Конспект урока по чтению в 5 классе по теме: С.Есенин Поет зима-аукает


Тема: С. Есенин «Поет зима-аукает…»
Цель урока: знакомство с произведением С. Есенина «Поет зима-аукает…».
Задачи урока.
Образовательные:
отрабатывать навыки выразительного и осознаного чтения, учить элементам анализа лирического произведения, учить видеть красоту русской природы в стихах, на картинах, в музыке.
Коррекционно-развивающие:
коррекция памяти, мышления, творческого выражения.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к чтению, любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: портрет С.Есенина, музыкальная подборка песен на стихи С. Есенина, музыкальное сопровождение: звуки ветра, завывание вьюги. Иллюстрация картины И. Шишкина «Зима». Кормушки для птиц. Компьютерные слайды.
Ход урока.
Организационный момент.
Сядет тот, кто назовет:
- время года;
- текущий месяц;
- предыдущий месяц;
- последующий месяц;
- одним словом;
- сегодняшнее число;
- отгадает загадку: « Белый, пушистый на землю ложится…»;
- зимние природные явления.
2.Речевая разминка
звук ( Р )
Проворонила ворона вороненка
II. Основной этап урока.
Сообщение темы урока и цели урока.
У: Сегодня на уроке мы будем изучать творчество русского поэта С. Есенина, познакомимся с интересными моментами из его жизни и его стихотворением «Поет зима-аукает…», будем анализировать и отвечать на вопросы по этому произведению, работать над выразительностью чтения лирического произведения.
Вступительная беседа ( слайд № 1. Портрет С. Есенина)
У: Сергей Есенин родился в 1895 году, умер в 1925 году. Детство и юность провел среди красот русских полей и лесов. Есенин, будучи впечатлительным, не мог остаться равнодушным к этой красоте ( слайд № 2. Иллюстрации картин с изображением природы)Любуясь картинами родной природы, он стремился передать свое восхищение в своих стихах.
Стихотворения Есенина очень мелодичные, душевные, и поэтому многие из них положены на музыку. Сейчас мы прослушаем отрывки известных песен на стихи С. Есенина.
(Звучит отрывок песни «Над окошком месяц»).
Подготовка учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала. Анализ зимнего пейзажа (слайд № 3 Иллюстрация картины И. Шишкина «Зима» )У: Посмотрите на иллюстрацию картины.
Какое время года изображено?
Что конкретно изображено на ней?
Д: На картине изображен зимний лес. Все замерзло. Застыли елочки под снежным покрывалом.
Образцово-показательное чтение стихотворения «Поет зима-аукает…» учителем (слайды № 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10. Иллюстрации к стихотворению)У: Послушайте, как певец русской природы, поэт Сергей Есенин, описал зимний лес в своем стихотворении «Поет зима-аукает…».
Анализ произведения. Первичная проверка понимания нового материала.
а) Работа над первой строфой: читаем «про себя», отвечаем на вопросы, анализируем текст, выразительное чтение текста.
Поет зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
У: Как вы понимаете выражение «поет зима-аукает»?
Д: Зимой метели, вьюги.
У: С кем сравнивает автор зиму?
Д: С человеком.
У: Какие слова доказывают такое сравнение?
Д: Поет, аукает, баюкает.
У: «Мохнатый лес» - это какой лес?
Д: На ветках иголочки, снег.
У: Как вы понимаете выражение «лес баюкает»?
Д: Качает как маленького ребенка, чтобы он заснул.
У: Как вы понимаете выражение «стозвоном сосняка»? (словарная работа)
Д: Сосен в лесу много, они замерзли и их веточки звенят как стекло.
б) Работа над второй строфой: читаем «про себя», анализируем, отвечаем на вопросы, выборочное чтение, выразительное чтение.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробушки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
У: Найдите строчки, в которых описывается метель. С чем она сравнивается. Почему?
Д: С шелковым ковром. Ветер поднимает снег в воздух, как тонкий шелк.
У: Найдите строчки, в которых говорится о воробушках. Как автор характеризует воробьев?
