Исследовательская работа по литературному чтению Быль или небылица?

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Кутеремская средняя общеобразовательная школа»




Исследовательская работа
по литературному чтению

«Быль или небылица?»





Авторы: учащиеся 3 класса
Защищает: Шадрина Надежда
Руководитель:
Пашина Ирина Павловна,
учитель начальных классов
МОБУ Кутеремская СОШ

















Апрель, 2017 год




Содержание

I. Введение с. 3

II. Основная часть

2.1. Список необычных, непонятных и незнакомых нам названий животных, которые встретились при чтении рассказа
«Случай с Евсейкой»с.4

2.2. Знакомьтесь – это рак, обитающий в море, но без клешней
- лангуст!................................................................................................с.5

2.3. Яркие красивые цветы в море – морские анемоны -
это актинии!.........................................................................................с.6

2.4. Морские лилии – это цветы или животные?!..............................с.7

2.5. А морские огурцы растут в море? А они съедобные?...................с.8

2.6. Какие они сепии?..............................................................................с.9

2.7. Чем опасен португальский военный кораблик?..............................с.10

III. Заключение.. с. 11

IV. Приложение. с. 12 - 17

V. Список литературы. с. 18


















Введение
На уроке литературного чтения мы приступили к изучению еще одного раздела, который называется «Были-небылицы». Открыл этот раздел интересный, фантастический рассказ замечательного писателя Максима Горького «Случай с Евсейкой».
История, рассказанная Горьким, так захватила наш класс, что мы на одном дыхании прочитали его и заметили, что она больше похожа на сказку, а точнее на фантастический рассказ. И сразу сделали вывод о том, почему это произведение поместили именно в раздел «Были-небылицы». Перечитывая эту историю, которая произошла с маленьким мальчиком Евсейкой, мы обнаружили много странных и незнакомых нам названий. Эти интересные названия заставили нас снова задуматься. Нам пришлось еще раз внимательно прочитать рассказ вслух и, обнаруживая непонятные слова-названия, подчеркивать их, а потом составить список. Их оказалось достаточно много. И вот тогда мы решили, что нам необходимо выяснить, кто это такие и существуют ли они на самом деле. Ведь это все-таки фантастическая история!
Вместе с учителем мы выдвинули гипотезу, предположили, что названные в рассказе Горького организмы (мы так решили, потому что автор показывает их живыми) – во-первых, морские животные и, во-вторых, они обитают на самом деле в бескрайнем морском просторе.
Приступили к исследовательской работе. Была проведена большая работа по поиску и сбору материалов по данной теме:
чтение энциклопедий и справочников, поиск информации о среде обитания и образе жизни, подбор интересных фактов из жизни этих животных;
подбор фотоматериалов в сети «Интернет»;
беседы с учителем, родителями.

Использованы соответствующие методы исследования:
1. Подбор и анализ литературы.
2. Беседа.

Цель: изучить незнакомые названия живых организмов и доказать, что все они - животные, обитающие в водах мирового океана, а точнее в море.

Задачи:
Выяснить, существуют ли они на самом деле и кто они такие – животные или растения.
Узнать, какие они и к каким классам и группам морских животных относятся.

В ходе работы у ребят возникало много вопросов, ответы на которые были найдены и переработаны. Мы нашли очень много интересных и любопытных фактов из жизни морских животных, про существование которых мы даже и не знали. Собрав много сведений, фотографий, статей, размещенных в детских иллюстрированных энциклопедиях, подобрав фотоматериалы в сети «Интернет», мы провели увлекательный, интегрированный урок по литературе и окружающему миру, на котором делились своими знаниями и впечатлениями, полученными в ходе исследования. Хотим поделиться собранной информацией со всеми присутствующими. Думаю, и вам тоже будет интересно узнать про тайны морских глубин, а самое главное понять, что изучать мир вокруг нас – увлекательное занятие, особенно, когда ты погружаешься в него через страницы книг и энциклопедий. Ведь можно еще так много узнать!!!

II. Основная часть.

2.1. Список необычных, непонятных и незнакомых нам названий животных, которые встретились при чтении рассказа «Случай с Евсейкой».

