Рабочая программа по русскому языку Образовательная система Школа2100


Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с:
- федеральным государственным образовательным стандартом;
- требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования МОУ «Усть-Наринзорская ООШ»;
- примерной программой по русскому языку авторов: Р.Н. Бунеев, Е.В., Бунеева образовательной системы «Школа 2100».
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды - отечественного языка» (К. Д. Ушинский).
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
- формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
В результате достижения данных целей реализуются следующие задачи:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемики (состав слова), морфологии и синтаксисе;
- формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
II. Общая характеристика учебного предмета.
Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).
Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача - приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.
Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.
Послебукварный (заключительный) - повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения.
Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.
После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
- система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
- орфография и пунктуация;
- развитие речи.
Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение литературного чтения в учебном плане МОУ «Усть-Наринзорская ООШ» отводится по 4 часа в неделю (всего 540 часов), в 1 классе - 132 часа, во 2, 3, 4классах по 136 часов.
IV.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета. В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности русского языка:
- ценность добра - осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой);
- ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры;
- ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы;
- ценность красоты и гармонии - осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
- ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности;
- ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам;
- ценность труда и творчества - осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству;
- ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу;
- ценность человечества - осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Русский язык».
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных и метапредметных результатов.
Личностные результаты.
У выпускника будут сформированы:
- интерес к изучению языка;
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи.
Выпускник получит возможность для формирования:
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.
Выпускник получит возможность научиться:
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных универсальных действий служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками.
Выпускник получит возможность научиться:
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
Средством развития познавательных универсальных учебных действий служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
Выпускник получит возможность научиться:
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
VI. Содержание программы и планируемые результаты.
№ Наименование раздела Кол-во часов Элементы содержания Планируемые предметные результаты Примечания
1 Обучение
грамоте 207 Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости—мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста. Овладение первичными навыками клавиатурного письма. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
• раздельное написание слов;
• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
• перенос слов по слогам без стечения согласных;
• знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений. Выпускник научится:
•осмысленно, правильно читать по слогам с переходом к чтению целыми словами;
•отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
•подробно пересказывать текст;
•составлять устный рассказ по картинке;
• называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); • не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;
• определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука);
• обозначать мягкость согласных звуков на письме;
• определять количество букв и звуков в слове;
• писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях.
Выпускник получит возможность научиться:
• ставить пунктуационные знаки конца предложения;
• списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;
• находить корень в группе доступных однокоренных слов.
Языковая пропедевтика:
Фонетика–звук в сопоставлении с буквой; звуки гласные и согласные; гласные звуки: ударные и безударные; слог; слогообразующая роль гласных звуков; ударение: ударный и безударный слог; согласные звуки: звонкие и глухие; согласные твёрдые и мягкие; парные и непарные обозначения мягкости согласных на письме (с помощью ь, букв е, ё, ю, я, и); ь и ъ разделительные; наблюдение над случаями несоответствия написания и произношения (буквосочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу).
Лексика– лексическое значение слова; наблюдение над многозначностью слова и над сочетаемостью слов в русском языке; тренировка в правильном словоупотреблении.
Морфемика – первоначальное представление о составе слова: о корне, приставке, суффиксе (без введения понятий), об однокоренных словах; графическое обозначение частей слова (кроме окончания).
Морфология –предварительное знакомство с частями речи без введения понятий: слова-названия, которые отвечают на вопросы кто? что?; слова, которые отвечают на вопросы какой? (какой предмет?) что делает? как? (как делает?); наблюдение за ролью в речи местоимений он, она, оно, они; за словами в единственном и множественном числе (называют один предмет – много предметов); знакомство с ролью предлогов, различие предлогов и приставок.
Синтаксис и пунктуация–сведения о предложении (предложение состоит из слов, слова связаны по смыслу, предложение – законченная мысль); об интонации повествовательной, вопросительной, восклицательной и её коммуникативной значимости; знакомство с точкой, восклицательным знаком, вопросительным знаком и многоточием в конце предложения.
Орфография–написание заглавной буквы в начале предложения; в именах и фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу
Работа с текстом.
