Тренировочные тексты для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Части I и II. На материале рассказов А.И.Солженицына «Крохотки». ( Часть первая)


Тренировочные тексты для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Части I и II. На материале рассказов А.И.Солженицына «Крохотки». ( Часть первая) ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ БИОКОМБИНАТОВСКОЙ СОШ ЩЁЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГОРАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИЛИДИЯ НИКОЛАЕВНА БЕЛАЯ п. БИОКОМБИНАТА,2016г. Цели и задачи:познакомиться с мировоззрением писателя-классика;попытаться постичь стилистику автора;учиться вступать в диалог со старшим современником, знаменитым на весь мир;обобщить и систематизировать знания по морфологии и синтаксису, по орфографии и по словообразованию; подготовка к выполнению заданий I и II частей; развитие ключевых компетенций, образного и логического мышления;воспитание уверенности в своих знаниях. 1.ДЫХАНИЕ 1) Ночью был дождик, и сейчас переходят по небу тучи, изредка брызнет слегка. 2)Я стою под яблоней отцветающей - и дышу.3) Не одна яблоня, но и травы вокруг сочают после дождя и нет названия тому сладкому духу, который напаивает воздух. 4) Я его втягиваю всеми легкими, ощущаю аромат всей грудью, дышу, дышу, то с открытыми глазами, то с закрытыми – не знаю, как лучше. 5)Вот, пожалуй, та воля – та единственная, но самая дорогая воля, которой лишает нас тюрьма: дышать так, дышать здесь. 6)Никакая еда на земле, никакое вино, ни даже поцелуй женщины не слаще мне этого воздуха, этого воздуха, напоённого цветением, сыростью, свежестью. 7)Пусть это – только крохотный садик, сжатый звериными клетками пятиэтажных домов. 8) Я перестаю слышать стрельбу мотоциклов, завывание радио, бубны громкоговорителей. 9) Пока можно ещё дышать после дождя под яблоней – можно ещё и пожить! Задания к тексту.1.Определите и прокомментируйте основную проблему текста.2.Сформулируйте позицию автора.3.Выскажите собственное мнение по поднятой проблеме.4.Определите тип речи и стиль текста. Обоснуйте своё мнение.5.Из 7-9-го предложения выпишите все частицы.6.Из предложения 7-9 выпишите слова, образованные способом сложения, и укажите, какое это сложение – с суффиксацией или без неё.



7.Объясните значение слов: напаивают и сочают (3-е предложение).8.Из предложений 2-4 выпишите существительные, имеющие форму только единственного числа.9.Из текста выпишите глаголы-исключения.10.Из предложений 5-6 выпишите прилагательное в форме простой сравнительной степени.11.Из предложений 4-6 выпишите наречия. 12.Из предложений 2-5 выпишите все определительные местоимения.13.Из предложений 1-4 выпишите действительные причастия настоящего времени.14. Из предложений 1-3 выпишите все предлоги.



15.Укажите вид связи в словосочетании: брызнет слегка (1-ое предложение).16.Среди предложений 5-9 найдите простое с составным глагольным сказуемым, укажите его номер.17.Среди предложений 1-4 найдите сложные, в состав которых входят безличные предложения, укажите его номер.18.Найдите в тексте предложение с вводным словом. Укажите номер этого предложения.19. Укажите номер предложения с обособленными причастными оборотами.20. Укажите количество грамматических основ в 5-м предложении.