В рассказе так и говорится: «Собралось разных морских жителей – числа нет!». Вот список тех организмов, которые были перечислены в рассказе:
Алая морская звезда.
Усатые лангусты.
Краб.
Актинии.
Морские лилии.
Морская черепаха.
Рак-отшельник.
Голотурия.
Сепия.
Сифонофоры.
Креветки.
Маленькие рачки.
Мы внимательно изучили список и разделили его на две группы:

ЗНАКОМЫЕ

Алая морская звезда.
Краб.
Креветки.
Морская черепаха.
Рак-отшельник.
Рачки.
НЕИЗВЕСТНЫЕ

Лангусты.
Актинии.
Морские лилии.
Голотурии.
Сепии.
Сифонофоры.

К первой группе мы отнесли морских животных, о которых мы имели хоть какое-нибудь представление, или же хорошо их представляли, знали, как они выглядят.
Ко второй группе отнесли животных, о которых вообще ничего, никогда не слышали и даже не могли точно сказать, существуют ли они на самом деле. Ведь можно было предположить, что это выдуманные существа из страны воображений и фантазии Максима Горького.
Но внимательно изучив вторую группу организмов, мы выяснили следующее.



2.2. Знакомьтесь – это рак, обитающий в море, но без клешней - лангуст!





Лангусты – десятиногие длиннохвостые раки, обитающие в Тихом океане. В отличие от омаров ( крупных морских раков, похожих на речных, но достигающих веса 20 кг), лишены клешней, встречаются на мелководьях в тропических и субтропических теплых морях. Ведут донный образ жизни, прячась среди камней, кораллов и в зарослях растений. Длина тела – 60 см., а его вес составляет 3-5 кг. Окрас тела варьируется от ярко-красного до светло-серого и зависит от возраста панциря. Длинные, покрытые острыми шипами усы-антенны служат им не только органами осязания, но и средством защиты. Лангусты живут большими колониями, некоторым их видам свойственны сезонные миграции. При этом они движутся по дну длинными колоннами, каждый лангуст касается усами брюшка впереди идущего.
Лангуст является ценным промысловым объектом, мясо его считается деликатесом.




2.3. Яркие красивые цветы в море – морские анемоны - это актинии!





Актинии, или морские анемоны, относятся к коралловым организмам, это более крупные донные полипы (крохотные хищные животные), лишенные известковых скелетов. Живут, прикрепляясь к твердым поверхностям – морскому дну, кораллам или подводным скалам. Актинии многочисленны и разнообразны, встречаются почти во всех морях, обитают на прибрежном мелководье, редко на большей глубине. Часто актинии селятся на раковинах раков-отшельников. С наступлением прилива актинии расправляют свои усеянные стрекающими клетками щупальца и ловят мелкую добычу. Их яд убивает мелкие организмы, а у крупных животных вызывает сильные ожоги. Когда при отливе прибрежные камни обнажаются, актинии втягивают щупальца и становятся похожими на комочки розоватого студня.




2.4. Морские лилии – это цветы или животные?!






Морские лилии – самый древний класс иглокожих. Длина стебля современных видов сидячих морских лилий достигает 75-90 см, а ископаемые их представители были настоящими гигантами длиной до 21 м. Они живут на очень больших глубинах, иногда ниже 9000 м.
Тело морских лилий имеет вид чашечки, от которой отходят лучи-щупальца. Стебель и лучи обладают большой подвижностью и гибкостью. С помощью лучей, снабженных липкими выростами, морские лилии вылавливают из воды частицы пищи. Стебельчатые лилии напоминают причудливые цветы и ведут прикрепленный образ жизни. Они прицепляются многочисленными выростами-циррами с коготками на концах, могут медленно ползать или отрываться и, взмахивая лучами, проплывать небольшие расстояния. Морская лилия – это не цветок, а животное.



2.5. А морские огурцы растут в море? А они съедобные?







Голоту
·рии, или морские кубышки, или морские огурцы  ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Holothuroidea)  класс беспозвоночных животных типа [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Внешне чаще всего похожи на удлиненный мешок. Ряд голотурий относятся к промысловым видам, а их мясо считается целебным. Виды, употребляемые в пищу, носят общее название «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]».
От прочих [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] голотурии отличаются продолговатой, червеобразной, реже шаровидной формой. Тело у голотурии на ощупь кожистое, обычно шершавое и морщинистое. На одном конце тела расположен рот. Рот окружён венчиком из 1030 щупалец, служащих для захвата пищи.
В отличие от остальных иглокожих голотурии на дне лежат «на боку» или медленно ползут по нему с помощью ножек. Большинство голотурий имеют чёрную, коричневую или зеленоватую окраску. Длина тела варьирует от 3 см до 12 метров, хотя один вид (Synapta maculata) достигает 5 м.




2.6. Какие они сепии?