Д: Игривые, сиротливые.
У: Как вы понимаете слово «игривые».
Д: Воробьи не сидят на месте, прыгают, как будто играют.
У: Почему воробышков сравнивают с «детками сиротливыми»?
Д: Им холодно, они дрожат. Детям, у которых нет родителей, тоже не хватает тепла.
У: Почему воробьи прижались именно у окна?
Д: Они греются, потому что из дома идет тепло, они еще надеются, что человек их накормит, ведь сытому не так холодно.
У: Еще раз прослушайте второю строфу. Какой звук ясно слышится?
Д: Звук (Р).
У: Что напоминает вам звук (Р)
Д: Рычание.
У: Порычите.
Автор использует слова, в которых часто встречается звук (Р), чтобы ярче передать характер метели.
Порычите грозно, постарайтесь передать голосом свирепость и сварливость метели.
А сейчас представьте себя воробышками. Встаньте.
(Звучит музыкальное сопровождение: звуки ветра, завывание вьюги).
У: Как вы себя чувствуете в такую погоду? Покажите, как вы замерзли. Что нужно сделать, чтобы согреться?
ФИЗМИНУТКА
Среди белых голубей (прыжки на месте)
Скачет шустрый воробей (прыжки на месте)
Воробушек – пташка
Серая рубашка (руки на поясе, повороты туловища влево-вправо)
Откликайся, воробей,
Вылетай-ка, не робей (машем крылышками).
У: Ну что, воробушки, согрелись? А теперь садимся на места и работаем дальше.
в) Работа над третьей строфой: читаем «про себя», анализируем, отвечаем на вопросы, читаем выразительно.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
У: Как автор называет воробышков?
Д: Пташки малые.
У: Как вы понимаете слово «пташки»? (словарная работа)
Д: Маленькие птички.
У: Как вы понимаете слово «озябли»? (словарная работа)
Д: Замерзли.
У: Как греются птички?
Д: Прижимаются друг к другу поплотней.
У: Какое чувство вызывают у поэта воробушки?
Д: Чувство жалости, грусти.
У: Сергей Есенин использовал в стихотворении слова воробушки, детки, пташки, чтобы выразить свое отношение к бедным птичкам – любовь и жалость.
Найдите в этой строфе строчки, в которых описана вьюга. С кем сравнивает автор вьюгу?
Д: Со злым человеком.
г) Прочитаем четвертую строфу «про себя», ответим на вопросы. Выразительное чтение 4-ой строфы учащимся 1 группы.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихры снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца яснаяКрасавица весна.
У: Почему «пташки дремлют у мерзлого окна»?
Д: От окна идет тепло.
У: Что им снится?
Д: Им снится весна.
У: Какой снится воробышкам в студеную зимнюю пору весна?
Д: «Прекрасная, в улыбках солнца ясная красавица весна».
У: Почему воробышкам снится весна?
Д: Зимой им холодно, а весной тепло.
Закрепление нового материала. Вывод по анализу произведения.
У: Ребята, а сейчас прослушайте это стихотворение на фоне музыки ( слайды № 12, 13, 14, 15, 16, 17. Звучит романс на стихи Есенина «Поет зима-аукает…»)У: Какова тема этого стихотворения?
Д: Зима.
У: Какова главная мысль стихотворения?
Д: Птицам зимой холодно и голодно.
У: Как мы можем помочь нашим пернатым друзьям?
(Ребята показывают кормушки, которые изготовили на уроках труда и говорят о том, что нужно кормить птиц зимой).
III. Подведение итогов урока.
Домашнее задание.
Подготовить выразительное чтение на оценку стихотворения С. Есенина «Поет зима-аукает» и нарисовать рисунок к стихотворению.
У: С каким чувством будете читать о весне?
Д: Мечтательно.
У: Как будете читать о воробьях?
Д: Ласково, с жалостью в голосе.
У: Как будете читать о вьюге?
Д: Со злостью в голосе, громко.
Выставление оценок за урок с комментарием.