Конспект урока по географии Иркутской области для 8 класса по теме «Исследования и освоение территории Иркутской области в XVII-XVIII веках»

Открытый урок по географии Иркутской области
Класс 8А
Дата: 24.01.2014г.
Учитель: Гридасова И.Ф.
Методическая цель: Интеграция географии и истории как способ повышения мотивации в процессе обучения.

Тема: Исследования и освоение территории Иркутской области в XVII-XVIII веках
Задачи: 1. Образовательная: знакомство с историей открытия, исследований и освоения русскими территории Иркутской области
2. Развивающая: развитие навыков самостоятельной работы с текстом и картографическим материалом, умения сравнивать, анализировать данные по теме и делать выводы; расширение кругозора учащихся по истории и географии родного края
3. Воспитательная: воспитание уважения к историческому прошлому родного края, любви к малой родине
Оборудование: физическая карта Иркутской области, географический атлас «Иркутск и Иркутская область», рабочая тетрадь «Физическая и социально-экономическая география Иркутской области», плакат «Гербы городов Иркутской области», фотографии с изображением Иркутского краеведческого музея, мультимедийная презентация «Землепроходцы и исследователи Иркутской области»
Тип урока: получения новых знаний
Форма урока: практикум
Методы: картографический, поисковый, наглядно-иллюстративный

Ход урока

Орг. момент. Подготовка необходимых учебных принадлежностей
Изучение нового материала.

I. Век 17- эпоха великих русских географических открытий

1). Вступительное слово учителя.
- Невозможно получить полное представление о крае, не зная его истории. История исследования и освоения территории Иркутской области начинается с 17 века, когда первые русские землепроходцы небольшими отрядами, на свой страх и риск, стали продвигаться в неведомую Восточную Сибирь, открывая и присоединяя новые земли к русскому государству. 17 век по праву считается эпохой великих русских географический открытий.

2). Опорные слова: острог, посад, волок, тунгусы, РАН

Учитель объясняет план работы учащихся по теме.
Учащиеся работают с атласом (с.46-47), текстом учебника «География Иркутской области» (с.14-18), используя вопросы на доске:
Откуда и какими путями шло освоение территории области?
Кто шёл вслед за землепроходцами и каковы были их цели?
Какие остроги, когда и кем были основаны? Почему северные остроги основаны раньше чем южные?
Задание: обозначить на стенной карте положение основанных землепроходцами острогов.
4. Запиши имена землепроходцев, даты их походов, главные достижения, проследи по карте маршруты походов

Историческая справка: из рапорта Я.И. Похабова енисейскому воеводе И.И. Ржевскому:
Я, Енисейский сын боярский Якунька Иванов Похабов челом бью. В нынешнем, 1661 году июля в 6 день, на правом берегу Ангары, насупротив Иркута-реки, на Верхоленской стороне, служилыми людьми новый острог ставлю. И стены и потолок срублены, а посреди острога служилые люди государев житный «анбар» рубят, а на «анбаре» башня

3). - А сейчас ребята дадут описание Иркутского острога, а вы постарайтесь представить его.

4). Чем служили остроги для русского государства?

II. Век 18 – работа академических экспедиций

Вопрос классу: Почему экспедиции 18 века назывались академическими? Какие задачи решались участниками этих экспедиций?
Задание: выпиши имена руководителей академических экспедиций, их даты и главные достижения. Проследи маршруты экспедиций. Демонстрация фотографий: Иркутский областной краеведческий музей, фрагмент фриза на здании музея.
Вопрос к фотографиям: Какое здание исторического центра Иркутска вы видите? Чьи имена высечены на фризе здания?
3. Закрепление
Вопросы:
1 Какие 2 пути проникновения в пределы Иркутской области русских землепроходцев вы знаете?
2. Перечислите имена землепроходцев.
3. Назовите учёных- руководителей академических экспедиций.

4. Итоги урока
5. Домашнее задание: конспект урока, стр 14-18
15