Конспект урока русского языка для 3 класса По теме: «Разбор имени существительного по составу»


Конспект урока русского языка для 3 «В» класса
По теме: «Разбор имени существительного по составу»
Тема:«Разбор имени существительного по составу»
Класс: 3 «В»
Дата: 25.02.2016
Цель: обобщение и систематизация знаний обучающихся о морфемном составе слова.
Задачи:
Личностные:формирование уважительного отношения к родному языку, его красоте и многозначности.
Метапредметные:
Познавательные:формирование умениянаходить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи; устанавливать причинно - следственные связи в изучаемом круге явлений; делать выводы на основе обобщения знаний.
Регулятивные:формирование умения контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
Коммуникативные:формирование умения договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, в группе); учитывать другое мнение и позицию; участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения.
Предметные:закрепление умений устного и письменного разбора имён существительных по составу с опорой на смысловые связи слов (на основе словообразовательного анализа), соблюдение правильного порядка и графического оформления разбора по составу, умений подбирать слова к заданным схемам.
КУМО: учебник, электронная презентация, карточки с заданиями.
Этап Время Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД Методы, формы
Организационный этап 1 мин. -Ребята, посмотрите друг другу в глазки, улыбнитесь, мысленно пожелайте друг другу удач, успехов.
-Посмотрите на меня.
-Я вам желаю хорошего настроения и интересной работы на уроке.
Слушайте внимательно!
Объясняйте обстоятельно!
Ответить хотите- не шумите
А только руку поднимите! -Приветствуют учителя, садятся за свои рабочие места.
-Выполняют требования учителя. Регулятивные:
-саморегуляцияЛичностные:
-формирование уважительного отношения к себе и окружающим Фронтальная форма;
-словесный метод (декламация)
Введение в тему с формулированием цели урока 5 мин. -Ребята, сегодня на уроке нас ждёт большая интересная работа.
-Но для начала давайте откроем с вами тетради, запишем дату, «Классная работа».
-Итак, отступили две строки от домашней работы, сегодня у нас двадцать пятое февраля.
-Все записали?
-Молодцы.
-Ребята, сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие. А девизом нашим будет «Никто не знает так много, как все мы вместе».
-Давайте прочитаем девиз нашего урока хором.(слайд №1)
-Молодцы ребята.
-Ребята, обратите внимание на доску, на ней вы видите слова: корень, суффикс, окончание, приставка, основа.-Что это за слова?
-Вот беда, произошла путаница. Помогите всем частям слова найти свое место. Кто хочет навести порядок?
-Давайте проверим, что же у вас получилось, сверим с эталоном на слайде. (слайд №2)
-Молодцы, справились с заданием.
-Следующее задание. Подберите и напишите слово к схеме.
-Первый вариант подбирает и записывает слово к первой схеме: (слайд №3)
к

-Второй вариант придумывает слово ко второй схеме:
тель
-Давайте проверим, что же у вас получилось.
-Кто догадался, что мы сегодня будем делать на уроке?
-Послушайте загадку и узнайте, слова какой части речи мы будем разбирать по составу?
Все что существует, оно обозначает, На вопросы Кто? и Что? верно отвечает. А чтоб не обижался весь честный народ. Оно всегда имеет и число, и род.
-Что это за часть речи?
-Совершенно верно, ребята, кто - нибудь из вас может сформулировать тему сегодняшнего урока? (слайд №5)
-Следовательно, какова же цель сегодняшнего урока? Обратите внимание на три составляющие цели: (слайд №6)
1.Вспомнить….
2.Научиться….
-Ребята, что нам помогает действовать быстро, организованно и грамотно при разборе слов по составу? Значит 3 наша задача…?
3.Отработать….
-Молодцы, правильно, ребята. -Выполняют требования учителя, открывают тетради.
-Записывают дату и слова «Классная работа»
-Да.
-Внимательно слушают учителя.
-Читают хором девиз: «Никто не знает так много, как все мы вместе».
-Это части слова, морфемы.
-Да.
-Обучающиеся видят карточки на доске - схемы частей слова,
-Озвучивают варианты, сверяют с эталоном на слайде.
-
-Выполняют задание.
-Мы придумали такие слова как:
-Рыбка, головка, березка.
-Истребитель, мыслитель, водитель.
-Мы будем разбирать слова по составу.
-Имя существительное
-Тема сегодняшнего нашего урока: «Разбор имени существительного по составу»
-Мы должны вспомнить части слова.
-Мы должны научиться выполнять разбор имени существительного по составу.
-Алгоритм, план.
-Мы должны отработать алгоритм разбора имени существительного.
