Конспект по русскому языку Сочинение по серии картинок Путешествие осеннего листа


Сочинение по серии картинок "Путешествие осеннего листа"
(русский язык, 2 класс)  ВиЭксМ -2009
УМК «Гармония», «Школа 2000 - 2100»
Цель: - учить созданию текста по серии картинок
- упражнять в построении и оформлении на письме предложений;
- развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;
- расширять речевой опыт учащихся.

Оборудование: компьютер, программа PowerPoint2003, мультимедийный проектор, экран или интерактивная доска, презентация.

Подготовительная работа к уроку:
Экскурсия в осенний школьный сквер.
Изучение в справочной литературе причин листопада.
Чтение литературных произведений об осени (сказок, рассказов, стихотворений).
Рисование осеннего листа, осеннего пейзажа.
Сочинение стихотворений об осени.


Ход урока.
Оргмомент.
- Запишите число. Обозначьте все орфограммы (выделите «опасные места» в слове).

Актуализация знаний.
- Над изучением какой темы мы работаем вот уже несколько уроков?
Д. – Мы учимся выражать свои мысли и чувства. Учимся строить предложения. (слайд 1)
- При помощи чего мы выражаем мысли?
Д. – Мы выражаем свои мысли при помощи предложений.
- О каких правилах надо помнить при построении предложений?
Д. – Слова должны быть связаны между собой так, чтобы было понятно: о чем и что мы хотим сказать. В предложении должна быть выражена мысль.
Д. – Когда составляем предложение, то сначала думаем, о чем и что хотим сказать, а потом подбираем слова, расставляем их в нужном порядке и связываем между собой.

3. Проверка домашнего задания.
Дети должны были придумать и записать одно – два предложения про осень.
- Оцените, получилась ли осенняя картинка. О чем поведал автор? Правильно ли составлены предложения? Удачно ли автор подбирал слова для создания картинки.

- Осень – прекрасное время года, когда природа примеряет свой самый яркий пышный наряд. Человек восхищается красотой осенней природы, свои чувства передает в песнях, в рассказах, стихах.
(Слайды – осенние зарисовки, на фоне музыки и осенних картинок учитель читает отрывок из произведения М. Пришвина, А. Стрижева)

Золотая осень царствует в роще у речки. На березе еще на прошлой неделе висели зеленые листья, а сегодня она вся в золотой одежде. У осинки на земле вырос удивительно нарядный ковер. Клен стоит в пурпурной краске. Его резные листья далеко выделяются красными пятнами среди золотых деревьев. В природе в это время года все изменяется. Только дуб пока стоит в летней зеленой шубе. Какое обилие красок.
А. Стрижев

Ветер разлетелся, липа вздохнула и как будто выдохнула из себя миллион золотых листиков. Ветер еще разлетелся, рванул со всей силой – и тогда разом слетели все листья, и остались на старой липе, на черных ее ветвях только редкие золотые монетки.
Так поиграл ветер с липой, подобрался к туче, дунул, и брызнула туча, и сразу вся разошлась дождем.
М. Пришвин
- Чем восхищаются писатели? Что их особенно поразило?
- С помощью, каких образных, ярких слов они передают свое восхищение.

- Дома вы сочиняли стихи о красоте осенней природы.
Давайте послушаем ваши произведения. Как вы изобразили красоту осени?

4. Сообщение темы урока.
Сочинять предложения вы уже умеете. А вот как составить связный рассказ по всем правилам литературного произведения, этому мы будем учиться сегодня на уроке.

Чтобы узнать, кто является героем рассказа, отгадайте загадку.
Падают с ветки
Золотые монетки (листья)
- У вас на партах листья деревьев, собранные во время экскурсии в школьный сквер.
(чтобы перейти к следующему слайду, надо не щелкать, а прокрутить)
Опишите листики, какие они? (слайд 3)
Для этого сыграем в игру, которая называется «Цепочка слов».
Листик – какой? – дети называет признаки осеннего листика
что делает? – дети называют действия, которые может совершить листик.

5. Подготовка к сочинению (Слайд с рисунками 4)

Один старый художник нарисовал в картинках историю осеннего листика.
- Давайте поставим их по порядку, расскажем и запишем эту историю для того, чтобы ее могли узнать наши друзья, родители, бабушки и дедушки.
- Какой рисунок будет первым? Почему? Вторым, третьим, четвертым?

- Где могла произойти эта история?
- Кто является героем?

- Как мы начинаем любой рассказ? (с вступления)
- Зачем оно нужно? (мы открываем дверцу в нашу историю)
- Составьте предложения к первой картинке. (Совместное составление предложений)
В парк пришла осень. Она подарила деревьям яркий наряд.

- После вступления в литературных произведениях следует завязка, которая отображает развитие событий. Посмотрите на вторую картинку, опишите, как развивались события.
Завязка. (Совместное составление предложений)
Со временем вся листва облетела. Только на высоком клене остался один скромный листик.
- Какие чувства он испытывал?
- Ему было одиноко и скучно.

