Программа развития внимания и творческого воображения для детей психосоматиков (на основе работы с нетрадиционными материалами). Раздел. Ручной художественный труд.

Программа развития внимания и творческого воображения для детей психосоматиков (на основе работы с нетрадиционными материалами)

Раздел. Ручной художественный труд.

Занятие 1

1. Упражнения для развития мелкой моторики рук. Цель: развитие межполушарного взаимодействия.
«Колечко». Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

«Кулакреброладонь». Ребенку показывают три положения руки на плоскости пола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости пола, распрямленная ладонь на плоскости пола. Ребенок выполняет пробу вместе с инструктором, затем по памяти в течение 810 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении учитель предлагает ребенку помогать себе командами
(«кулакреброладонь»), произносимыми вслух или про себя.

2. Функциональное упражнение «Послушать тишину». Цель: формирование произвольной регуляция собственной деятельности, развитие аудиального гнозиса. Закрыть глаза и последовательно послушать звуки на улице за окном, затем в комнате, свое дыхание, биение сердца.
3. Функциональное упражнение «Море волнуется». Цель: развитие концентрации внимания и двигательного контроля.
На лист бархатной бумаги (белый цвет) прикладывается вата, окрашенная в голубой цвет или же вата красится позднее. Учитель произносит текст считалочки: «Море волнуется раз! – действие по наложению ваты
Море волнуется два! – действие по наложению ваты
Море волнуется три! - действие по наложению ваты
Морская фигура замри!»
Дети замирают, оценивая глазами сделанное и так до окончания полного завершения рисунка.

Занятие 2

1. Упражнения для развития мелкой моторики рук.
«Колечко».
«Кулакреброладонь».
«Лезгинка». Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 68 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.


2. Когнитивное упражнение «Визуализация цвета». Цель: развитие межполушарного взаимодействия. Детям предлагается заполнить мозг каким-либо цветом (красным, синим, зеленым) по их выбору. Необходимо сконцентрировать внимание на сохранении цвета ясным и чистым. Можно сконцентрироваться на сходстве или различии цветов, тогда они станут более ясными. Для каждого цвета можно подобрать телесную позу, которая поможет визуализировать цвет.
3. Когнитивное упражнение «Чаша доброты» (визуализация). Цель: эмоциональное развитие, развитие творческого воображения. Инструктор: «Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте перед собой свою любимую чашку. Мысленно наполните ее до краев своей добротой. Представьте рядом другую чужую чашку, она пустая. Отлейте в нее из своей чашки доброты. Рядом еще одна пустая чашка, еще и еще... Отливайте из своей чашки доброту в пустые. Не жалейте! А сейчас посмотрите в свою чашку. Она пустая, полная? Добавьте в нее своей доброты. Вы можете делиться своей добротой с другими, но ваша чашка всегда будет оставаться полной. Откройте глаза. Спокойно и уверенно скажите: «Это я! У меня есть такая чашка доброты!». Детям предлагается аппликативная работа (используются старые открытки, вырезки из журналов) «Моя чаша доброты». Дети заранее вырезают то, что им интересно: цветы ,виды природы, животных, людей и т.д. создают свою работу.

Занятие 3

1. Упражнения для развития мелкой моторики рук.
«Колечко».
«Кулакреброладонь».
«Лезгинка».
«Ухонос». Левой рукой взяться за кончик носа, а правой за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот».
2. Функциональное упражнение «Чайничек с крышечкой». Цель:развитие концентрации внимания и двигательного контроля. Фраза учителя:
«Чайничек (на заранее приготовленную дощечку, обмазанную пластилином, дети выкладывают фасолины на начерченный рисунок чайничка)
На чайничке крышечка (выкладываются горошины).
На крышечке шишечка (выкладываются 2 фасолины).
В шишечке дырочка
Из дырочки пар идет (сыпется рис по заранее прочерченному рисунку).
Пар идете дырочки,
Дырочка в шишечке,
Шишечка на крышечке,
Крышечка на чайничке. (дети повторяют за учителем последние 4 фразы).
3. Когнитивное упражнение «Движение». Цель: формирование двигательной памяти. Учитель предлагает детям несколько последовательных движений (поза сна, изображение нал головой крыши дома). Дети должны повторить их как можно точнее и в той же последовательности.

