Урок ИЗО для 7 класса по теме «Рисование с натуры геометрических тел (куб)»


Развёрнутый план-конспект урока изобразительного искусства
Класс 7
Тема урока: «Рисование простых геометрических тел (куб) мягкими материалами»
Вид урока: рисование с натуры
Тип урока: комбинированный
Цель урока:
научить изображать простые геометрические тела при помощи мягких материалов на примере сангины;
сформировать представление о различных графических материалах и их возможностях.
Задачи урока:
Обучающие:
дать знания об изображении натюрморта, его характерных особенностях при рисовании в графической технике;
дать знания о видах мягких материалов, их происхождении, свойствах, назначении;
учить вести работу в технике по сухому;
учить поэтапному ведению рисунка;
учить компоновке предметов в листе при рисовании с натуры;
учить анализировать форму предметов;
учить использовать возможности графического материала для набора тона;
учить использовать различные графические средства выразительности для передачи натуры;
учить терминологии (компоновка, линия тектонических сходов по массе, тон, конструктивное построение, тушёвка, светотеневая моделировка);
Развивающие:
пространственное мышление;
анализ формы;
умение работать мягкими материалами;
умение использовать тушёвку для передачи объёма и пространства;
законы перспективы;
Воспитывающие:
усидчивость, концентрация внимания;
аккуратность;
внимательность.
Задание на урок: изобразить поэтапно куб в пространстве при помощи угля.
Оборудование для урока: классная доска, мольберт или лист бумаги для показа, мел, указка, поэтапное наглядное пособие, геометрическое тело, магниты, сангина/сепия.
Оформление классной доски
2531745142875Анастасия Львовна
00Анастасия Львовна
254635142875 Дата:
Тема урока: Рисование углём простых геометрических тел.
Домашнее задание:
принести на следующий урок
1
1
1
1
1
1
2
3
3
3
3
3
00 Дата:
Тема урока: Рисование углём простых геометрических тел.
Домашнее задание:
принести на следующий урок
1
1
1
1
1
1
2
3
3
3
3
3

Условные обозначения:
Наглядное пособие;
Лист бумаги для показа (педагогического рисунка);
Примеры работ.
Структура урока:
Организационный момент: 2 минуты;
Вступительная беседа: 2-3 минуты;
Объяснение нового материала: 8 минут;
Личный показ учителя: 2-3 минуты;
Упражнения: 5минут;
Практическая работа: 23минуты;
Организационное завершение: 4 минуты.
Итого: 45 минут.
Ход урока:
Этапы урока Содержание урока Наглядность
Организационный момент (2мин.) Устанавливаю дисциплину в классе, напоминаю детям, что начался урок.
Приветствие:
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня урок ИЗО у вас буду вести я. Меня зовут Анастасия Львовна. Моё имя написано на доске (обращаю внимание).
Проверьте, пожалуйста, всё ли у вас есть для урока? Сегодня нам понадобится бумага формата А4, простой карандаш, сангина или сепия и ластик.
Вступительная беседа (2-3 мин.) Объявляю тему урока:
- Сегодня мы будем рисовать необычными материалами – мягкими. Кто из вас знает, какие это материалы?
- Очевидно, уголь.
- Верно. А ещё?
К мягким материалам относят также сепию, сангину, различные соусы и бистр. Слышали когда-нибудь такие названия? (Ответы).
Показываю каждый названный материал.
Слово сепия в переводе с греческого языка означает каракатица, это светло-коричневое красящее вещество, которое получают из чернил каракатиц и кальмаров. Художники начали использовать её начиная с 18 века.
Сангину изготавливают из оксида железа, она имеет красноватый оттенок. В эпоху Возрождения её получали из красного мела. Сангину можно сочетать с итальянским карандашом, мелом и/или углём.
Соусы бывают совершенно различных цветов, их получают используя каминную копоть, маслянистые породы дерева (палисандр, ель, пихта). Некоторые относят соус к пастели, по своим свойствам они действительно схожи, однако соус более насыщен по тону. Хорошо сочетается с углём и тушью.
Уголь, все вы знаете, получают из сажи.
Бистр - это коричневый водорастворимый пигмент из смолистой сажи обугленного бука или другого смолистого дерева, смешанной с растворимым в воде растительным клеем. Сходен с асфальтом по цвету и составу. Цвет варьируется от коричнево-жёлтого до чёрно-коричневого, легко выцветает на солнце.