Личностные:
-действие смыслообразования
(интерес)
Познавательные:
-формирование умения производить простые логические действия (анализ, синтез)
Коммуникативные:
-формирование умения работать в группах;
-формирование умения объяснять свой выбор
Регулятивные:
-целеполаганиеГрупповая, индивид.форма;
-наглядный метод демонстрация слайдов, карточки с заданиями;
-метод графической проверки;
-метод   
подбора  
 примеров;   
-словесный метод (беседа по вопросам)
Словарная работа 4 мин. -Ребята, следующий этап - словарная работа. Давайтезапишем слово:
-Для того, чтобы узнать над каким новым словарным словом мы с вами будем сегодня работать, нам необходимо разгадать загадку, ответом, который будет словарное слово.
-Я вижу, что все уже готовы, для разгадывания загадки. Тогда давайте приступим.
Катя в отпуск собралась,
На юг, на дикий пляж.
Теперь ей нужно не спеша
Собрать весь свой.
-Совершенно верно, молодцы, это слово -Багаж.
-Ребята, а как вы думайте, какое лексическое значение имеет данное слово? Что оно может обозначать? Многозначное или однозначное это слово? (слайд №8)
-Молодцы, ребята, вы абсолютно правы.
-Ребята, давайте с вами подумаем, какие грамматические признаки характерны для слова багаж?
-Правильно, молодцы.
-Теперь, ребята, запишите слово багаж в тетрадях и обозначьте орфограмму. Не забывайте писать с красной строки.
-Ребята, какую орфограмму вы выделили?
-Молодцы, правильно.
-Теперь от слова багаж при помощи суффиксов образуйте другие имена существительные, другие части речи.
-Придумайте предложение, либо словосочетание со словом багаж.
-Ребята, какой багаж вы возьмете сегодня с собой в путешествие? -Внимательно слушают учителя.
-Отгадывают новое словарное слово (Багаж)
-Слово багаж имеет несколько лексических значений:
1.Вещи, груз пассажиров;
2.Запас знаний (перенос.)
-Так как слово багаж имеет два лексических значения, следовательно, это слово многозначное.
-Для слова багаж характерны следующие грамматические признаки: Багаж (что?) - сущ., неодуш., м.р., ед.ч.
-Выполняют требование учителя, записываю словарное слово, выделяют орфограмму (багаж).
-В слове багаж непроверяемая буква гласного звука -а- в корне слова.
-Багажник, багажное.
-Сдать в багаж, отправить багажом, ручной багаж.
-Сегодня в путешествие мы возьмем багаж знаний. Личностные:
-действие смыслообразования интерес, мотивация
-формирование желания выполнять учебные действия
Коммуникативные:
-формирование умения строить фразы
Познавательные:
-формирование умения производить простые логические действия (синтез) Фронтальная форма;
-словесный метод (беседа по вопросам);
-наглядный метод демонстрация слайдов;
-метод формировани правописных умений и навыков (орфографич. разбор)
Актуализация знаний 5 мин. -Ребята, я вам педлагаю поиграть в игру, которая называется «Разминка для ума»
-Все согласны немного поиграть?
-Замечательно.
-Сейчас я вам буду называть незаконченное предложение либо просто вопрос, ваша задача поднять руку и быстро ответить.
-При ответе на вопрос будьте внимательными.
-Всем понятно задание? Тогда, давайте начнем.
-Общая часть родственных слов называется…?
-Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов, называется…?
-Часть слова без окончания называется…?
-Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов, называется …?
-Молодцы, я рада, что вы смогли ответить на все вопросы.
-Ребята, а теперь особо мне бы хотелось поговорить с вами о суффиксах.
-Что такое суффикс?
-Правильно, молодцы.
-Какие суффиксы вам известны? Какое значение у этих суффиксов, на что они указывают? Приведите примеры.
-Зачем нужно уметь образовывать слова разными способами, определять состав слова?
-Ребята, а что помогает быстро и грамотно разбирать слова по составу?
-Молодцы, правильно. -Внимательно слушают учителя.
-Да.
Случают задание.
-Корнем.
-Приставка.
-Основой слова.
-Суффикс.
-Суффикс - это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
-оньк-, -еньк-, -ок-, ек-, ушк-, -юшк- (уменьшительно - ласкательное значение), березонька, доченька.
-их-, -иц-, -онок-, -ёнок-, -ат-, -ят- (значение - называют животных и их детенышей), котёнок, ослиха.
-тель- (значение - называют человека по его действиям или занятиям), водитель, строитель.
-ник- (значение - название людей по их занятиям - мельник, фокусник; название предметов по их назначению - чайник для чая; название мест, где растет что то определенное - малинник, осинник).
-Чтобы расширить свой словарный запас, уметь правильно определять место орфограммы в слове.