Занятие 4

1. Упражнения для развития мелкой моторики рук.
«Змейки». Предложите ребенку представить, что его пальцы это маленькие змейки. Они могут двигаться-извиваться, вращаясь направо, налево, снизу вверх и сверху вниз. При двуручном выполнении ладони сначала «смотрят» от ребенка, потом друг на друга. При этом сначала прорабатываются одноименные пальцы рук, а затем разноименные (например, большой палец правой руки и мизинец левой руки).
«Кулакреброладонь».
«Лезгинка».
«Ухонос».
2. Коммуникативное упражнение «Маска». Цель: эмоциональное развитие. Учитель фиксирует на своем лице какое-нибудь выражение (маску), демонстрирует его всем детям и они по очереди «передают» соседу справа (слева) свои «маски». Сосед должен в точности повторить это выражение, поменять на новое и «передать» следующему участнику упражнения. Так же делают все остальные. Выражение лица может быть страшным, смешным, комическим, угрожающим и т.д.
3. "Постели коврик - работа с полиэтиленовыми гранулами - синий цвет. Цель: развитие творческого воображения, опосредованного запоминания.
Надо запомнить слова: тигр, кошелек, виноград, снеговик, мост, кактус. На каждое слово 0-4 сек. Запоминая слово, нужно наметить как можно больше гранул синего цвета рядом, не делая зазоров, чтобы получился настоящий коврик.

Занятие 5

1. Упражнение для развития мелкой моторики рук.
«Змейки».
«Кулакреброладонь».
«Лезгинка».
«Ухонос».
2. "Собери мозаику" - у кого она будет больше. Работа идет с маленькими гранулами полиэтилена - красного и желтого цвета. Они лепятся не дощечку с пластилиновой основой в таком порядке: желтый, красный, желтый, красный и т.д. Объясняем задание; надо запомнить слова. Их либо читает сам ученик, либо диктуют их. Слов 7 (на каждое слово - 3-4 сек.) Роща, морж, спица, одеяло, торт, мороз, кнопка. Инструкция, Запоминая слово - лепи гранулы в том порядке, который указан - желтый, красный, желтый, красный. Выиграл тот, у кого мозаика будет больше:, у кого не спутана очередность гранул. Самое главное какие слова и сколько вспомнил. Подсчет баллов. меньше 5 слов - 3 балла 5 - б слов - 7 баллов Все слова, не перепутал порядок - 10 баллов Все слова, в правильном порядке -15 баллов.

Занятие 6

1. Упражнения для развития мелкой моторики рук.
«Колечко».
«Кулакреброладонь».
«Лягушка». Положить руки на пол (стол). Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно менять положение рук. Усложнение упражнения состоит в ускорении.
«Замок». Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкине-зий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук. В дальнейшем дети могут выполнять упражнение в парах.


2. Когнитивное упражнение «Визуализация трехмерного объекта». Детям (глаза закрыты) предлагается представить любой трехмерный объект (мяч, стул, глобус) перед собой и изучать каждую часть объекта, представить ее целиком. Затем необходимо мысленно изменить размер, форму, цвет.
3. «Делаем аппликацию» - работа с природными материалами /кора деревьев, семена растений и деревьев, лепестки цветов, веточки, мох, желуди/.
Ход упражнения. Надо запомнить пять слов: бабочка, озеро, дерево, лестница, облако. Перед вами природный материал. Среди него есть то, что вам поможет запомнить предложенные слова. Итак, будьте внимательны и создайте красивую аппликацию на тему: живой природы ответ: семена клена - бабочка, она сидит на веточке - дерево, над деревом облако - лепестки цикория или колокольчика, внизу озеро - то же самое, к озеру имеется лестница - кора дерева/. Получается красивая картина. Время работы - произвольно, зависит от способностей ребенка.

Занятие 7

1. Упражнениядля развития мелкой моторики рук. Усложнение упражнения выполняются с легко прикушенным языком.
«Змейки».
«Кулакреброладонь».
«Лягушка».
«Ухонос».
«Замок».
2. Когнитивное упражнение «Визуализация человека». Детям предлагается визуализировать знакомого человека. Необходимо сконцентрироваться на лице и тщательно изучить каждую деталь. Затем мысленно приблизиться к человеку, отдалиться, посмотреть на него справа, слева, сзади и спереди.
3. Упражнение с разноцветной фольгой «Кого я увидел?». Дети скатывают шарики из разноцветной фольги и выкладывают в контуры фигуры человека на заранее приготовленный картон, обмазанный пластилином.