В литературном произведении вслед за завязкой идут эпизоды. Они подводят нас к кульминации, самому напряженному моменту событий.
Совместное составление предложений по третьей иллюстрации.
Вдруг ветер сорвал и этот лист и закружил его в воздухе. Что будет с ним дальше?

- Какие чувства испытывал наш листочек?
- Нашему листочку стало очень страшно, ведь впереди неизвестность.
- Что может случиться с листиком?

- После кульминационного момента происходит развязка, т. е. описание того, чем заканчивается история.
Развязка. Мы закрываем дверцу в наш рассказ.
- Чем закончится история?
Листик упал на колючки ежика. Тепло и мягко будет ежу зимой в норе.

- Действие от завязки до развязки – сюжет, т.е. последовательность действий, событий рассказа или сюжетная линия.
Так строятся все литературные произведения.

- К какому типу текстов относится наш рассказ? (описание, повествование, рассуждение) (Слайд 5)
- Почему вы делаете такой выбор?
Д. - Мы рассказали историю. К тексту можно задать вопрос: «Что случилось? Что произошло?»

- Чего не хватает в нашем рассказе?
- Названия.
Выбрать лучшее. Докажите почему. (Слайд 6)

Осень.
Последнее путешествие.
Путешествие осеннего листа.
Путешествие листика.

Осень
Не факт, что будет говориться о путешествии, может это будет описание красоты осени или о признаках наступления осени.

Последнее путешествие
Путешествие может совершить кто угодно и когда угодно.

Путешествие осеннего листа
Путешествие будет совершать листик и именно осенний, а значит, действие будет во время листопада.

Путешествие листика
Листик может путешествовать не только осенью.


6. Физминутка.
Давайте проследим глазками за полетом листика, за тем как он кружится в воздухе. (Слайд 7)
А теперь под мелодию вальса изобразим листопад – танец падающих с деревьев листьев. (можно добавить музыку – мы не добавили, чтобы не увеличивать вес материалов)

7. Орфографическая подготовка (Слайд 8)
Дети должны решить орфографические задачи.
- О каких правилах написания надо помнить? Как надо оформлять предложение?

6. Работа с памяткой «Как писать сочинение? (Слайд 9)
1. Обдумай содержание текста, о чем будет говориться в каждой части
2. Выбирай слова, их порядок, следи за развитием мысли, за связью предложений, за правильностью, точностью речи.
3. Прочитай текст. Понятно ли ты выразил свои мысли.
4. Поработай над сочинением как редактор.

7. Самостоятельная творческая работа.
По гиперссылке надо перейти к слайду 4 с изображением рисунков.
Запись текста.
Для сильных учащихся карточки со словами, трудными для написания.

Подарила, со временем, облетела, остался, одиноко, грустно,
Вдруг, сорвал, закружил, что будет, колючки, тепло и мягко, в норе.

Слабым учащимся можно дать задание: вставить в текст необходимые слова.

В парк осень. Она деревьям наряд.
Со временем вся листва . Только на клене один листик. Ему было и . .
. ветер сорвал и этот лист и его в воздухе. Что будет с ним дальше?
Листик упал на ежика. и будет ежу зимой в норе.

Слова для справок:
пришла, наступила, явилась, подарила, дала, нарядила, яркий, праздничный, веселый
облетела, слетела, высоком, толстом, остался, красовался, краснел, скромный, забытый, одиноко, скучно, весело,
вдруг, постепенно, и вот, закружил, завертел,
колючки, шкурку, тепло, жарко, мягко, приятно.

Рекомендации: По усмотрению учителя в карточках могут быть задания плана:
восстановление деформированных предложений, поставив слова по порядку,
восстановление деформированного текста, поставив по порядку предложения.

Текст.
В парк пришла осень. Она подарила деревьям яркий наряд.
Со временем вся листва облетела. Только на высоком клене остался один скромный листик. Ему было одиноко и грустно.
Вдруг ветер сорвал и этот лист и закружил его в воздухе. Что будет с ним дальше?
Листик упал на колючки ежика. Тепло и мягко будет ежу зимой в норе.

8. Проверка выполнения работы.
Дети, писавшие самостоятельно, зачитывают свои тексты.
Анализ каждого текста. Последовательно ли ученик передал события? Правильно ли построены предложения? Получилась ли история осеннего листика?

Для детей работавших по карточкам, проверка осуществляется с помощью презентации. По гиперссылке с 4 слайда переходим на слайд 10 - образец текста в карточке.
Слайды 11 – 14 помогают проверить правильность выбора слов для текста.
- Какое из слов подходит лучше? Почему не подходят другие слова?

9. Итог урока.
- Как надо строить тест - повествование? О чем надо говорить вначале, в середине, в конце текста?

9. Рефлексия.
- За что каждый из вас может себя похвалить?
- Оцените свое настроение (Слайд 15)

(Слайд 16)
Спасибо за работу на уроке.