РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ ОВОЩЕЙ 1 класс

РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ ОВОЩЕЙ
Цели: ознакомить с натюрмортом как жанром изобразительного искусства; учить выполнять изображение с натуры, различать оттенки красок; развивать умение анализировать форму и цветовую окраску овощей; воспитывать интерес к предмету.
Планируемые результаты
Предметные:
- знать значение слова «натюрморт»;
- уметь анализировать объекты;
- уметь передавать форму и цвет овощей с натуры.
Метапредметные:
Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- чувства прекрасного и эстетического;
Познавательные:
- осуществлять анализ объектов;
Коммуникативные:
- использовать речь для регуляции своего действия;
Оборудование: краски, палитра, кисти, простой карандаш, вода, салфетки бумажные, тканевые.
Изобразительный ряд: портрет И.Т. Хруцкого, репродукция картины И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды», муляжи или натуральные овощи, схемы этапов работы, опорная схема для итога урока « Я .».
Ход урока
Организация учащихся.
Учитель: Послушайте стихотворение об одном мальчике.
Художник
Наш Сережа, как художник,
Тяп да ляп - спешит всегда:
Рисовал в окошке дождик,
Получилась - борода;
Солнце толстое, как мыло,
У цыпленка три ноги,
Танк похож на крокодила,
А дома на утюги.
На кувшин без ручки - кошка,
Слон - на ящик и кровать.
И не может сам Сережка,
Кто и что тут разобрать.
Удивляется - откуда
Хвост на шее у верблюда
И рогатая у льва, Где-то сбоку голова!
Ну, а нам не в удивленье,
Тут простой на все ответ:
- Нет терпенья - Нет уменья,
Нет уменья - Толку нет!
Н. Грибачев
- О чем вы узнали из этого стихотворения? Почему у Сережи не получались хорошие рисунки? Название стихотворения подходит Сереже? Почему? Что нужно для того, чтобы стать настоящим художником? Будем этому учиться? Конечно, только очень терпеливо, старательно, приобретая понемногу уменье за уменьем.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Смачивание красок.
Сообщение темы урока.
Учитель. Сегодня на уроке мы будем рисовать с натуры овощи и познакомимся с одним из жанров изобразительного искусства - натюрмортом.
Чтобы получилась красивая картина, вы должны научиться выполнять творческую композицию: выбирать определенного формата лист бумаги, использовать всю его плоскость при рисовании, выражать смысловую связь между объектами, передавать сюжет.
В основе изобразительной грамоты лежит композиция, в задачи которой входят способы изображения пространства, передача его глубины, цветоведение, то есть композиция охватывает любую изобразительную задачу.
Рассказ учителя о натюрморте.
Анализ репродукции Ивана Трофимовича Хруцкого «Цветы и плоды».
На доске: Иван Трофимович Хруцкий

Учитель: перед вами репродукция картины Ивана Трофимовича Хруцкого. Сама картина хранится в Москве в Третьяковской галереи.
- какое название может быть у этой картины? (выслушиваются варианты ответов). Художник её назвал «Цветы и плоды» (название появляется на доске). Почему?
- Какие жанры живописи знаете? К какому жанру относится эта картина? (натюрморт) Почему?
- Обратимся теперь к понятию натюрморта. Этот жанр замечателен тем, что через мир предметов: домашнюю утварь, атрибуты какой-либо деятельности, плоды или цветы, - отражаются различные стороны жизни. Происходит это благодаря ассоциативной природе искусства, его иносказательному смыслу. Даже в самом простом натюрморте ощущается присутствие человека.
- Что можно назвать натюрмортом? (мнение детей)
-Натюрморт - это картина, на которой обычно изображены различные предметы обихода, а также овощи, фрукты, цветы и дичь и г. д. Само слово натюрморт в переводе с французского буквально означает «мертвая натура».
Большой вклад в развитие натюрморта внес Иван Трофимович Хруцкий. Картины И. Т. Хруцкого нарядны и эффектны. С большим мастерством написан художником натюрморт «Цветы и плоды».
- Что изображено? (пышный букет цветов, красивые фрукты - крупные краснощекие яблоки, синие сливы, лимоны, гроздья винограда, смородины, стеклянный графин)
- Какие цвета использовал? (цветы светлой окраски, много желтого. Желтый цвет господствует и в окраске плодов, лежащих по обе стороны от вазы)
- Как показано ощущение объемности, округлости овощей и фруктов? (с помощью светотени)