Формирование типа правильной читательской деятельности – системы приёмов понимания текста. Русский язык
1 Содержательная линия «Система языка»
Фонетика и графика
Звуки речи (гласные – ударные и безударные) согласные (звонкие и глухие, парные и непарные; твёрдые и мягкие, парные и непарные), слог, ударение. Звуко-буквенный анализ слов. Обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме. Разделительные ь и ъ знаки.
Алфавит. Знание букв в алфавитном порядке, умение правильно называть буквы. Практическая значимость знания алфавита.
Знакомство с явлением чередования согласных звуков в корнях
слов (снег – снежок). Выпускник научится:
• различать звуки и буквы;
• характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарныетвердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные
звонкие и глухие);
• знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной
информации.
Выпускник получит возможность научиться:
• проводить фонетико-графический (звуко-буквенный)
разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике
алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звуко-буквенного) разбора слов. 2 Состав слова (морфемика) Части слова. Корень (определение), однокоренные слова (определение).
Суффикс (определение). Суффиксы ок, ик, ушк, юшк, онок, ёнок,ат, ят, тель, ищ, их значения. Умение видеть эти суффиксы в словах, образовывать слова с данными суффиксами (на материале существительных мужского рода с нулевым окончанием).
Знакомство с суффиксами –к-, -оньк-, -оват-,-еват- -ишк-, -ышк-, их значением; образование слов с помощью этих суффиксов.
Приставка (определение). Образование слов с приставками (на материале глаголов движения типа летел, полетел, улетел, прилетел и т.п.), наблюдение над ролью приставки в слове. Разграничение приставок и предлогов с, на, за, до, по, про, от и т.п.Окончание (определение). Роль окончания в слове, в предложении.
Основа слова (определение).
Образование имён существительных и имён прилагательных с помощью суффиксов и приставок; глаголов с помощью приставок.
Удвоенные буквы согласных на стыке корня и суффикса (длина – длинный, сон – сонный).
Знакомство со сложными словами. Выпускник научится:
• различать изменяемые и неизменяемые слова;
• различать родственные (однокоренные) слова и формы
слова;
• находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами
окончание, корень, приставку, суффикс.
Выпускник получит возможность научиться:
• разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом; оценивать правильность проведения разбора слова по составу. 3 Лексика Лексическое значение слова, многозначные слова, прямое и переносное значение слова (без введения специальной терминологии).
Особенности словоупотребления, сочетаемости слов. Нахождение в тексте слов со сходным значением, с противоположным значением.
Составление предложений, в которых чётко проявляется каждое из значений слова. Наблюдение над явлением синонимии, осмысление роли этого явления в речи. Самостоятельный подбор 1–2 синонимов к данному слову. Наблюдение над особенностями употребления синонимов в речи. Практическое знакомство с антонимами (на примере имён прилагательных).
Наблюдение за лексическим значением, многозначностью, синонимией и антонимией слов разных частей речи. Выпускник научится:
• выявлять слова, значение которых требует уточнения;
• определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
Выпускник получит возможность научиться:
• подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
• подбирать антонимы для точной характеристики
предметов при их сравнении;
• различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
• оценивать уместность использования слов в тексте;
• выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи. 4 Морфология Понятие об имени существительном.
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Род, число, падеж имён существительных. Образование имён существительных с помощью суффиксов.
Имя существительное в роли подлежащего, в роли второстепенных членов предложения.
Падеж имён существительных. Три склонения имён существительных. Наблюдение над ролью имён существительных в речи.
Понятие о местоимении. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Наблюдение за ролью местоимений в речи. Редактирование: замена в тексте повторяющихся существительных личными местоимениями и наоборот.
Понятие об имени прилагательном. Изменение имён прилагательных по родам и числам, связь с именами существительными.
Правописание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. Суффиксы имён прилагательных –н-, -еньк-,
-оват,- еват-.Наблюдение над ролью имён прилагательных в тексте. Тематические группы имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам. Имена прилагательные в роли второстепенных членов предложения.