Использовалась европейскими художниками XV — XVIII веков при рисовании пером и кистью.
Обращаю внимание на развешенные заранее примеры работ, выполненных мягкими материалами.
Объяснение нового материала, практическая работа(36 мин.) - Мы начнём осваивать эту технику при помощи сангины, работать будем по сухому. Рассказываю, какие есть способы рисовании (по сухому, по мокрому, по тонированной бумаге, комбинированная техника).
- Для начала кто может сказать, что такое тушёвка?
Показываю, как нанести и растушевать материал.
- Растушёвывать можно кусочком бумаги, специальными бумажными растушёвками или просто пальцем.
Первым упражнением будет тоновая растяжка, которую мы выполним с помощью тушёвки.
Возможные ошибки: неравномерность растяжки, штриховка вместо тушёвки.
- Задание не сложное, все справились хорошо. Мы будем рисовать прямоугольный параллелепипед, который вы все хорошо знаете. Давайте вспомним, как построить эту фигуру. С чего мы начинаем? Как измеряем углы? Как достраиваем внутреннюю конструкцию? Несколько человек сделают это на доске.
- Все вспомнили, теперь берём новый лист А4 и приступаем к рисованию куба, рисуем легко сангиновым мелком, как карандашом.
Возможные ошибки: ошибки в построении, определении горизонта, обратная перспектива, слишком сильный нажим на карандаш, грязь.
- Следующий шаг – при помощи уже проделанной нами тушёвки решаем фигуру в тоне с учётом освещения.
Наиболее освещённые части можно решить путём уплотнения окружающего фона. Начинать следует с прокладки теней широкой стороной мелка (…)
- Четвёртый этап - тональный разбор. Давайте вспомним, что такое тон в рисунке.
Тон – светосила/«светлотность», которая зависит от освещения, собственной окраски предметов, степени их удаленности от наблюдателя. В данном случае предмет у нас белый, что упрощает работу.
- Какие существуют градации тона?
- Свет, полутень, тень.
- А ещё? Градации таковы: блик, свет, полутень, тень собственная, рефлекс, тень падающая. Наша задача разобраться в тоне куба и окружающего пространства. Сравнивайте, что светлее, что темнее, как соотносятся освещённые и теневые части между собой. Мы наметили общие массы теней. Теперь же следует найти наиболее тёмное место и усилить его тон, затем найти самое светлое и выбрать его ластиком. Анализируя тональные отношения, разбираемся с рисунком. Для того чтобы высветлить участок изображения, можно пользоваться пальцем/растушкой (показываю) или просто губкой.
Возможные ошибки: перетемнение, серость в работе, грязь (неравномерное нанесение тона/«куском»), неправильное определение тональных отношений.
- На последнем этапе мы должны посмотреть в целом на нашу работу и обобщить или выделить необходимые элементы.
Разговор о линии напряжения.
Возможные ошибки: серость рисунка, путаница в тоне.
- Закрепляем свои рисунки лаком для волос и заканчиваем работу. Организационное завершение
(4 мин.) В течение урока отмечаю для себя тех, кто успешнее всего справился с заданием, называю этих людей классу, выставляю оценки. Вы все сегодня очень хорошо поработали. Напоминаю, что в следующий раз нужно принести с собой, собираю работы.
Урок окончен. До свидания. Критерии оценки:
правильное выполнение упражнения
Композиция
соразмерность изображения и листа (не слишком большое и не слишком маленькое)
правильное размещение в плоскости листа (не смещено вниз, вверх, влево или вправо)
отсутствие неоправданного пустого пространства
Пропорции
передача правильных пропорциональных отношений
степень сходства с изображаемым предметом
Конструкция
правильная последовательность построения (умение построить)
изображение внутренней конструкции
Перспектива
верное определение точки зрения и линии горизонта (весь рисунок выполнен с использованием одной точки зрения и одной линии горизонта)
соблюдение линейной перспективы
соблюдение воздушной перспективы
Объёмно-пространственное решение
наличие всех градаций светотени
передача объёма градациями тона
передача объёма изменением напряжения линии (уместное использование линии напряжения)
плановость
пространство
Владение графической техникой
работа остриём и всей плоскостью угля
сочетания тушёвки, штриховки и линейного начала
Общее впечатление от работы
верная расстановка акцентов