Конспект урока по изобразительному искусству на тему: Дары осеннего сада и огорода (3 класс).

Тема: «Дары осеннего сада и огорода».

Тип урока: рисование с натуры.
Цель: учить изображать натюрморт с осенними фруктами с натуры.

Задачи:
Образовательные: учить последовательно вести изображение фруктов в натуре, учить анализировать форму предмета.
Воспитательные: воспитать уважение к людям труда.
Развивающие: развивать умения сравнивать цвет и форму натуры с выполняемым рисунком; закрепление значения труда в жизни человека.
Оборудование: образец педагогического рисунка «Дары осеннего сада и огорода» (акварель); яблоко, груша, 2 сливы (настоящие)
План урока:
1.Орг.момент. 1мин.
2.Вводная беседа 10 минут
3.Педагогический рисунок 30мин
4.Итог урока 4 мин.


Оформление доски:





Двадцать второе сентября.
Классная работа.
«Дары осеннего сада и огорода».























Деятельность учителя:
Деятельность ученика:

Организационный момент:
представление:
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елена Ильясовна. Сегодня я проведу у вас урок изобразительного искусства.
2) проверка готовности к уроку:
У вас на столе должны лежать: альбом, акварельные краски, кисти, пенал.
3) постановка темы урока:
Тема сегодняшнего урока – «Дары осеннего сада и огорода», которые мы будем рисовать с натуры.



Слушают стоя.
Садятся.



Проверяют готовность.


Целеполагание.



Вводная беседа.

Ребята отгадайте, пожалуйста, загадку:

Там морковка, там капуста, там клубничкой пахнет вкусно.
И козла туда, друзья, нам никак пускать нельзя.

Правильно, это огород. У кого, ребята, есть огород?
Что выращивает ваша семья на огородах?

А как вы думаете, когда люди стали разрабатывать огороды?

Послушайте: В далекие – далекие времена вошли в меню человека овощи – травянистые растения, у которых едят какие – либо сочные части: листья, корни, побеги, цветы, плоды. Две тысячи лет назад «дедки посадили первые репки», первые щи были сварены четыре тысячи лет назад. В старину хозяин маленького клочка земли старался посадить возле своего дома все, что ему нужно для еды, для лечения и для красоты.

Ребята, а какие вы знаете, фрукты?



























Закончилось лето, и вы вместе с родителями, бабушками и дедушками убираете осенний урожай.

Расскажите о своих впечатлениях от наблюдений за уборкой осеннего урожая в саду и огороде.

Какими осенними работами заняты колхозники и горожане?






































Отгадайте, какие фрукты мы сегодня будем рисовать.

Что за барышня такая
Смотрит с ветки, не моргая.
Синий сарафан на диво.
Догадались? Это - ...

Верно, это слива.

Какова у сливы форма?


А какова цветовая окраска сливы?


Послушайте еще одну загадку:

Само с кулачок, красный бочок, Потрогаешь - гладко, откусишь - сладко.

Что это такое?

Какая форма?

А какая цветовая окраска у яблока?


Последнюю загадку послушайте:

Желтая лампочка висит
Скушать нам ее велит.

Какова у груши форма?


А какова цветовая окраска груши?










Ответы детей.




Ответы детей.


Выслушать ответы детей.














Ученики перечисляют названия фруктов, а учитель прикрепляет на доску названные фрукты.






























Рассказывают.

В это время у земледельца много дел. Он убирает все засеянное и посаженное весной, запасает еду, готовит поля под будущий урожай. Осенью идет уборка урожая. Его убирают машинами – комбайнами. Осенью также убирают картофель и овощи: капусту, морковь, свеклу. После уборки урожая вносят удобрения на поля, а затем поля вспахивают. Зимой вспаханная почва быстро промерзает, и в ней погибает часть семян сорняков, вредные насекомые и их личинки, спрятавшиеся в почву на зиму. На некоторые вспаханные поля уже осенью высевают семена ржи и пшеницы. На огородах сеют морковь, петрушку, укроп.
В садах, парках, скверах высаживают молодые деревья и кустарники. Нижнюю часть стволов плодовых деревьев белят известью или специальной краской.
Осенью и в городах, и в селах люди заготавливают топливо на зиму, утепляют квартиры, закладывают на хранение фрукты и овощи. Земледельцы потрудились на славу. Вся страна благодарит своих кормильцев, без которых не могла бы расти и богатеть наша Родина.







Слива


Слива имеет овальную форму.



Фиолетовая





Яблоко.



круг

оранжево – красный цвет




Груша.

Похожа на треугольник


зелено – желтый цвет

3.Педагогический рисунок.
Учитель объясняет последовательность выполнения рисунка и показывает на образцах.

Работу веду от начала и до конца сразу краской – акварелью. Намечаю место каждого из предметов таким образом, чтобы между фруктами промежуток оказался меньше, чем поле вокруг них. Сразу же не просто определяю, где будет нарисован тот или иной предмет, но и выполняю вторую задачу – определяю форму, на которую он похож. Яблоко похоже на круг, грушу можно вписать в треугольник. Сливы похожи на овалы.
Тщательно определяю форму каждого из изображаемых предметов, при этом уточняю пропорции каждого фрукта.
Каждый из фруктов и овощей по контуру прорисовываю более насыщенным цветом. Для яблока этот цвет будет красным, для груши – темно – зеленым, для сливы – фиолетовым.




Для перехода от этих темных цветов возьмем другие оттенки. Этими цветами заливаем всю поверхность предметов, оставляем лишь белыми, нетронутыми небольшие участки в верхней части слева.


Что это за поверхности?

Верно, это блики – самые освещенные места на предмете, куда солнечные лучи лучше всего попадают.
Около красного цвета у яблока проложим оранжево – красный цвет, грушу зальем зелено – желтым, а сливу – фиолетовым.

Теперь ведем работу еще более тонкими оттенками. Главная задача – выполнить наброски как можно ближе по цвету к натуральным. Рисунок закончен.


















Итог урока.
Выставка работ учащихся.

А сейчас перед вами лучшие работы ваших одноклассников. Эти работы отличаются декоративностью и оригинальностью.

Обобщение изученного материала.

О чем мы сегодня с вами говорили на уроке?























































15