2. Озеро Сегден. 1)Об озере этом не пишут и громко не говорят.2) И заложены все дороги к нему, как к волшебному замку; над всеми дорогами висит знак запретный, простая немая чёрточка.3) Человек или дикий зверь, кто увидит эту чёрточку над своим путём, - поворачивай!4) Эту чёрточку ставит земная власть.5)Эта чёрточка значит: ехать нельзя, идти нельзя, и ползти нельзя. 6)А близ дорог в сосновой чаще сидят в засаде постовые с турчками и пистолетами. 7)Кружись по лесу молчаливому, кружишь, ищешь, как просочиться к озеру, - не найдёшь, и спросить не у кого: напугали народ, никто в том лесу не бывает.8)И только вслед глуховатому коровьему колокольчику пробьёшься скотьей тропой в час полуденный, в день дождливый.9)И едва проблеснёт тебе оно, громадное, меж стволов, ещё ты не добежал до него, а уж знаешь: это местечко на земле излюбишь ты на весь свой век. 10) Сегденское озеро – круглое, как циркулем вырезанное. 11) Если крикнешь с одного берега (но ты не крикнешь, чтоб тебя не заметили) - до другого только эхо размытое дойдёт. 12)Далеко. 13) Обомкнуто озеро прибрежным лесом. 14) Лес ровен, дерево в дерево, не уступит ни ствола. 15)Вышедшему к воде, видна тебе вся окружность замкнутого берега: где жёлтая полоска песка, где серый камышок ощетинился, где зелёная мурава легла. 16) Вода ровная-ровная, гладкая без ряби, кой-где у берега в ряске, а то прозрачная белая – и белое дно. 17)Замкнутая вода.18)Замкнутый лес.19) Озеро в лес смотрит, небо – в озеро.20)И есть ли ещё что на земле – неведомо, поверх леса – не видно.21)А если что и есть – оно сюда не нужно, лишнее. 22)Вот тут бы и поселиться навсегда…23) Тут душа, как воздух дрожащий, между водой и небом струилась бы, и текли бы чистые глубокие мысли. 24)Нельзя. 25) Лютый князь, злодей косолапый, захватил озеро: вон дача его, купальни его.26) Злоденята ловят рыбу, бьют уток с лодки. 27) Сперва синий дымок над озером, а погодя - выстрел.28)Там, за лесами, горбит и тянет вся окружная область.29)А сюда, чтоб никто не мешал им, - закрыты дороги, здесь рыбу и дичь разводят особо для них. 30)Вот следы: кто-то костёр раскладывал, притушили в начале и выгнали.31)Озеро пустынное. 32)Милое озеро. 33)Родина… Задания к тексту.1.Определите и прокомментируйте основную проблему текста.2.Сформулируйте позицию автора.3.Выскажите собственное мнение по поднятой проблеме.4.Определите тип речи и стиль текста. Обоснуйте своё мнение.5.Из 23-27 выпишите одно слово, образованное приставочно-суффиксальным способом и одно – бессуффиксным.6.Дайте толкование выделенным словосочетаниям.7.Из предложения 7 выпишите словосочетание со связью согласование.8.Из предложений 10-23 выпишите все возвратные глаголы.9. Из предложений выпишите все глаголы в условном (сослагательном) наклонении. 10.Из предложений 28-30 выпишите все глаголы и определите их спряжение.





11.Из предложения 8 выпишите прилагательные и определите, к какой группе они относятся: 1) качественные , 2) относительные, 3)притяжательные. 12.Из предложений 1-5 выпишите слово категории состояния.13.Из предложений 7-9 выпишите все частицы.14. Из предложений 1-4 выпишите наречие.15. Из предложений 6-9 выпишите определительное местоимение. 16. Из предложений 28-33 выпишите страдательное причастие.17. Среди предложений 7-13 найдите предложения с составными именными сказуемыми. Укажите номера этих предложений. 18.Напишите номера предложений, в которых имеются сравнительные обороты. 19. Среди предложений 6-9 найдите сложное, в состав, которого входит безличное. Укажите номер этого предложения.20. Среди предложений 21-25 найдите сложносочинённое. Напишите номер этого предложения.





3. Утёнок. 1)Маленький жёлтый утёнок, смешно припадая к мокрой траве беловатым брюшком и чуть не падая с тонких своих ножек, бегает передо мной и пищит: 2) «Где моя мама? 3) Где мои все?» 4)А у него не мама вовсе, а курица: ей подложили утиных яиц, она их высидела между своими, грела ровно всех. 5)Сейчас перед непогодой их домик – перевернутую корзину без дна – отнесли под навес, накрыли мешковиной. 6)Все там, а этот затерялся. 7)А ну-ка, маленький, иди ко мне в ладони. 8)И в чём тут держится душа? 9)Не весит нисколько, глазки чёрные – как бусинки, ножки – воробьиные, чуть- чуть его сжать – и нет. 10)А между тем – тёпленький. 11)И клювик его бледно-розовый, как наманикюренный, уже разлапист.12) И лапки уже перепончатые, и жёлт в свою масть, и крыльца пушистые уже выпирают.13)И вот даже от братьев отличился характером. 14)А мы на Венеру скоро полетим.15)Мы теперь, если все дружно возьмёмся, за двадцать минут целый мир перепашем. 16)Но никогда! – никогда, со всем нашим атомным могуществом, мы не составим в колбе, и даже если перья и косточки нам дать, - не смонтируем вот этого невесомого жёлтенького утёнка… Задания к тексту.1.Определите и прокомментируйте проблему текста.2.Сформулируйте позицию автора.3.Выскажите собственное мнение по поднятой проблеме.4.Определите тип речи и стиль текста. Обоснуйте своё мнение.5.Из 13-15выпишите слова, образованные суффиксальным способом. 6.Напишите номер предложения, в котором есть обращение.7.Из предложения 1 выпишите все слова, в которых есть чередование согласных в корне слова. 8.Выпишите из предложений 14-16 слова, в которых есть уменьшительно-ласкательные суффиксы. Выделите их графически. 9) Из предложений 8-13 выпишите все прилагательные, образованные суффиксальным способом, и выделите в них суффиксы.10)Из предложений 14-16 выпишите все глаголы и определите их спряжение.11)Найдите в тексте глагол в повелительном наклонении и выпишите его. 12)Определите разряд следующих прилагательных: а) воробьиные (ножки)(предл.9), б) утиных (яиц) (предл.4).