И. Т. Хруцкий мастерски сумел передать нежность цветочных лепестков и шероховатость листьев, пушистую поверхность персиков. Художник великолепно нарисовал грубоватую кожуру тыквы и чуть пористую лимона, матовую поверхность груши и блестящую яблока, изобразил виноград как бы налитый прозрачным соком. Не менее блистательно написаны вазы и стакан, наполненный чистой прозрачной водой, в которой плавает аппетитная долька лимона.
- Понравился ли вам натюрморт «Цветы и плоды»? (Ответы учащихся.)
- Что вам больше всего понравилось в картине Ивана Трофимовича Хруцкого? (Ответыучащихся.)
IV. Работа по теме урока.
Беседа «Что будем рисовать?».
Учитель. Сегодня мы нарисуем натюрморт, на котором будут изображены овощи. Отгадайте, какие овощи будут служить нам натурой:
Красная девица
Росла в темнице,
Люди в руки брали,
Косы срывали.
(Морковь.)
Сочен и продолговат,
С хвостиком зелёным.
Похрустеть им каждый рад
Свежим и солёным.
(Огурец.)
Режем ножиком на части,
Главный он в томатной пасте,
Нам известен с давних пор
Ярко- красный
(Помидор.)
Правильно, мы сегодня будем рисовать морковь, огурец и помидор. (показ муляжей или натуральных овощей)
Определение формы овощей.
33
Учитель. Рассмотрим форму каждого из овощей, которые будут служить нам натурой
- Какую форму имеет морковь? (Морковь имеет форму треугольника.)
- Какую форму имеет огурец? (Огурец имеет форму прямоугольника, у которого закруглили углы.)
- А какую форму имеет помидор? (Помидор тоже имеет форму прямоугольника, только снизу и сверху он приплюснут.)
3. О п р е д е л е н и е ц в ета овощей.
Учитель. Как вы уже знаете, прежде чем приступить к рисованию, необходимо внимательно изучить цвет предметов, которые нужно изображать.
Рассмотрим цвет наших овощей.
- Что вы можете сказать о цвете моркови? (Морковь оранжевая.)
- А какого цвета помидор? (Помидор красный.)
- Какой цвет имеет огурец? (Огурец зеленый. )
-Скажите, если у вас в коробочке с красками нет оранжевой, какие краски вы смешаете, чтобы получить нужный оттенок. (Для получения оранжевой краски на палитру кладется желтая и красная краски и смешиваются между собой до получения нужного цвета.)
Ф И З К У JI Ь Т М И Н У Т К А
Светофор: Красный – присесть, жёлтый встать, зелёный- ходьба на месте. Учитель показывает поочерёдно цветные круги в разном порядке, дети выполняют, соответствующие движения.
Этапы выполнение рисунка.
Композиция рисунка.
Учитель. для того чтобы рисунок был выразительным, как необходимо правильно расположить предметы на плоскости листа?
Давайте рассмотрим, как можно красиво разместить овощи. (Учитель предлагает несколько вариантов размещения овощей. Учащиеся выбирают лучшую композицию.)
Определившись с композицией, проводим горизонтальные линии, отмечая положение предметов, определяем положение центрального овоща и относительно него положение двух других. (Приложение к уроку, рис. 1.)
Построение формы предмета.
-Как расположим лист? Почему? (горизонтально).Подпишите листы.
- Посмотрите внимательно на фрукты и овощи. Каков «общий цвет» яблока, груши и помидора? - Обозначаем форму предметов: морковь? ( треугольник), огурец? (сильно вытянутый прямоугольник), помидор? ( прямоугольник).
- Прорисуем более детально каждый из предметов. (Приложение к уроку, рис. 2.)
3.Заливка контура цветом.
- В работе мы передаем общий, наиболее характерный цвет изображаемых объектов
Раскрашиваем овощи в основные цвета, какие? (морковь - оранжевая, помидор - красный, огурец – зеленый). (Приложение к уроку, рис. 3.)
4.Прорисовывание деталей.
- А теперь прорисуем каждый из предметов, добавляя оттенки. Какие цвета можно добавить в изображение каждого из овощей? ( В огурец можно добавить жёлтой краски. У моркови и огурца можно дописать тонкой кистью черные точки. А помидор украсят коричневые и бордовые оттенки. Не забыть зелёную ботву у моркови и плодоножку у помидора).
Рисунок готов. (Приложение к уроку, детские работы.)
Практическая работа.
- Теперь попробуйте изобразить овощи такими же, какие находятся перед вами.
Итог урока.
- Пока работы подсыхают, подведём по нашёй опорной схеме итог урока:

УЗНАЛ
Я НАУЧИЛСЯ
ЗАПОМНИЛ
УДИВИЛСЯ

Выставка работ учащиеся.
- Кому из ребят удалось наиболее точно передать натуральность овощей?
Уборка рабочих мест - Уберите свои рабочие места: вылейте воду из стаканчиков, промойте их и кисточки, закройте краски и уберите.










15