Конспект урока по ОБЖ 11 класс Клиническая смерть: понятие, причины, признаки. Реанимационные мероприятия.


Приложение 1
Ситуационные задачи.
Задача № 1
В результате автомобильной аварии мужчина получил рану волосистой части головы. При осмотре: в теменной области слева рана размером 3*5 см, обильное кровотечение.
Перечислите объем первой доврачебной медицинской помощи. Какую повязку целесообразно наложить пострадавшему?
Задача № 2
Во время игры в футбол молодой человек получил рану локтевого сустава. При осмотре: по задней поверхности правого локтевого сустава рана размером 2,5*1,0 см, слегка кровоточащая, поверхностная. При пальпации определяется развитая болезненность в области локтевого сустава.
Перечислите объем первой доврачебной медицинской помощи. Какую повязку нужно наложить пострадавшему?
Задача № 3
Молодая женщина случайно подвернула стопу, возникла сильная боль. При осмотре: припухлость в области голеностопного сустава, умеренная болезненность при пальпации. Толчкообразная нагрузка на область пятки безболезненна. Какое повреждение можно предположить?
Перечислите объем и очередность оказания первой доврачебной медицинской помощи.
Задача № 4
Во время спортивных соревнований молодой человек получил травму коленного сустава. При осмотре: припухлость, болезненность в области коленного сустава, на его передней поверхности ссадина.
Перечислите объем первой доврачебной помощи. какую повязку нужно наложить пострадавшему?
Задача № 5
Молодой человек сбит троллейбусом; он неподвижно лежит на дороге, не пытается подняться, не реагирует на вопросы и реплики окружающих.
Какую травму можно предположить и в чем будет заключаться объем первой доврачебной помощи?
Приложение 2
Мини-тест для подведения итогов урока
Задание: Расставьте последовательность: к кому Вы подойдете первому для оказания ПМП
Человек стоит и держит окровавленную руку.
Человек лежит без признаков жизни лицом вниз.
Человек сидит с неестественно вывернутой ногой, громко кричит.
Человек лежит на спине, от него исходит запах алкоголя.
Человек лежит на спине, издает глухой хрип.
Ответы: 5 – 4 – 2 – 1 – 3
Урок ОБЖ в 11 классе
Тема: Понятие, причины и признаки клинической смерти. Реанимационные мероприятия.
Цель: формирование и развитие навыков определения у пострадавшего состояния клинической смерти и проведения первоочередных реанимационных мероприятий.
Задачи:
познакомить учащихся с понятием «клиническая смерть», её признаками и возможными причинами; с понятием «реанимация» и способом проведения реанимационных мероприятий: ИВЛ и непрямого массажа сердца;
развивать умение правильно оценивать ситуацию; принимать решение и грамотно проводить реанимацию;
воспитывать гуманное отношение, сострадание к пострадавшему и желание помочь.
Тип урока: комбинированный
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Методы урока: словесный и наглядный; объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Средства обучения: учебник ОБЖ 11 класс М.П.Фролова, Е.Н.Литвинова и А.Т.Смирнова, карточки с ситуационными задачами по оказанию ПМП, бинты, антисептические препараты (йод, зеленка, перекись водорода), стерильные салфетки, ножницы, скелет человека, компьютер, телевизор, видеоролик «Правила проведения ИВЛ и непрямого массажа сердца», карточки для самоконтроля.
План урока:
Организационный момент- 1 мин.
Комментирование проверочных работ – 2 мин.
Решение ситуационных задач и отработка практических навыков по наложению повязок – 10 мин.
Выступление учащихся и оценивание – 4 мин.
Изучение нового материала – 15 мин. + просмотр видеоролика – 5 мин. = 20 мин.
Подведение итогов урока (работают по листкам самоконтроля) – 3 мин.
Домашнее задание – 1 мин.
Рефлексия – 3 мин.

Ход урока:
№ п/п Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учеников
I. Организационный момент Приветствует учащихся и дает позитивный настрой на работу на уроке. Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.
II. Комментирование проверочных работ Комментирование проверочных работ и объявление оценок за них:
Вами выполнялась работа по оказанию ПМП при открытых переломах. Работа была парной. Справились хорошо. Дима Кан, Денис Каратуев и Зарина Абдурахмонова допустили ошибки в следующих действиях: Вы не указали, что на рану при открытом переломе накладывается стерильная повязка и с места ранения одежду нужно вырезать или очень аккуратно снимать.