Понятие о глаголе. Настоящее, прошедшее и будущее время глагола. Изменение глаголов по временам. Суффикс –л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов по числам. Глагол в роли сказуемого в предложении. Лицо глаголов. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Различение глаголов 1-го и 2-го спряжения по неопределенной форме.
Значение наречия. Употребление в речи.
Слова, к которым нельзя задать вопрос (предлоги; слова, выражающие чувства, но не называющие их – без введения понятия «междометие»). Выпускник научится:
• определять грамматические признаки имен существительных — род, число, падеж, склонение;
• определять грамматические признаки имен прилагательных — род, число, падеж;
• определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.
Выпускник получит возможность научиться:
• проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения
морфологического разбора;
• находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и
личными местоимениями, к которым они относятся, союзы
и, а, но, частицу не при глаголах. 5 Синтаксис Признаки предложения, оформление предложения на письме.
Отличие текста от набора предложений, записанных как текст.
Признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, произносится с повествовательной, вопросительной или восклицательной интонацией; слова в предложении связаны по смыслу). Умение членить сплошной текст на предложения (определять границы предложений на основе смысла и интонации, оформлять предложение на письме). Конструирование предложений из слов, наблюдение за порядком слов в предложениях.
Нахождение в предложении слов, составляющих его грамматическую основу (без введения этого понятия): о ком или о чём говорится в предложении? Что говорится? Умение устанавливать связи между словами в предложениях с помощью вопросов, выделять из предложения пары слов, связанных при помощи вопроса.
Понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу; по заглавию можно определить, о чём будет говориться в тексте).
Формирование типа правильной читательской деятельности – умение самостоятельно осмысливать текст до чтения (с помощью заглавия, иллюстрации, ключевых слов), во время чтения (в ходе постановки вопросов к тексту, прогнозирования ответов и проверки себя по тексту, т.е. диалога с автором) и после чтения (в ходе ответов на вопросы к тексту в целом). Развитие умения находить в тексте главную мысль, соотносить её с заглавием; самостоятельно выбирать заглавие к тексту из ряда данных.
Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные и невосклицательные; особенности интонации; оформление этих предложений на письме, использование в различных речевых ситуациях. Логическое
ударение, его роль в речи.
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.
Второстепенные члены предложения, их роль. Наблюдение за второстепенными членами предложения. Умение находить в предложении главные члены и второстепенные; определять, какие второстепенные члены относятся к подлежащему, какие к сказуемому, распространять предложение. Предложения распространённые и нераспространённые.
Понятие об однородных членах предложения, их роли в речи.
Интонация перечисления. Главные и второстепенные однородные члены предложения. Однородные члены, связанные без помощи союзов и при помощи одиночного союза и. Постановка запятой впредложениях с однородными членами, роль этого знака препинания в понимании смысла предложения.
Понятие о сложном предложении (на примере конструкции из двух частей без союзов). Развитие умения находить в предложении главные члены и определять количество частей, ставить запятую между двумя частями сложного предложения. Смысловая роль этого знака препинания (разделительная функция): запятая разделяет два предложения, две мысли. Развитие внимания к структуре предложения, к знакам препинания.
Развитие читательских умений на материале текстов учебника.
Формирование типа правильной читательской деятельности. Введение понятия «абзац». Развитие умения делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части, составлять простой план, пересказывать текст по плану.
Развитие умения производить синтаксический разбор предложений изученных типов.
Дальнейшее формирование умений различать художественный и учебно-научный текст и по-разному читать эти тексты. Развитие навыков изучающего, просмотрового и ознакомительного чтения.
Простое и сложное предложение. Союз и в сложном предложении, состоящем из двух частей. Различение простого предложения с однородными членами и сложного предложения (с союзом и, с бессоюзнойсвязью).
Пропедевтическое введение предложений с прямой речью (конструкция «Слова автора плюс прямая речь» и «Прямая речь плюс слова автора»), показ роли таких предложений в речи. Знаки препинания в предложении, где прямая речь следует за словами автора и наоборот. Начало
развития умения пунктуационно оформлять такие предложения. Выпускник научится:
• различать предложение, словосочетание, слово;
• устанавливать при помощи смысловых вопросов связь
между словами в словосочетании и предложении;
• классифицировать предложения по цели высказывания,
находить повествовательные/побудительные/вопросительные
предложения;
• определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
• находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
• выделять предложения с однородными членами.
