величинные понятия: «широкий-узкий», сравнение по размерам. 18.10
19.10 8 2 Величинные понятия: «высокий-низкий», сравнение по размерам. 24.10
25.10 9 2 Величинные понятия: «толстый-тонкий», сравнение по размерам. 26.10
07.11 10 2 Величинные понятия: «тяжелый-легкий», сравнение по размерам. 08.11
09.11 11 2 Количественные понятия: много, мало, несколько. 14.11
15.11 12 2 Пространственные понятия: «справа-слева-посередине». 16.11
21.11 13 2 Пространственные понятия: «вверху-внизу». 22.11
23.11 14 2 Пространственные понятия: «близко-далеко». 28.11
29.11 15 2 Числа и операции над ними.
Знакомство с цифрой 1. Один – много. 30.11
05.12 16 2 Соотношение количества предметов с цифрой 1. 06.12
07.12 17 2 Цифра 1: обведение по контуру. 12.12
13.12 18 2 Цифра 1: письмо. 14.12
19.12 19 2 Элементы геометрии. Точка. Линии: прямая, кривая. 20.12
21.12 20 2 Число и цифра 2. Числовой ряд. 26.12
27.12 21 2 Соотношение количества предметов с цифрой 2. 28.12
10.01 22 2 Цифра 2: обведение по контуру. 11.01
16.01
23
2 Цифра 2: обведение по контуру 17.01
18.01 24 2 Цифра 2: письмо 23.01
24.01 25 2 Элементы геометрии: прямоугольник 25.01
30.01 26 2 Цифра и число 3. Соотношение количества предметов с цифрой 3. 31.01
01.02 27 2 Цифра 3: обведение по контуру 13.02
14.02 28 2 Цифра 3: письмо 15.02
20.02 29 2 Элементы геометрии: круг 21.02
22.02 30 2 Прямой счет в пределах 3х с опорой и без опоры на наглядный материал. Узнавание чисел в записи. 27.02
28.02 31 2 Элементы геометрии: квадрат 01.03
06.03 32 2 Число и цифра 4. Соотношение количества предметов с цифрой 4. 07.03
13.03 33 2 Цифра 4: обведение по контуру 14.03
15.03 34 2 Цифра 4: письмо 20.03
21.03 35 2 Элементы геометрии: треугольник 22.03
03.04 36 2 Прямой счет в пределах 4х с опорой и без опоры на наглядный материал. Узнавание чисел в записи. 04.04
05.04 37 2 Цифра и число 5. Соотношение количества предметов с цифрой 5. 10.04
11.04 38 2 Цифра 5: обведение по контуру 12.04
17.04 39 2 Цифра 5: письмо 18.04
19.04 40 2 Прямой и обратный счет в пределах 5 с опорой и без опоры на наглядный материал. 24.04
25.04 41 5 Чтение, запись и сравнение чисел. Знаки +, –, = 26.04
02.05
03.05
08.05
10.05 42 7 Решение простых задач в пределах 5 на сложение и вычитание с использованием наглядности 15.05
16.05
17.05
22.05
23.05
24.05
29.05