Каракатица, или сепия – головоногий моллюск, который поможет разнообразить ваш рацион и обеспечит организм несметным количеством полезных веществ. Эти удивительные существа могут менять цвет в зависимости от окружающих условий, поэтому их прозвали «морскими хамелеонами». На каждую ситуацию у каракатиц припасен особенный узор на коже: для маскировки от хищников – один, для общения с сородичами – совершенно другой.  Каракатицы в момент опасности выпрыскивают в воду чернила, чтобы сбить хищников с толку. 
Из жидкости чернильного мешка готовят коричневую краску, именуемую [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Экипаж судна [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] некоторое время вел записи в судовом журнале с помощью чернил, добытых из каракатицы. «Небольшие каракатицы практически каждую ночь оказывались на палубе. Когда каракатицу разрезали, она превращалась в готовую к использованию чернильницу. А чернила из каракатицы оказались очень хорошего качества. Они были похожи на тушь, которой пользуются художники»,  рассказывал в документальном фильме об экспедиции из Перу в Полинезию путешественник Тур Хейердал.







2.7. Чем опасен португальский военный кораблик?





Сифонофоры  ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Siphonophorae, Siphonophora)  отряд [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] из класса [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Известно около 160 видов, обитающих преимущественно в тропических морях. К сифонофорам относится ряд ядовитых форм, смертельно опасных для человека, например, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (Physalia physalis) или физалия. Живет в теплых морях. Это удивительное животное – колония отдельных кишечнополостных организмов, причем организмы эти очень отличаются друг от друга, потому что каждый из них выполняет свои функции. Вершину физалии составляет ярко окрашенный пневматофор – видоизмененная медуза в форме наполненного воздухом пузыря. Над ним возвышается изогнутый гребень – это парусное вооружение кораблика, а под ним - группами располагаются полипы, ответственные за питание, размножение и защиту всей колонии. Защищают весь кораблик арканчики – длинные щупальца, вооруженные стрекательными клетками. От прикосновения с физалией пловец может получить сильнейший ожог и даже утонуть.




Заключение
Мы продели большую и интересную работу. Рассказали вам лишь о немногих обитателях подводного мира, в котором оказался герой рассказа Горького Евсейка. Это лишь маленькая часть скрытого от нас, еще совсем мало изученного мирового океана. Столько много всего интересного и загадочного, опасного и причудливого таится в водных просторах! Наша гипотеза подтвердилась, оказалось, что все эти организмы - животные, обитающие в морской воде. О каждом из них мы узнали много интересных и любопытных фактов. А для ребят начальной школы мы выпустили книжку-раскладушку с интересными фактами и фотографиями малоизвестных морских обитателей. И самое главное мы еще раз убедились, как богат и разнообразен, как прекрасен и красив подводный мир нашей планеты. А чтобы жизнь в подводном царстве оставалось такой же прекрасной, её необходимо беречь. И это зависит от человека.

Касайся только взглядом, только вздохом, любуйся, береги и преумножай красоту, созданную самой природой!
























Приложение

Выставка изученной литературы





Фотогалерея изученных морских животных






















Список литературы

Подводный мир. – Ростов-на-Дону: Издательский дом «Проф-Пресс», 2014. – 96 с., цв. ил. (серия «Хочу все знать»).
Животные. Иллюстрированная энциклопедия. 1000 интересных фактов. – Харьков: Издательство Книжный Клуб «Клуб семейного досуга», 2013.
Володина Е.В., Малофеева Н.Н., Травина И.В. Живая природа./Науч.-поп. Издание для детей. – М.: ЗАО «Росмэн-Пресс», 2008. – 96с. – (Детская энциклопедия Росмэн).
Травина И.В. Подводный мир.- М.:Росмэн, 2015. – 96 с.: ил. – (Детская энциклопедия Росмэн).
Жизнь на земле. Большая энциклопедия знаний/пер.с англ. В.В. Свечникова и О.И. Чибисовой. – М.: ЗАО «Росмэн-Пресс», 2008.
Сахарнов С.В. В мире дельфина и осьминога. Рассказы о морских животных. – М.: Издательство «Малыш», 1987.
Я познаю мир: Животные: Дет. Энцикопедия/Авт. Сост. П.Р.Ляхов. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002.
Энциклопедия в загадках. Мир Животных – 2. Интерактивная программа для компьютера.
Детская электронная энциклопедия: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Детская энциклопедия: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Иллюстрации: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
























































13 PAGE \* MERGEFORMAT 14515