Выпускник получит возможность научиться:
• различать второстепенные члены предложения — определения, дополнения, обстоятельства;
• выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членампредложения, синтаксический), оценивать правильность
разбора;
• различать простые и сложные предложения. 6 Орфоэпия Выпускник получит возможность научиться:
• соблюдать нормы русского литературного языка всобственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи
собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);
• находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (пословарю учебника) или обращаться за помощью (к учителю,
родителям и др.). Содержатель-ная линия «Орфография и пунктуация» Орфограмма. Знакомство с орфограммами:
-буквы и, у, а после букв шипящих ж, ш, ч, щ;
-обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё,
и, ю, я;
-ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; написание буквосочетаний чк, чн в словах;
- ь и ъ разделительные;
-буквы проверяемых и непроверяемых безударных гласных вкорне слова (на материале двусложных слов);
-проверяемые буквы согласных на конце слова.
-написание слов с двойными буквами согласных в корне, например класс, жужжит, ссора, с двойными буквами согласных на стыке приставки и корня (рассказ, рассвет), перенос этих слов;
– правописание буквы безударного гласного в корне (в двусложных словах, в трёхсложных словах с двумя безударными гласными в корне).
-правописание слов со звонкими и глухими согласными в середине и на конце слова.
-обозначение буквами непроизносимых согласных звуков в корне слова,
-правописание частицы не с глаголами.
-правописание ь после ч в глаголах неопределённой формы
- безударные падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения,
-ь после шипящих на конце существительных женского рода 3-го склонения; правописание существительных
мужского рода с шипящим на конце.
– безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц).
-частица не с глаголами (включая случаи слитного написания);
-тся–-ться в глаголах;
-безударные личные окончания
глаголов 1-го и 2-го спряжения;
-ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа;
-окончания о–а в глаголах среднего и женского рода в прошедшем времени.
-раздельное написание местоимений с предлогами.
Развитие пунктуационных умений учащихся (постановка знаковПрепинания в конце предложений, в простом предложении с однородными членами, в сложном предложении из двух частей).Освоение разных способов проверки орфограмм. Выпускник научится:
• применять правила правописания (в объеме содержаниякурса);
• определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
• безошибочно списывать текст объемом 80—90 слов;
• писать под диктовку тексты объемом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
• проверять собственный и предложенный тексты, находить
и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Выпускник получит возможность научиться:
• осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
• подбирать примеры с определенной орфограммой;
• при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и
пунктуационных ошибок;
• при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих
предотвратить ее в последующих письменных работах. Содержательная линия «Развитие речи» Развитие речи осуществляется на каждом уроке русского языка при изучении программного материала и ведётся в нескольких направлениях:
1) обогащение словарного запаса детей – количественное (в ходе образования слов с помощью суффиксов и приставок) и качественное (уточнение и разъяснение лексического значения слов);
2) развитие грамматического строя речи (анализ и конструирование предложений, словосочетаний);
3) развитие связной устной речи (ответы на вопросы, составление предложений и небольших текстов), письменной речи (составление и запись предложений, текстов, свободные диктанты, письменные изложения с предварительной подготовкой); обучение написанию подробного изложения; обучение написанию сочинения с языковым заданием (сочинение о себе на заданную тему).
4) обучение правильному произношению слов, ударению, интонированию.
одно из направлений работы на всех уроках русского языка. Обогащение словарного запаса учащихся в ходе лексической работы и анализа состава слова, работы с текстом. Обогащение грамматического строя речи конструкциями с однородными членами, сложными предложениями. Развитие связной устной речи в ходе работы с языковым материалом, чтения текстов и т.д.