-Алгоритм. Личностные:
-действие смыслообразование интерес, мотивация
-формирование желания выполнять учебные действия
Коммуникативные:
-формирование умения отвечать на поставленный вопрос, аргументировать
Фронтальная работа;
-метод устной проверки знаний (устный опрос-метод   
подбора   
примеров
Физминутка2 мин. -Ребята, а теперь давайте отдохнем. Я вам буду показывать движения, а вы повторяйте за мной:
Сделаем сейчас зарядку,Организм свой зарядим.С ленью мы устроим схватку,Скуку разом победим.
Потянитесь вверх повыше –
Вы достать хотите крышу.
1, 2, 3 – корпус влево поверни,
И руками помотай, поясницу разминай.
Руки в стороны потянем
И на место снова сядем -Выполняют требования учителя. Регулятивные:
-саморегуляция-Фронтальная форма;
-словесный метод (декламация)
Развитие умений разбирать имена существительные по составу 10 мин. -Ребята, для того чтобы перейти к выполнению практических заданий я предлагаю вам повторить алгоритм действий при разборе слова по составу. Обратите внимание, на партах у вас есть карточки с алгоритмом действий. Ваша задача проверить, всё ли этапы выстроены в правильной последовательности. Если вы считаете, что всё правильно, тогда соглашаетесь с этим вариантом, если же вы думаете, что этапы перепутаны, то ниже на карточке проставьте цифры так, чтобы последовательность алгоритма действий была выстроена правильно. (слайд №9)
Карточка
1.Изменяю слово, выделяю окончание.
2.Подбираю однокоренные слова и выделяю корень.
3.Нахожу, обозначаю суффикс, определяю его значение.
4.Пишу слово.
5.Отделяю основу от окончания и выделяю основу.
6.Нахожу, обозначаю приставку.
7.Составляю с предложенным словом словосочетание.
8.Разбираю слово как часть речи.
-Ребята, я вижу, что вы закончили работу, давайте проверим, что у вас получилось.
-Все ли этапы разбора были выстроены в правильной последовательности?
-Тогда, я предлагаю вам по поднятой руке озвучить первый этап, второй и.т.д.
-Молодцы, ребята, вы очень хорошо справились с этим задание. Я надеюсь, что при разборе слова у вас не будет никаких проблем.
-Ребята, теперь я предлагаю вам открыть учебник на странице 51-ой, упр. 281.
-Пожалуйста, прочитайте задание.
-Спасибо.
-Ребята, давайте прочитаем предложенные слова. Кто бы хотел прочитать?
-Ребята, к какой части речи относят перечисленные слова?
-Правильно, все вышеперечисленные слова относятся к имени существительному.
-Ребята, а кто из вас догадался, по какому признаку можно сгруппировать слова? Что общего у всех этих слов?
-Какие общие значения суффиксов можно выделить из предложенных слов?
-Совершенно верно, теперь ребята я вам предлагаю разбиться на три группы. Первая группа выписывает только те слова, у которых значение суффикса указывает на род деятельности. Вторая группа выписывает только те слова, у которых суффикс указывает на уменьшительно ласкательное значение. Третья группы выписывает только те слова, у которых суффикс указывает на название животных, детенышей животных, птиц. (слайд №10)
-Выписывая слова, не забывайте выделять суффиксы.
-Молодцы.
-Ребята, объясните, почему в одной группе оказались слова с разными суффиксами.
-Можно ли суффиксы с одинаковым значением назвать одинаковыми?
-Молодцы, ребята.
-Теперь я предлагаю каждой из групп разобрать по одному существительному.
-Для первой группы это слово мельник.
-Для второй группы это слово изюмчик.
-Для третьей группы это слово соколенок.
-Ребята, я вижу, что вы уже все закончили, давайте проверим, что же у вас получилось. Для этого выберите представителя от каждой группы. Задача остальных групп- внимательно слушать и исправить ошибки в случае их возникновения.
-Пожалуйста, первая группа.
-Пожалуйста, вторая группа.
-Пожалуйста, третья группа.
-Молодцы, ребята, вы очень хорошо справились заданием. -Внимательно слушают задание учителя.
-Нет, не все, этапы были перепутаны.
-Алгоритм выполнения разбора слова по составу:
1.Пишу слово.
2.Изменяю слово, выделяю окончание.
3.Отделяю основу от окончания и выделяю основу.
4.Подбираю однокоренные слова и выделяю корень.
5.Нахожу, обозначаю суффикс, определяю его значение.
6.Нахожу, обозначаю приставку
-Выполняют требования учителя.
-Читают задание. Прочитай слова. В какие группы их можно объединить? Спиши слова группами выдели суффиксы.
-Истребитель, кисонька, чемоданчик, пчельник, Танечка, галчонок, мыслитель, воробьиха, изюмчик, читатель, нолик, рябинушка, крестик, соколёнок, кукушата, Серёженька, козлята, мельник.-Имя существительное.
-Общее то, что у всех этих слов есть суффикс. Сгруппировать слова можно по общему значению суффиксов.