13) Определите разряд числительного в словосочетании двадцать минут (предл.15). 14) Из предложений 14-16 выпишите наречие.15) Из предложений 1-7 выпишите все местоимения в начальной форме (без повторов). 16) Определите, к какой части речи относятся слова: а) перевёрнутую (предл.5); б) невесомый (предл.16).17)Из предложений 14-16 выпишите все частицы.18) Из предложений 14-16 выпишите словосочетания со связью примыкание.19) Среди предложений 5-8 найдите простое односоставное неопределённо- личное предложение и напишите его номер. 20) . Напишите номера сложноподчинённых предложений с придаточным условия. Отметьте, в чём состоит в них особенность авторской пунктуации.



4.Прах поэта. 1)Теперь деревня Льгова, а прежде древний город Ольгов стал на высоком обрыве над Окою :русские люди в те века после воды, питьевой и бегучей, второй облюбовывали – красоту.2)Ингварь Игоревич, чудом спасшийся от братных ножей, во спасенье своё поставил здесь монастырь Успенский.3)Через пойму и пойму в ясный день далеко отсюда видно, и за тридцать пять вёрст на такой же крути – колокольня высокая монастыря Иоанна Богослова. 4)Оба их пощадил суеверный Батый. 5)Это место, как своё единственное, приглядел Яков Петрович Полонский и велел похоронить себя здесь.6)Всё нам кажется, что дух наш будет летать над могилой и озирать на тихие просторы. 7)Но – нет куполов, и церквей нет, от каменной стены половина осталась и достроена дощаным забором с колючей проволокой, а над всей древностью – вышки, пугала гадкие, до того знакомые, до того знакомые… 8)В воротах монастырских – вахта.9)Плакат: «За мир между народами!» - русский рабочий держит на руках африканёнка. 10)Мы – будто ничего не понимаем.11)И меж бараков охраны выходной надзиратель в нижней сорочке объясняет нам: 12)-Монастырь тут был, в мире второй. 13)Первый в Риме, кажется.14)А в Москве – уже третий.15)Когда детская колония здесь была, так мальчишки, они же не разбираются, все стены изгадили, иконы побили.16)А потом колхоз купил обе церкви за сорок тысяч рублей – на кирпичи, хотел шестирядный коровник строить. 17)Я тоже нанимался: пятьдесят копеек платили за целый кирпич, двадцать заполовину.18)Только плохо кирпичи разнимались, всё комками с цементом.19)Под церковью склеп открылся, архирей лежал, сам – череп, а мантия цела.20)Вдвоём мы ту мантию рвали, порвать не смогли… 21)-А вот скажите, тут по карте получается могила Полонского, поэта.22)Где она? 23)-К Полонскому нельзя. 24)Он – в зоне. 25)Нельзя к нему. 26)Да че там смотреть? – памятник ободранный? 27)Хотя постой, - надзиратель поворачивается к жене.-28)Полонского-то вроде выкопали?29)-Ну. 30)В Рязань увезли, - кивает жена с крылечка, щёлкая семечки. 31)Надзирателю самому смешно: -Освободился, значит… Задания к тексту.1.Определите и прокомментируйте проблему текста.2.Сформулируйте позицию автора.3.Выскажите собственное мнение по поднятой проблеме.4.Определите тип речи и стиль текста. Обоснуйте своё мнение.5.Из предложений 4-7 выпишите все возвратные глаголы. 6. Из предложений 12-18 выпишите разноспрягаемый глагол.7.Из предложения 21-31 выпишите глагол- исключение.8. Из предложения 1-3 выпишите все относительные прилагательные.9) Определите, к какой части речи относится слово вдвоём. 10)Из предложений 1-3 выпишите все наречия.11) Из предложений 4-6 выпишите все местоимения и определите их разряд.






12)Из предложений 7-9 выпишите страдательное причастие.13) Из предложений 12-20 выпишите все частицы.14) Из предложений 20 выпишите словосочетание со связью примыкание.14) Из предложений 20 выпишите словосочетание со связью примыкание.15) Дайте толкование (можно с помощью словаря) слов братный (2), круть(3), суеверный(4),дощаный (7),склеп (19), мантия (20), зона (24). Найдите среди них слово в авторском употреблении.16) В предложении 7 укажите количество грамматических основ.17) Среди предложений 12-20 найдите сложное, в состав которого входит неопределённо- личное предложение, и напишите его номер. 18) Среди предложений 1-7 найдите сложноподчинённое с придаточным изъяснительным. 19) Среди предложений 12-31 найдите предложения с вводным словом. Напишите номера этих предложений. 20) Среди предложений 17-28 найдите предложение с обособленным приложением. Укажите номер этого предложения.




Источники1.А.И.Солженицын. Ленин в Цюрихе. Рассказы. Крохотки. Публицистика.(Серия «Зеркало – ХХ век») – Екатеринбург: изд-во «У – Фактория», 1999.2.Е.Н.Зиновьева. Тренировочные тесты для подготовки к ЕГЭ по русскому языку: Части В и С. На материале рассказов А.И.Солженицына «Крохотки»/Е.Н.Зиновьева. – М.: Чистые пруды, 2010.