Выпускник научится:
• оценивать правильность (уместность) выбора языковых и
неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета
и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
• выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения;
• самостоятельно озаглавливать текст;
• составлять план текста;
• сочинять письма, поздравительные открытки, записки и
другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать тексты по предложенному заголовку;
• подробно или выборочно пересказывать текст;
• пересказывать текст от другого лица;
• составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
• анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые
пропуски;
• корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
• анализировать последовательность собственныхдействий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);• соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи). VII. Календарно-тематическое планирование по русскому языку 2 класс.
№п/пТемы Предметные результаты Планируемая деятельность обучающихсяДата
план факт
1 Знакомство с учебником «Русский язык».
Что мы знаем о слове? (Лексическое значение слова). Знакомиться с новым учебником (обложка, условные знаки, оглавление и т.д.).
Личностные:
-учебно-познавательный интерес при определении лексического значения слов;
-нравственно-этическая оценка при изучении родного языка.
Регулятивные:
- ставить учебную задачу при выполнении звуко-буквенного анализа слов, делении слов на части для переноса, составлении предложений из слов, нахождении «опасных» мест;
- составлять план решения учебной задачи при выполнении звуко-буквенного анализа слов; делении слов на части для переноса; составлении предложений из слов, нахождении «опасных» мест;
- прогнозировать результат при выполнении звуко-буквенного анализа слов, делении слов на части для переноса, составлении предложений из слов, нахождении «опасных» мест;
- проводить контроль решения учебной задачи при выполнении звуко-буквенного анализа слов, делении слов на части для переноса, составлении предложений из слов, нахождении «опасных» мест;
- вносить необходимые дополнения и коррективы при выполнении звуко-буквенного анализа слов, делении слов на части для переноса, составлении предложений из слов, нахождении «опасных» мест;
- оценивать решение учебной задачи при выполнении звуко-буквенного анализа слов, делении слов на части для переноса, составлении предложений из слов, нахождении «опасных» мест.
Познавательные:
1.Общеучебные:
-находить ответы на вопросы о языке, используя учебник, свой опыт и информацию, полученную на уроке;
-использовать знаково-символическое - моделирование при звуко-буквенном анализе;
-уметь структурировать знания при составлении предложений и нахождении «опасных» мест в слове;
-уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
-учить производить выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач при выполнении звуко-буквенного анализа слов, делении слов на части для переноса, составлении предложений из слов, нахождении «опасных» мест.
2. Логические:
-сравнивать и анализировать слова по их лексическому значению;
-сравнивать и группировать «опасные» места в словах;
-строить логические цепи рассуждений при выполнении звуко-буквенного анализа слов, делении слов на части для переноса, составлении предложений из слов, нахождении «опасных» мест.
Коммуникативные:
-строить высказывания о языке, используя термины (язык, языкознание, многозначность слов);
-слушать, понимать и принимать речь собеседников;
-совместно договаривать о правилах общения и следовать им.
Личностные:
-учебно-познавательный интерес при изучении структуры предложений;
-выражать эмоциональную оценку миру;
-передавать чувства при выражении мыслей с помощью интонации.
Регулятивные:
-ставить учебную задачу при оформлении предложений на письме, составлении схем предложений и предложений по схеме, постановке знаков препинания в конце предложения в соответствии с интонацией, делении текста на предложения, нахождении отличий предложения от группы слов;
- составлять план решения учебной задачи при оформлении предложений на письме, составлении схем предложений и предложений по схеме, постановке знаков препинания в конце предложения в соответствии с интонацией, делении текста на предложения, нахождении отличий предложения от группы слов;
- прогнозировать результат при оформлении предложений на письме, составлении схем предложений и предложений по схеме, постановке знаков препинания в конце предложения в соответствии с интонацией, делении текста на предложения, нахождении отличий предложения от группы слов;
- проводить контроль решения учебной задачи приоформлении предложений на письме, составлении схем предложений и предложений по схеме, постановке знаков препинания в конце предложения в соответствии с интонацией, делении текста на предложения, нахождении отличий предложения от группы слов;
- вносить необходимые дополнения и коррективы приоформлении предложений на письме, составлении схем предложений и предложений по схеме, постановке знаков препинания в конце предложения в соответствии с интонацией, делении текста на предложения, нахождении отличий предложения от группы слов;
- оценивать решение учебной задачи при оформлении предложений на письме, составлении схем предложений и предложений по схеме, постановке знаков препинания в конце предложения в соответствии с интонацией, делении текста на предложения, нахождении отличий предложения от группы слов.
