Презентация «Сергей Есенин» — 7 класс


«Я ПОКИНУЛ РОДИМЫЙ ДОМ…».«ОТГОВОРИЛА РОЩА ЗОЛОТАЯ» Сергей Александрович Есенин1895-1925 ЦЕЛИ УРОКА: Выявление особенностей мировосприятия поэта, значения образа клена и символического смысла голубого и золотого цветов в лирике С. Есенина.Учиться отрабатывать партитуру выразительного чтения, проводить самостоятельную исследовательскую работу с текстом, уметь работать с иллюстрациями и учебником.Выяснить, какие нравственно-эстетических представления возникли в процессе выявления цветовой символики в поэзии С. Есенина и образа клена в его лирике. С. А. Есенин родился в крестьянской семье, в селе Константинове Рязанской губернии, в детстве жил в семье деда. Закончив четырехклассное училище (1909), он продолжил обучение в Спас-Клепиковской учи-тельской школе (1909—1912), из которой вышел «учителем школы грамоты». Летом 1912 г. Есенин переехал в Москву, некоторое время служил в мясной лавке, где приказчиком работал его отец. После конфликта с отцом ушел из лавки, работал в книгоиздательстве, затем в типографии И.Д. Сытина; в этот период он примкнул к революционно настроенным рабочим и оказался под надзором полиции.Учился на историко-философском отделении университета им. А.Л. Шанявского (1913-1915). Обращение к учебнику. Чтение фрагмента «О себе».Обращение к учебнику. Фотография Университета им. А.Л. Шанявского.В конце 1915 — начале 1917 г. стихи Есенина появляются на страницах многих столичных изданий. Вместе с поэтом Н. Клюевым Есенин выступает в различных московских салонах. Роднило двух поэтов действительно многое — тоска по патриархальному деревенскому укладу, увлечение фольклором, древностью. В революционные годы, во времена разрухи, голода и террора Есенин размышляет о фольклоре, древнерусском искусстве. Он высказывает надежду на воскрешение тайных знаков древней жизни, на восстановление гармонии между человеком и природой, при этом полагаясь все на тот же деревенский уклад: «Единственным расточительным и неряшливым, но все же хранителем этой тайны была полуразбитая отхожим промыслом и заводами деревня». Очень скоро Есенин «понял, вернее, почуял своим крестьянским сердцем», что произошла не „великая бескровная", а началось время темное и беспощадное...». И вот настроение приподнятости и надежд сменяется у Есенина растерянностью, недоумением, непониманием происходящего. Крестьянский быт разрушается, голод и разруха шествуют по стране. Задания •Выразительное чтение стихотворения «Я покинул родимый дом...».•Какое чувство испытывает поэт? Ответьте одним словом из стихотворения, а после этого сформулируйте развернутый ответ.•Назовите образы, с которыми в сознании поэта связан родной край.•Опишите картину, которую вы представляете себе, читая стихотворение.•Какие цвета присутствуют в стихотворении, какие образы повторяются? Цветовая символика в поэзии Сергея Есенина Как народному поэту, Есенину оказалась близка символика цветов, традиционно используемая в фольклоре и древнерусской живописи. В первую очередь, это синий и голубой цвета, которые стали преобладать в его поэтических творениях: «В прозрачном холоде заголубели долы», «голубизна презримой гущи», «голубая Русь», «голубая осина», «вечер голубой», «голубые двери дня», «голубизна незримых кущ», «заголубели долы», «синий лязг», «синь сосет глаза», «синий плат небес».Синий цвет и его оттенки выражали нечто божественное, недосказанное, романтическое: «Несказанное, синее, нежное...» Поэт даже саму Рос-сию ассоциировал с синим цветом, говоря, что в этом слове есть «синее что-то». Хотя в другом стихотворении Есенин «одел» Русь в алые одежды и зеленую шаль. Голубая и синяя Русь для Есенина — это милый сердцу край берез, безбрежных полей, широких рек, звонких далей и желто-золотой хвои: «Луна под крышей, как злат бугор», «Мне снились реки златых долин», «Хвойная позолота». Желтой краской поэт даже рисовал свой автопортрет: «Эти волосы взял я у ржи». Однако в некоторых стихах желтый цвет становится цветом горечи и беспросветности. Образ клена в поэзии С. Есенина Клен — один из наиболее ярких образов в лирике С. Есенина. Он вырастает из древнего мифологического уподобления человека дереву. В стихотворениях С.