-Род деятельности; уменьшительно-ласкательное значение; животные/детёныши животных/птиц.
-Первая группа:Истребитель, мыслитель, читатель; пчельник, мельник.
-Вторая группа: Лисонька, чемоданчик, Танечка, изюмчик, нолик, рябинушка, крестик, Серёженька.
-Третья группа:Галчонок, соколёнок, кукушата, козлята, воробьиха.
-Эти суффиксы имеют одинаковое значение.
-Нет, у них разное написание, буквенный состав.
-Первая группа:
1.мельник
2.нулевое окончание
3.основа-мельник
4.корень-мель-мельница, измельчать, мелить.
5.суффикс-ник-указывает на вид деятельности.
-Вторая группа:
1.изюмчик
2.нулевое окончание
3.основа-изюмчик
4.корень-изюм-изюмный, изюминка, изюм.
5.суффикс-чик-имееет уменьшительно-ласкательное значение
-Третья группа:
1.соколенок
2.нулевое окончание
3.основа-соколенок
4.корень-сокол-сокол,сокольничий.
5.суффикс-енок-указывает на название животного детеныша.
Познавательные:
-формирование умения производить простые логические действия (анализ, синтез, обобщение)
Коммуникативные:
-формирование умения работать в группах
-формирование умения отвечать на вопрос, аргументировать
Регулятивные:
-планирование Групповая, парная работа;
-наглядный метод демонстрация слайдов, карточки с заданиями;
-метод формиров.
учебно - позн. умений (нахождение изучаемого языкового явления)
-метод классификац.;
-метод программир. контроля (алгоритм)
Самостоятельная работа 9 мин. -Ребята, перед вами на парте лежит карточка с заданием для самостоятельной работы.
Все увидели?
-Давайте прочитаем, что необходимо сделать.
-Хорошо, спасибо.
-Всем понятно задание? Всем понятно, что нужно делать?
-Если всем все понятно, то можете приступать к выполнению задания. Хочется сказать о то, что первый человек выполнивший задание, имеет возможность получить отметку.
-Я вижу, что некоторые из вас уже закончили работу, пожалуйста, кто хотел бы получить отметку, выходите к доске.
-Задача остальных- внимательно слушать, проверять свою работу, при необходимости (в случае ошибки) поправлять отвечающего у доски.
-Какое было задание?
-Удалось ли тебе выполнить задание?
-Ты сделал всё правильно или были недочёты?
-Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
-Какую отметку ты бы поставил себе?
-Молодец, спасибо.
-Ребята, у всех ли так как у ….?
-Есть ли у кого-нибудь ошибки?
-Над чем стоит еще поработать? -Внимательно слушают учителя.
-Да.
-Читают задание.
1.Прочитай. Подумай, кого называют грибниками.
Грибы — народ дружный. По одному да по два редко живут, а всё больше семейкамида стайками. Недаром грибники говорят: где один грибок, там и весь кузовок. (По А. Васильевой)
2.Найди в тексте однокоренные слова. Выпиши их, выдели корень.
3.Произведи разбор имен существительных по составу.
-Да.
-Выполняют задание для самостоятельной работы.
-Ученик желающий получить отметку, выходит к доске.
-Читает задание.
-1.Прочитай.
- Кругом пышно рос малинник. Сочные душистые ягодки малины быстро заполняли кузовок. Послышался шум. Около кустов шла медведица с медвежатами.
-2.Найди в тексте однокоренные слова. Выпиши их, выдели корень.
-Однокоренные слова: малинник, малины, медведица, медвежата
-3.Произведи разбор имен существительных по составу.
Грибы
-Отвечает на вопросы учителя.
-Обучающиеся отвечают на вопросы учителя. Познавательные:
-формирование умения учащихся производить простые логические действия (анализ)
Регулятивные:
-оценка, самопроверка Индивид. работа;
-метод формиров.
учебно - позн. умений (нахождение изучаемого языкового явления)
-словесный метод (беседа по вопросам);
-метод программир. контроля (алгоритм)
Рефлексия 3 мин. -Ребята, давайте подведем итоги урока.
-Вспомните учебные задачи, которые вы сформулировали в начале урока. Как вы считаете, наш урок достиг цели?
-Чему учились на уроке?
-Что было труднее всего? Легче всего?
-Было ли интересно? Когда?
- Где будете применять полученные знания?
- Кому сегодня сопутствовал успех? -Отвечают на вопросы учителя, аргументируют. Коммуникативные:
-формирование умения учебного сотрудничества с учителем;
-формирование умения объяснять свой выбор
-Регулятивные:
-оценка Фронтальная форма;
-словесный метод (диалог)
Домашнее задание 1 мин. -Ребята, откройте дневники, запишите домашнее задание.
-Упр. 5, с. 57. -Внимательно слушают учителя, записывают домашнюю работу. Фронтальная форма;
-словесный метод (декламация)