Презентация +конспект урока по литературному чтению на тему: Русская народная сказка: Кот и лиса


Тема раздела: «И КОТ УЧЁНЫЙ СВОИ МНЕ СКАЗКИ ГОВОРИЛ…»
Тема: «Русская сказка: «Кот и лиса»
Цели:
• развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
• развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
• развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).

Этапы урока Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания учебных успехов)
Ι. ОргмоментАктуализация знаний.
2 2
Тихо, тихо сядем рядом
Сказка, сказка входит в дом.
В удивительном наряде,
В разноцветном, расписном.
И раздвинутся вдруг стены,
Вся земля видна вокруг.
Плещут волны речкой пенной
Чутко дремлют лес и луг
Вдоль бегут степные тропки
Тают в дымке голубой,
Это сказка нас торопит
И зовет всех за собой.
О чем мы сегодня будем говорить на уроке? (о сказке)
Девиз урока: в книге ищи не буквы, а смысл
Сегодня кот ученый предлагает нам на уроке совершить путешествие по ленте времени и изучить следующие вопросы: Слайд 1
1.Что такое сказка?
2.Почему у сказки нет автора?
3.Какие сказки называются анималистическими?
4.Какова главная мысль сказки?
Речевая разминка Слайд 2
Проверка домашнего задания.
Беседа по теме «Что такое сказка?»
– Нам необходимо вспомнить, что мы с вами знаем о сказках.
– Для этого мы должны построить «Терем сказок». У нас имеются «волшебные кирпичики», каждый из которых что-то «сообщает» о сказках. Чтобы расположить «кирпичики» в правильном порядке, необходимо быть очень внимательным и правильно отвечать на вопросы.  Слайд 3
– Что такое сказка? (Занимательный рассказ о вымышленных и фантастических событиях Сказка – это жанр устного народного творчества.)
– Кто умело рассказывал сказки?
– Назовите виды сказок(бытовые, волшебные, богатырские, о животных)
Чтение отрывка из стихотворения Ю. Энтина "В мире сказок" (Слайд 4)
Согласны ли вы с Ю. Энтиным, что без сказок прожить нам нельзя?
Много в мире сказок грустных и смешных.Нам нельзя без света, нам нельзя без них.Пусть герои сказок дарят нам тепло,Пусть добро навеки побеждает зло!
– Действительно, сказки необходимы человеку. С раннего детства, мы, как зачарованные, погружаемся в мир сказок. Этот мир интересен, увлекателен, поэтичен. Каждая сказка неповторима и поучительна.
– Какая сказочная примета упоминается в стихотворении? Слайд 5
(Добро побеждает зло.)
Назовите известные нам сказочные приметы (зачин, троекратный повтор, волшебные герои, предметы, )Почему у сказки нет автора? (сообщение)
Они появились много веков назад, когда люди еще не умели читать и писать. Впервые сказки были записаны в 16 веке, а собирать и изучать их начали только в 19 веке.
Оказалось, что очень многие сказки, рассказанные в разных местах, похожи друг на друга. Более того, когда стали сравнивать сказки разных стран и народов, оказалось, что и они похожи.
Но здесь нет никакой тайны. Просто главная тема сказок – это борьба добра со злом. Сказки сочиняли простые люди, в них они выразили свою мечту, и оказалось, что слабый и бедный мог стать сильным и богатым, потому что он умен, добр и справедлив.
Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
3. Ориентироваться на развороте учебника.
4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
II. Развитие умений.
2 4 2 2 3 3
Давайте знакомые  книжки откроем                                                                         
И снова пойдём  от страницы к странице:                                                       
 Всегда ведь приятно с любимым героем                                                                     
  Опять повстречаться, сильней подружиться.
1. Работа с текстом сказки до чтения.
– Как называется сказка? Слайд 6
Знаете ли вы какие-нибудь сказки, где главный герой кот?(дети загадывают загадки) Сказки просят: «А сейчас вы, друзья, узнайте нас!» (игра)  
Какой он в сказках? (Защитник, спаситель, иногда хитрец…) А лиса? (хитрая, обманщица, льстивая)
А как вы думаете, в этой сказке наши герои будут такими же? (прогнозирование) – проблемный вопрос!!!
Прочитаем сказку и проверим свои предположения. По ходу работы над сказкой будем заполнять опорный конспект на доске. На доске висят таблички:
автор и его произведение
вид сказки
герои сказки
язык сказки
композиция сказки
Еще не читая сказки, что мы уже можем заполнить на доске? (Автор и его произведение. Вывешиваем слово «народная»).Работа с листами достижений
2. Работа с текстом во время чтения.
1. Первичное чтение.
Часть 1 читают вслух учащиеся
Вопросы после чтения:
– Что узнали про кота, какой он? (Шкодливый, находчивый, хитрый – такой не пропадёт!) И зовут его теперь… (Котофей Иванович.) Сравните со старинными русскими именами: Тимофей, Еремей. Такие имена сейчас редко встречаются, значит, сказке этой много лет.
– Как вы думаете, будут лесные жители кота уважать и бояться?
– Какой эпизод проиллюстрировал художник? Прочитайте эти строчки