Познавательные:
1.Общеучебные:
-находить ответы на вопросы о предложении, используя учебник, свой опыт и информацию, полученную на уроке;
-использовать знаково-символическое - моделирование при составлении схем предложений;
- уметь структурировать знания при составлении предложений;
- уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- учить производить выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач при оформлении предложений на письме, составлении схем предложений и предложений по схеме, постановке знаков препинания в конце предложения в соответствии с интонацией, делении текста на предложения, нахождении отличий предложения от группы слов.
2. Логические:
-сравнивать и анализировать предложения по интонации;
- анализировать построение предложений и их схемы;
- синтезировать деформированные предложения и исправлять их;
- строить логические цепи рассуждений при составлении предложений из слов.
Коммуникативные:
-слушать, понимать и принимать речь собеседников;
- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при составлении предложений;
- уметь формулировать собственное мнение и позицию.
Личностные:
- учебно-познавательный интерес при изучении темы;
- эмоционально «проживать» текст;
- передавать чувства при выражении мыслей с помощью интонации;
- понимать эмоции других людей сочувствовать, сопереживать.
Регулятивные:
- ставить учебную задачу при осмыслении текста до чтения и во время чтения, нахождении главной мысли, соотнесении её с заглавием, поиске ответов на вопросы после чтения текста, составлении небольшого текста по картинке или на заданную тему;
- составлять план решения учебной задачи при осмыслении текста до чтения и во время чтения, нахождении главной мысли, соотнесении её с заглавием, озаглавливании текста, поиске ответов на вопросы после чтения текста, составлении небольшого текста по картинке или на заданную тему;
- прогнозировать результат;
- проводить контроль решения учебной задачи ;
- вносить необходимые дополнения и коррективы
- оценивать решение учебной задачи Познавательные:1.Общеучебные:
- ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров, определят основную и второстепенную информацию.
2. Логические:
- преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- подробно пересказывать небольшие тексты;
- синтезировать части текста в целое;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме на уровне небольшого текста;
- слушать и понимать речь других;
- пользоваться приемами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при редактировании деформированных текстов.
Личностные:
- учебно-познавательный интерес при изучении данной темы;
-накапливать опыт использования слов для повышения точности речи.
Регулятивные:
- ставить учебную задачу при постановке к словам вопросов кто? какой? какая? какое? какие? что?, выделении в тексте слов, отвечающих на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие?, классифицировании слов по вопросам, объединении слов в тематические группы;- составлять план решения учебной задачи припостановке к словам вопросов кто? что? какой? какая? какое? какие?, выделении в тексте слов, отвечающих на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие?, классифицировании слов по вопросам, объединении слов в тематические группы; классифицировании слов по вопросам, объединении слов в тематические группы;
- проводить контроль решения учебной задачи при постановке к словам вопросов кто? что? какой? какая? какое? какие? , выделении в тексте слов, отвечающих на вопросы кто? что?, классифицировании слов по вопросам, объединении слов в тематические группы;
- вносить необходимые дополнения и коррективы при постановке к словам вопросов кто? что? какой? какая? какое? какие?, выделении в тексте слов, отвечающих на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие?, классифицировании слов по вопросам, объединении слов в тематические группы;- оценивать решение учебной задачи при постановке к словам вопросов кто? что? какой? какая? какое? какие?, выделении в тексте слов, отвечающих на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие?, классифицировании слов по вопросам, объединении слов в тематические группы.Познавательные:
1.Общеучебные:
- ориентироваться в учебнике, находить слова, отвечающие на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие?;- уметь структурировать знания о словах, обозначающих предметы;
- выбирать наиболее эффективные способы конструирования сочетаний слов и предложений со словами, отвечающими на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие?
2. Логические:
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации и группировки слов в тематические группы;
- анализ слов с целью выделения признаков одушевленных и неодушевленных предметов.