А. Есенина этот образ возникает чаще других (из рассмотренных 339 стихотворений береза наиболее часто становится героиней его произведений — 47 раз; далее идут ель — 17, клен — 15).Клен в изображении поэта — разудалый парень, с буйной копной непричесанных волос:Оттого, что тот старый клен Головой на меня похож. Впервые в поэзии Есенина этот образ появляется в стихотворении 1910 г.:Там, где капустные грядки Красной водой поливает восход, Клененочек маленький матке Зеленое вымя сосет.Здесь проявляется отношение самого автора к любимому дереву, всегда искреннее и проникновенное. Клен становится его поэтическим спутником. Обращаясь к клену, поэт называет его «мой», «бедный», как задушевного друга. Задания •Выразительное чтение фрагментов стихотворений «Весна», «Метель», «Клен ты мой опавший...».•Тяготение не к отвлеченностям, намекам, туманным символам многозначности, а к вещности и конкретности отличает поэтику Есенина. Как создана метафора «золотой лягушкой луна // Распласталась на тихой воде»? Образ луны (месяца) в поэзии Есенина Образ луны (месяца) в поэзии Есенина встречается более 150 раз. Этот образ имеет черты сходства с однажды увиденной в детстве картиной:Нынче луну с воды Лошади выпили.Поэт находит общие черты в далеких друг от друга на первый взгляд предметах. Он берет для образа материал из деревенского мира и из мира природы и характеризует одно явление при помощи другого. Неожиданность таких сопоставлений придает метафоре особую выразительность.•Укажите метафоры в тексте стихотворения. Какова их художественная функция? Итоги урока: •Выразительно прочитайте стихотворение.Русь в стихотворении — это родная природа или что-то еще?Домашнее задание.Выучить наизусть стихотворение «Я покинул родимый дом...». С.А. ЕсенинФилософская лирика «Отговорила роща золотая» ЦЕЛИ УРОКА: Выявление художественной идеи стихотворения, особенностей поэтики С.А. Есенина.Учиться разрабатывать партитуру выразительного чтения, чтения наизусть, работать с таблицами и иллюстрациями, проводить самостоятельную исследовательскую работу с текстом.Осмысление нравственно-эстетических представлений я в процессе выявления роли поэзии в жизни человека. Философская лирика Философская лирика — это стихи, в которых поэт говорит о вечных проблемах человеческого бытия, ведет поэтический диалог с челове­ком, природой, землей, Вселенной. Работа над темой урока 1. Обращение к статье учебника «Родные края».2. Выразительное чтение учащимся стихотворения «Каждый труд благослови, удача...».•Чем можно объяснить грусть лирического героя?•Что, по мысли поэта, приносит человеку счастье? Каждодневный крестьянский труд, дарующий человеку душевное равновесие.•Выразительное чтение учащимся стихотворения «Спит ковыль. Равнина дорогая...».•Какова родина в изображении С. Есенина?Какое чувство сумел выразить С. Есенин через картины русского пейзажа? Первые выводы В стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая...» родина для лирического героя «дорогая», вливающая «в грудь... теплынь». Здесь «у всех... участь» одна — жить не только «радуясь», но и «свирепствуя и мучась», под «окрик журавлиный» и «плач» верб. Поэт очарован скромной красотой русской природы: светом луны, «окриком журавлиным», шепотом тополей. Он будто прощается с уходящей в прошлое столь близкой и родной для него жизнью. •Чтение фрагмента воспоминаний М.В. Бабенчикова «Сергей Есенин».•Обращение к фотографии в учебнике «С. Есенин с сестрой Е.А. Есениной на Пречистенском бульваре». История создания фотографии.