Урок по изобразительному искусству «Ягоды красавицы — рябины» /рисование с натуры/»


Тема урока: «Ягоды красавицы - рябины» /рисование с натуры/
Класс: 3 «А»
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: беседа, практическая работа.
Цель:
научить детей изображать гроздь рябины с натуры, передавая ее характерные особенности.
Задачи:
развивать у учащихся способности эмоционально – эстетического восприятия окружающего мира;
формировать графические и живописные умения в изображении ветки рябины;
способствовать сохранению здоровья детей с разным типом психического восприятия информации путем смены видов деятельности;
сформировать представление школьников о полезных свойствах рябины;
воспитывать интерес к изобразительной деятельности, любовь к природе.
Оборудование урока: акварель, кисть, палитра.
Зрительный ряд: фотографии и изображения рябины, методическая таблица, ветка рябины.
Литературный ряд: загадки и стихи о рябине.
Ход урока:
Организационный момент.
Сообщение темы и цели урока.
Введение в тему урока.
Вступительная беседа.
Сегодня мы познакомимся поближе с удивительным и необычайно красивым деревом. - Ребята, отгадайте загадки.
Ягоды не сладость,
Зато глазу радость
И садам украшенье,
А друзьям угощенье.
Весною зеленела, Летом загорала, Осенью надела Красные кораллы. - Что это за дерево? /Рябина/.
Правильно, это рябина. Можете объяснить, почему, за что считают рябину красавицей? Что, по-вашему, красиво в этом дереве? (Ответы детей).
О рябине сложено множество песен и стихов.
Учащийся.
Пылает рябина в осеннем саду.Я взгляд от неё оторвать не могу!Как ягоды, красною стала листва.Коломну раскрасила рябина - краса!
Учащаяся.
Рябина. / Ирина Токмакова/
Красненькую ягоду
Мне дала рябина.
Думал я, что сладкую,
А она - как хина.
То ли эта ягодка
Просто недозрела,
То ль рябина хитрая
Подшутить хотела?
Учитель.
Как только на рябиновом дереве вспыхивают красные фонари, значит, наступает осень. Это необыкновенное дерево с давних времен считалось символом добра и благополучия в доме. Поэтому славяне не использовали рябину в качестве дров, не решались они рубить такое дерево. Ведь оно их утешало, кормило и лечило.
Сообщение учащейся о полезных свойствах рябины.
О том, что плоды созрели, говорит их цвет – ярко – красный или красно – оранжевый. Лучше всего плоды собирать после первых заморозков. Тогда в них пропадает горечь и они уже сладкие по вкусу. Рябину считают очень ценным лечебным продуктом.
Зрелые ягоды рябины богаты бетакаротином, которого больше чем в моркови. Они богаче лимона витамином С и превосходят яблоко по железу. Кроме того, рябина насыщена белками, углеводами, пищевыми волокнами, эфирными маслами, органическими кислотами и сахарами, микроэлементами и витаминами В, РР, А, К, Е. Именно поэтому рябиновый сок, морс, чай, сироп обладают огромной энергетической ценностью, оказывая целебное воздействие на весь организм.
Ягоды вкусны и полезны как в свежем, так и в сушеном виде. При этом можно использовать и рябиновый цвет, например, для настоя, помогающего при простудных заболеваниях. Из свежих или замороженных ягод получаются вкусные и полезные сладости, такие как пастила, желе, варенье, сироп, ароматный мед. Сушеные плоды применяются в медицине и косметологии для приготовления мазей.
Учитель.
В народном календаре 8 сентября называют рябину именинницей. Идет сбор урожая рябины и калины.
Народные приметы, связанные с рябиной:
Если уродится рябина — рожь будет хороша.
Рябина зацветает — пора сеять лен.
Рябина цветет красно — много овса будет.
Хорошо рябина цветет — к урожаю льна.
Поздний расцвет рябины — к долгой осени.
В лесу много рябины — осень будет дождливой, если мало — сухо.
Любуемся красотой рябиновых ягод в природе и в произведениях живописцев и народных мастеров.
- Как изображают листья и гроздья ягод красавицы - рябины живописцы и народные мастера?
-Что привлекает к рябине внимание художников и народных мастеров?
Рассматриваем ветку рябины и отмечаем ее характерные особенности.
Обращаем внимание детей, что ягоды расположены близко друг к другу и одни частично загораживают другие и имеют разные оттенки. Осенняя окраска листьев разнообразна, каждый листик не одноцветный, один зеленый с оранжевым кончиком, другой желтый со светло – коричневым и т.п.
Последовательность выполнения работы /педагогический рисунок на доске/.
Физкультминутка.
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле!
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется.
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки,
Даже толстые стволы
Наклонились до земли.
Вправо – влево, назад – вперед-
Так деревья ветер гнет.
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет
Работа над заданием.
Самостоятельная работа учащихся.

Итог урока.
Экспресс – выставка. Анализ творческих работ.