Коммуникативные:
- сотрудничать в поиске и сборе информации о признаках слова;
- обосновывать высказанные суждения;
- учиться работать в паре и группе, выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Личностные:
- учебно-познавательный интерес при изучении данной темы;
- накапливать опыт использования слов для повышения точности речи.
Регулятивные:
- ставить учебную задачу при постановке к словам вопросов что делает? что делал? что сделал?, выделении в тексте слов, отвечающих на вопросы что делает? что делал? что сделал?, классификации слов по вопросам, подборе к словам-предметам слов-действий;
- составлять план решения учебной задачи при постановке к словам вопросов что делает? что делал? что сделал?, выделении в тексте слов, отвечающих на вопросы что делает? что делал? что сделал?, классификации слов по вопросам, подборе к словам-предметам слов-действий;
- прогнозировать результат
- проводить контроль решения учебной задачи
- вносить необходимые дополнения и коррективы
- оценивать решение учебной задачи Познавательные:1. Общеучебные:
- ориентироваться в учебнике, находить слова, отвечающие на вопросы что делает? что делал? что сделал?,- уметь структурировать знания о словах, обозначающих действия предметов;
- выбирать наиболее эффективные способы нахождения грамматической основы предложения.
2. Логические
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации и группировки слов по вопросам;
- анализ лексического значения слов с целью образования предложений.
Коммуникативные:
- сотрудничать в поиске и сборе информации о признаках слова;
- обосновывать высказанные суждения;
- учиться работать в паре и группе, выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Личностные:
- учебно-познавательный интерес к способам решения новой частной задачи;
- выражать эмоциональную оценку миру через предложения;
-передавать чувства при выражении мыслей с помощью интонации.
Регулятивные:
- ставить учебную задачу при оформлении предложений на письме, составлении схем предложений и предложений по схеме, постановке знаков в конце предложения в соответствии с интонацией, постановке вопросов от слова к слову в предложении, нахождении грамматической основы предложения, конструировании предложений из слов с опорой на вопросы;
- составлять план решения;
- прогнозировать результат;
- проводить контроль решения учебной задачи;
- вносить необходимые дополнения и коррективы;
- оценивать решение учебной задачи.
Познавательные:
1.Общеучебные:
-находить ответы на вопросы о связи слов в предложении, используя учебник, свой опыт и информацию, полученную на уроке;
-использовать знаково-символическое - моделирование при
составлении схем предложений;
- уметь структурировать знания о предложении, о связи слов в нем;
- уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- учить производить выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач при составлении предложений из слов и схем к ним.
2. Логические:
-сравнивать и анализировать предложения по составу;
- анализировать построение предложений и их схемы;
- синтезировать предложения из предложенных словосочетаний;
- строить логические цепи рассуждений при составлении предложений из слов.
Коммуникативные:
- слушать, понимать и принимать речь собеседников;
- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при составлении предложений;
- уметь формулировать собственное мнение и позицию.
Личностные:
- проявлять интерес к процессу письма, к способам решения новой частной задачи, желание учиться;
- проявлять интерес к созданию собственных текстов; быть заинтересованным в получении консультации, совета с целью улучшения учебных результатов;
- стараться сдерживать себя, высказывать просьбы, предложения, несогласие в социально приемлемой форме;
- проявлять интерес к письменной форме общения;
- обнаруживать настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности;
- положительно относиться к школе, обнаруживать настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности.
Познавательные:
- использовать готовые и создавать в сотрудничестве с другими уч-ся и учителем знаково-символические средства для описания свойств и качеств изучаемых объектов;
- находить необходимую информацию в учебнике, в дополнительной литературе;
- задавать вопросы, экспериментировать, устанавливать причинно-следственые связи (в рамках допустимого);
- определять тему и главную мысль текста, находить в тексте незнакомые слова, определять их значения разными способами;
- уметь отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы;
- сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным основаниям.
Регулятивные:
- уметь организовывать свое рабочее место и работу;
- определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно;
- уметь работать по предложенному плану, используя необходимые средства;
- сопоставлять свою работу с образцом; оценивать ее по критериям, выработанным в классе;
- уметь высказывать свое предположение (версию), пробовать предлагать способ проверки;
- оценивать выполнение действия, ориентируясь на его содержательные основания;- осваивать способы пооперационного контроля хода и результата действия.