Получают работы, задают вопросы.

III. работа с ситуационными задачами Для проверки знаний об оказании ПМП при травмах и ранениях Вам предлагается решить ситуационные задачи
(приложение 1)
Работа в парах, включает практическую часть по наложению повязок.
Задача:
Определить травму и объем ПМП, наложить повязку, сказать, как она называется.
Задача № 5 для всего класса.
По описанию определить вид черепно-мозговой травмы и объем ПМП
Определяют травму, объем первой доврачебной помощи и накладывают повязку.
Комментируют всему классу.
Ответы:
Возможно, это ушиб или сотрясение головного мозга. Ни в коем случае нельзя переворачивать на живот и подкладывать что-либо под голову, так как у пострадавшего может наступить асфиксия (удушье собственным языком) или аспирация (попадание рвотных масс в легкие).
IV. Формулирование темы и цели урока. Вступительное слово:
Согласно статистике, ежегодно десятки тысяч людей гибнут в ДТП, причем треть из них – из-за безучастности или медицинской безграмотности очевидцев.
По словам медиков, на месте происшествия пострадавшим оказывают доврачебную помощь в одном случае из 100.
Вопрос: Как Вы думаете, почему так происходит? Учащиеся отвечают на вопрос и формулируют тему и задачи урока. Тему урока записывают в тетради.
V. Изучение новой темы.
Работа с понятийным аппаратом Человеку свойственно рано или поздно уйти из этого мира. К сожалению, у многих смерть наступает очень рано. И, наверно, половине из них вовремя не оказали ПМП.
Итак, смерть: клиническая или обратимая – внезапное прекращение сердечной деятельности и дыхания. Угасают функции центральной нервной системы, но сохраняются обменные процессы в тканях. (Большой энциклопедический словарь)
Вопрос: Что ещё живет?
Биологическая или истинная – необратимое прекращение физиологических процессов в клетках и тканях.
По мнению японских специалистов, если пострадавший находился в состоянии клинической смерти не более 3-х минут, вероятность того, что жизнь удастся спасти, составляет 75%, при увеличении этого промежутка до 5 минут, вероятность уменьшается до 25%, по прошествии 10 минут – человека спасти не удается.
Вопрос: Сделайте вывод, сколько времени длится клиническая смерть?
А согласно временным нормативам, время прибытия скорой помощи на место, с момента получения информации, в нашем городе составляет 10-15 минут.
Задание: Подумайте и перечислите в тетради причины, по которым может наступить клиническая смерть.
Вопрос: Из задачи № 5 попробуйте определить наступление клинической смерти?
Вопрос: Что Вы будете делать, если стали свидетелями несчастного случая? и как безошибочно определить признаки клинической смерти?
Итак, до тех пор, пока нет полной уверенности в смерти пострадавшего, мы обязаны ему оказывать помощь, т.е проводить РЕАНИМАЦИЮ (от лат. animatio – оживление) – восстановление резко нарушенных или утраченных жизненно важных функций организма. (Большой энциклопедический словарь)
Задание: учебник, стр. 278 «Внимание!».
Прочитать и сделать вывод: В какой период времени оказывается сердечно-легочная реанимация?
Задание: вернитесь к определению «клиническая смерть» и определите реанимационные мероприятия.
Просмотр видеоролика «Правила проведения ИВЛ и непрямого массажа сердца».
Запомни! Детям до 6-и лет НМС делается одной рукой, а грудным детям – двумя пальцами (указательным и средним).
Если у пострадавшего сильные челюстно-лицевые повреждения, применяется метод Сильвестра. (садятся в изголовье пострадавшего, берут его руки за предплечья, максимально отводит их назад за себя и разводит в стороны. Это – вдох. Затем также резко возвращает руки к грудной клетке пострадавшего и сжимает ее предплечьями. Это – выдох.
Реанимационные мероприятия проводятся до тех пор, пока у пострадавшего не начнет прощупываться пульс, ощущаться дыхание и розоветь кожный покров. Затем ему нужно создать устойчивое боковое положение.
Записывают понятия и определения в тетрадь.
Ответ: мозг.