Е.А. Есенина в своих воспоминаниях описывала историю появления одной фотографии, на которой изображены С.Есенин с сестрой Екатериной на Пречистенском бульваре в Москве в 1925г.: «…Сергею Александровичу захотелось, чтобы дети вошли в этот кадр. Но фотограф убедил его, что такой групповой снимок нарушает композицию. Ребятишки в момент съемки стояли около фотографа. Их лица озарились улыбками, когда поэт на всю ширь развернул маленькую гармошку. Вот и состоялся душевно-сердечный диалог, запечатленный на знаменитой фотографии». Выразительное чтение стихотворения «Отговорила роща золотая...». •Каким чувством проникнуто стихотворение? Есть ли у него нечто общее со стихотворением «Я покинул родимый дом...»? Анализ стихотворения В стихотворении «Отговорила роща золотая...» (1924) осень, пора увядания природы, соотно­сится с состоянием лирического героя. Здесь поэт создает яркий и красочный и многоцветный мир природы, наполненный переливами цветов (золотая роща, голубой пруд, рябиновые кисти). Но весь этот многоцветный мир подернут грустью: «отговорила» роща, журавли «грустно» улета­ют, «костер рябины красной» никого не может согреть, деревья роняют листву.Эти минорные ноты соответствуют состоянию самого героя: ему грустно и одиноко, он вспоми­нает веселую юность и «души сиреневую цветь», заявляя: «ничего в прошедшем мне не жаль». Однако следующие строки дают понять, что на самом деле герой с горечью и тоской думает о том, как много было «лет растрачено напрасно».Природа отцветает, как отцвела душа героя, но она способна возродиться: «не обгорят ряби­новые кисти», «от желтизны не пропадет трава». И лирический герой пытается вылечить душу от грусти и тоски слиянием с природой. Краткий миг человеческой жизни сливается здесь с веч­ным потоком мирового времени. Выразительное чтение первой строфы стихотворения.Как создается настроение завершенности, исхода уже в первой строфе.Назовите эпитеты. Какова их художественная функция?Выразительное чтение второй строфы.В каких словах и сочетаниях слов так же, как в стихотворении «Я покинул родимый дом...» звучит тема ухода?Какие размышления лирического героя нашли отражение в этой строфе?Какой образ является центральным во второй строфе?Выразительное чтение третьей строфы.Одинакова ли интонация этих строчек? Как передано раздумье поэта?Я полон дум о юности веселой,Но ничего в прошедшем мне не жаль. Выразительное чтение четвертой строфы.Сколько раз повторяется не жаль в стихотворении? О чем заставляет задуматься такой повтор?Какое чувство является преобладающим в третьей и четвертой строфах? В каком образе оно воплотилось?Выразительное чтение пятой строфы. Созвучна ли по тональности данная строфа предыдущим? Почему у лирического героя появляется уверенность в том, что «не об-горят рябиновые кисти» и «не пропадет трава»? Исследовательская работа с текстом Выпишите из текста стихотворения слова, соотнесенные по настроению с «милым языком» березовой рощи и «грустными словами». Какие звуковые повторы использованы? Чего достигает поэт таким противопоставлением? «Милый язык» «Грустные слова» Итоги урока Образ «милого языка» противопоставлен тем «грустным словам», которые станут «ненужным комом». Для этого используются звуковые повторы: в первом случае «л» с гласными, во втором «р» с гласными. Слова первого ряда называют детали, понятия, состояния, соотнесенные с «милым» языком, передающим во «времени» вечные ценности красоты, любви, поэтической чуткости, философского примирения с жизнью; в словах второго ряда содержится их оценка, отнесение к времени и пространству. Благодаря такому соотнесению пейзаж и переживание героя становятся конкретизированными, позволяющими выявить многосторонность и разнообразие каждого из явлений.Д/з: Прочитать рассказ И.Шмелева «Русская песня». Составить цитатный план.