Занятие 8

1. Упражнения для развития мелкой моторики рук. Усложнение упражнения выполняются с легко прикушенным языком.
«Волна».
«Лягушка».
«Лезгинка». Левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После этого одновременно сменить положение правой и левой рук в течение 68 смен позиций. Добиваться высокой скорости смены положений. Для усложнения выполнения упражнения добавляются движения глаз и языка. Сначала однонаправленные (глаза и язык двигаются в сторону кулачка), затем разнонаправленные (глаза в сторону кулачка, язык в сторону ладошки).
«Замок».
2. Упражнение на развитие творческого воображения: дети раскрашивают кольца для пирамид во все цвета радуги из пенопласта. Но кольца надеты неверно, нужно посмотреть и разложить кольца по порядку расположения цветов в радужном спектре красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
3. Коммуникативное упражнение: «Пчёлка» - дети раскрашивают себе указательный палец цветными мелками, слушая инструкции учителя выполняют команды – «ночь» (дети замирают); «день» - «пчёлки» летают и громко жужжат.

Занятие 9

1. Упражнения для развития мелкой моторики рук. Усложнение упражнения выполняются с легко прикушенным языком.
«Волна».
«Лягушка».
«Лезгинка».
«Змейка».
«Массаж ушных раковин». Помассировать мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения растереть уши руками.
«Замок».
2. Когнитивное упражнение «Визуализация геометрических фигур». Детям предлагается представить круг (квадрат, треугольник и т.д.), затем мысленно изменить размер, цвет, форму, вращать вокруг своей оси, отдалить и приблизить фигуру.
3. Упражнение для развития творческого воображения: «Собери дома и машины» (детям предлагается работа с упаковками для транспортировки яиц; вырезаются нужные размеры, формы; всё красится, клеится).


Занятие 10

1. Упражнения для развития мелкой моторики рук. Усложнение упражнения выполняются с закрытыми глазами.
«Волна».
«Лягушка».
«Лезгинка».
«Змейка».
«Массаж ушных раковин».
«Замок».
«Паровозик». Правую руку положить на левую надостную мышцу, одновременно делая 1012 маленьких кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой, плечом вперед, затем столько же назад. Поменять позиции рук и повторить упражнение.
2. Когнитивное упражнение «Фотография». Цель: эмоциональное развитие. Учитель показывает детям фотографию с изображением человека с определенным настроением. Один из учеников должен воспроизвести заданную ему фразу с интонацией, соответствующей эмоции на фотографии. Необходимо сопроводить высказывание соответствующей мимикой и жестами. Остальные дети должны оценить правильность выполнения задания.
3. "Поможем зверям" - делаем различных зверюшек из природного материала (шишки, желуди, веточки, хвоя, мох, листва, семена, лепестки). Руководитель: собрались в лесу звери и решили устроить концерт. Каждому хотелось выступить первым. Стали звери спорить. Обезьяна предложила выступать в порядке алфавита. И все звери согласились. Но только они не знали алфавита. Поможем им ребята". Дети по очереди выходят к доске и ставят на наборное полотно картинки с названием животного в порядке алфавита.

Занятие 11

1. Упражнения для развития мелкой моторики рук. Усложнение упражнения выполняются с закрытыми глазами.
«Волна».
«Лягушка».
«Лезгинка»
«Змейка».
«Массаж ушных раковин».
2. Функциональное упражнение «Кто летает?». Целъ: развитие концентрации внимания. Учитель называет предметы. Если предмет летает дети поднимают руки, если не летает руки у детей опущены. Когда инструктор сознательно ошибается, детям необходимо своевременно удержаться и не поднять руку.
3. Функциональное упражнение «Что летает?». Цель: развитие творческого воображения – выполнение моделей самолётов в технике оригами, в конце выполнения упражнения – «запуск» моделей.

Занятие 12

1. Упражнения для развития мелкой моторики рук. Усложнение упражнения выполняются с легка прикушенным языком и закрытыми глазами.
«Волна».
«Лягушка».
«Лезгинка».
«Змейка».
«Массаж ушных раковин».
«Сова».
С силой схватить левое плечо правой рукой, головой медленно пересекать среднюю линию тела, поворачивая налево, затем направо. Расслабиться. Сделать три полных цикла дыхания на три поворота головы. Повторить то же для другого плеча. Добавить вокализацию: голова у плеча вдох, голова на груди выдох с вокализацией «у-у-х», голова у другого плеча вдох и т.д.
2. Функциональное упражнение «Что слышно?». Цель: развитие концентрации внимания. Учитель предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит в комнате, за дверью, на улице. Затем он просит рассказать, какие звуки они слышали. Можно подсчитать услышанные звуки и выбрать победителя.
3. Повтори рисунок и расскажи стишок.
Играем и строим из спичек на клеевой основе.(Спичечный вариант задач смотреть у авт. Цвынтарного В.В.).
«Очки»
Очки помогают книгу читать, писать, рисовать, готовить, вязать.
Мельница.
Мельница крыльями машет вдали
Будет мука, чтоб пирог испекли.




15