Работа в группе: дети работают со словарем(бурмистр-староста, управляющий, потчевать-кормить, угощать, али-или, величать-звать)
Часть 2-ю дети читают самостоятельно про себя.
Вопросы после чтения 2-й части:
– Что придумала лиса и зачем?
– Что можно сказать о лисе, какая она? (Верная жена, хлопотливая хозяйка, находчивая, хитрая, изобретательная.)
– Вы обратили внимание на язык сказки? Что заметили? (Много устаревших слов.) Слайд 7 Я называю современные слова, а вы – их устаревшие синонимы: если (коли), союз «и» (да), иди (ступай), спрячься (схоронись), принести (принесть).Работа с листами достижений в группе
– Как вы думаете, догадаются волк и медведь, что Котофей Иванович – обыкновенный кот?
Вопросы после чтения 3-й части:
– Как же кот напугал волка и медведя?
– Кто оказался смелее – волк, медведь или заяц? (Получается, что заяц.)
– Попробуем поработать с устаревшими словами наоборот: дожидаю – жду, ступай – иди, схорони – спрячь. Работа с листами достижений в группе
3. Обобщающая беседа.
а) – Назовите имена героев. Почему их так зовут? (Лизавета Ивановна – созвучно со словом «лиса» и т.д.)
б) – О характерах кота и лисы мы уже говорили. А какие в сказке волк и медведь? (Уважают власть, доверчивые, трусливые,неуклюжие)
в) – Почему кот оказался победителем, ведь он испугался волка? (в сказках народ выражал свои мечты о лучшей жизни, в трудных ситуациях нужно уметь находить выход, проявлять такие качества как сообразительность, находчивость)
г) – Кто в сказке хитрее всех? (Лиса, она всё придумала, хотела, чтобы её мужа уважали и боялись, да заодно и еды на зиму запасла!)
Можно ли назвать её волшебной? (нет, т.к. нет волшебного помощника или волшебных предметов) К какому виду сказок она относится? (о животных, т.к. герои – животные)     Сказки о животных называются анималистическими Работа с листами достижений
Какая пословица подходит к сказке ”Кот и лиса”? Объясните.
У страха глаза велики. Утро вечера мудренее Работа в паре
Как бы вы сформулировали главную мысль сказки? (Побеждают не силой, а умом, находчивостью, хитростью.)
Что такое сказка? Слайд 8
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Проговаривать последовательность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.
4. Учиться работать по предложенному учителем плану.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать и пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
ΙΙΙ. Итог. – Рефлексия:
Сегодня на уроке я узнал…
Было интересно,
Было трудно…
Заставило задуматься
Так чему нас учат сказки?
Ученик читает:
Сказка учит нас дружить,
Верным быть и честно жить
Пусть живут герои сказок в мире детском озорном
Чаще пусть волшебники к нам заглядывают в дом.
– Как бы вы оценили свою работу на уроке?(Зеленая звездочка-отлично, желтая-были затруднения, хорошо, оранжевая –удовлетворительно, красная- ничего не понял)
ΙV. Домашнее задание. Сочинить свою сказку о коте и лисе , пересказ сказки Исследование сказки по теме: «И кот учёный свои мне сказки говорит…»
Автор Название
произведения Вид сказки Герои сказки Язык сказки Композиция
сказки
Исследование сказки по теме: «И кот учёный свои мне сказки говорит…»
Автор Название
произведения Вид сказки Герои сказки Язык сказки Композиция
сказки
коли-
да-
ступай -
схоронись-
принесть-
бурмистр
об земьпускай
шмякнетсядожидаю –
ступай –
коли-
да-
ступай -
схоронись-
принесть-
бурмистр
об земьпускай
шмякнетсядожидаю –
ступай –
У страха глаза велики.  Утро вечера мудренее
У страха глаза велики.  Утро вечера мудренее
Сказки просят: «А сейчас, отгадайте нас»
р.н.с. «Лиса и волк»
Послушав лисьего совета,
Сидел на речке до рассвета.
Рыбешки, правда, не поймал,
Лишь хвост бедняга потерял.
Р.н.с.«Кот, петух и лиса»
Эта рыжая плутовка
Обманула меня ловко.
Хвать – и кинула в мешок.
Хорошо, что спас дружок.
Р.н.с.«Лиса и журавль
Просит журавля лисица:
«Дай глоток воды напиться!»
Журавель слыл хитрецом,
С узким дал кувшин концом.
Не пролез лисицын нос.
С тем пришлось закрыть вопрос.
День, другой уж пролетел,
Журавель пить захотел.
Из чего кума-лисица
Журавлю дала напиться?
Ш.Перро «Кот в сапогах»
На королевской дочери
Хозяина женил
Тот кот, что людоеда,
Как мышку, проглотил.  
«Кот, петух и лиса»
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шёлкова бородушка,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку.
Р.н.сказка «Заюшкина избушка»
Свой дом зимою, в холода
Она слепила изо льда.
Но дом стоял прекрасно в стужу,
Весной же превратился в лужу.
Дом лубяной построил Зайка.
Теперь, читатель, вспоминай-ка,
Кого прогнал Петух в леса?
Кто Зайца обманул? ...                    

Напуганные медведь и волки
Козел сорвался и упал прямо рогами на волка. А мурлыко знай свое кричит:
—  Держи  его,  лови его!
Тут на волков такой страх нашел, что со всех ног припустили бежать без оглядки. Так и ушли
Угадай-ка
1.Что такое сказка?
2.Почему у сказки нет автора?
3.Какие сказки называются анималистическими?4.Какова главная мысль сказки?
В книге ищи
не буквы, а смысл