Делают вывод и записывают в тетрадь: Клиническая смерть длится в среднем 3-6 минуты.
Ответы:
- поражение электротоком;
- утопление;
- ДТП;
- удушье;
- сильное отравление;
- замерзание;
- инфаркт миокарда;
- операции.
Ответы:
отсутствие:
- сознания;
- дыхания;
- пульса на сонной артерии;
- реакции зрачка на свет.
Ответы:
Оценить, жив или мертв? (окликнуть, проверить болевую реакцию, осмотреть на наличие травм).
Проверить дыхание, сердцебиение (пульс) и реакцию зрачка на свет
Учебник, стр 279, со слов «Внимание!»
Записывают определение в тетрадь.
Читают и делают вывод: СЛР должна быть оказана в течение 5 минут.
Исключения: при нахождении в холодной воде время клинической смерти увеличивается до 20 минут, а при утоплении в ледяной воде – до 2-х часов.
Цель СЛР: вернуть к жизни или сохранить шанс на спасение до прибытия врачей.
Ответы:
1.Восстановление дыхания (ИВЛ);
2. Восстановление сердечной деятельности – непрямой массаж сердца.
Обсуждение и вывод в тетрадь:
«Правило АВС»:
-А – обеспечение проходимости дыхательных путей;
-В – проведение ИВЛ «Рот-в=рот» или «Рот-в нос» (при сильных челюстно-лицевых повреждениях);
-С – непрямой массаж сердца.
Записывают в тетрадь.
VI. Итог урока Лист самоконтроля.
Задание: Расставьте последовательность, в которой необходимо оказывать ПМП пострадавшим. Работают с листком самоконтроля.
VII Домашнее задание § 7.4., самостоятельно разобрать понятие «»терминальное состояние» и его стадии. Записывают домашнее задание в дневник, задают интересующие вопросы по выполнению домашнего задания.
VIII Рефлексия Написать синквейн с существительным «Урок» Записывают и высказывают свое мнение об уроке.
Самоанализ урока
Класс: 11А
В классе обучается 7 мальчиков, 6 девочек. Класс сложный, но при правильной организации учебного процесса, работоспособный, на уроках проявляют интерес, выполняют предложенные им задания. К урокам класс приходит готовым, имея учебники и рабочие тетради.
Тема урока: «Понятие, причины и признаки клинической смерти. Реанимационные мероприятия».
Урок входит в раздел «Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи».
До была изучена тема: «Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата и головы». Следующий урок предполагает практическую работу по оказанию ПМП при различных ранах и травмах.
Цель урока: формирование и развитие навыков определения у пострадавшего состояния клинической смерти и проведения первоочередных реанимационных мероприятий.
Задачи:
познакомить учащихся с понятием «клиническая смерть», её признаками и возможными причинами; с понятием «реанимация» и способом проведения реанимационных мероприятий: ИВЛ и непрямого массажа сердца;
развивать умение правильно оценивать ситуацию; принимать решение и грамотно проводить реанимацию;
воспитывать гуманное отношение, сострадание к пострадавшему и желание помочь.
Для урока были подготовлены ситуационные задачи для определения объема ПМП при различных травмах и ранах, видеоролик «Правила проведения ИВЛ и непрямого массажа сердца»
Урок комбинированный, включал в себя следующие этапы:
Организационный момент.
Комментирование проверочных работ.
Решение ситуационных задач и отработка практических навыков по наложению повязок, оценивание ответов и практической работы.
Выступление учащихся и оценивание.
Изучение нового материала.
Подведение итогов урока (работают по листкам самоконтроля).
Домашнее задание.
Рефлексия.
В процессе урока были использованы фронтальные и парные формы обучения.
Средства обучения: технический, наглядный, материал учебника и дополнительная информация.
Основные дидактические принципы урока:
связь обучения с жизнью;
системность и последовательность;
доступность;
стимулирование у обучающих сознательного отношения к пострадавшим и желание оказать им ПМП.
Методы обучения:
объяснительно-иллюстративный;
самостоятельная работа (решение ситуационных задач и работа с карточками самоконтроля)
частично-поисковый (работа с материалом учебника).
Межпредметные связи: русский язык, анатомия человека, медицина.
Я считаю, задачи урока решены и цель достигнута.
Учитель ОБЖ: Петрова Е.Г.