Коммуникативные:
- оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
- обосновывать высказанное суждение;
- стараться договариваться, уступать, находить общее решение при работе в паре и группе;
- уметь задавать уточняющие вопросы;
- при работе в паре контролировать, корректировать, оценивать действия партнера.
Личностные:
- учебно-познавательный интерес при изучении основ русского языка;
- нравственно-этическая оценка при изучении родного языка
Регулятивные:
- ставить учебную задачу при звуко-буквенном анализе слов и соотнесении количества звуков и букв в доступных словах, правильном списывании слов, предложений, текстов, проверке написанного, сравнивая с образцом, нахождении и исправлении орфографических ошибок на изученные правила, составлении небольших текстов по картинке или на заданную тему и записывании их с помощью учителя;
- составлять план решения учебной задачи;
- прогнозировать результат при звуко-буквенном анализе слов и соотнесении количества звуков и букв в доступных словах, правильном списывании слов, предложений, текстов, проверке написанного, сравнивая с образцом, нахождении и исправлении орфографических ошибок на изученные правила, составлении небольших текстов по картинке или на заданную тему и записывании их с помощью учителя;
- проводить контроль решения учебной задачи;
- вносить необходимые дополнения и коррективы при звуко-буквенном анализе слов, соотнесении количества звуков и букв в доступных словах, правильном списывании слов, предложений, текстов, проверке написанного, сравнивая с образцом, нахождении и исправлении орфографических ошибок на изученные правила, составлении небольших текстов по картинке или на заданную тему и записывании их с помощью учителя;
2 Что мы знаем о слове? (Лексическое значение слова. Состав слова). Толковать значение слова (находить в словаре, подбирать синонимы).
3 Как устроен наш язык?
Узнавать слово по его лексическому значению.
4 «Опасные места»
в словах русского языка. Подбирать однокоренные слова к данному с опорой на словарь.
5-6 Опасные места в словах русского языка. Правила переноса. Обобщение по разделу.
Развитие умений переноса слов со строки на строку;
- развитие умений правильного списывания слов, предложений, текста.
7 Признаки предложения.

Развитие умений отличать предложение от слов, составлять из слов предложения 8 Составление предложений по схемам.

Развитие умений читать и составлять схемы предложений и конструировать предложения по схемам;
- развитие умения составлять из слов предложения 9 Признаки предложения. Оформление предложений на письме.
– развитие умения выделять признаки предложений;
– развитие умения оформлять предложения на письме.
10 Развитие умения правильно списывать и оформлять предложения на письме.
-развитие умений списывать и оформлять предложения на письме;
- развитие чувства языка 11 Конструирование предложений.
- развитие умений составлять предложения, заканчивать предложения по заданному началу, правильно оформлять их на письме.
12 Знаки препинания в конце предложения.

- развитие умения различать на слух разные виды предложений (сообщение/ответ, вопрос, выражение особого чувства); ставить знаки в конце предложений 13 Что мы знаем о предложении? (Обобщение.)
- развитие умений построения и оформления предложений;
- развитие умений обобщать и систематизировать знания об основной единице языка - предложении.
14 Проверка знаний и умений. Проверочная работа №1.
- проверка умений и навыков в анализе, построении и оформлении предложений.
15 Пишу правильно».
- развитие умений нахождения и исправления ошибок в построении и оформлении предложений 16 Признаки текста.
развитие умений выделять признаки текста и отличать текст от набора предложений.
17 Роль заглавия в тексте.
развитие умения предугадывать содержание текста на основе его заглавия, осознавать связь заглавия с темой;
- развитие чувства языка.
18 Связь заглавия и главной мысли текста.
развитие умения выявлять самое важное в содержании текста (главную мысль), соотносить заглавие с главной мыслью, выбирать подходящее к тексту заглавие 19 Связь заглавия с главной мыслью. Основные признаки текста.
Выявлять признаки текста, находить ошибки в содержании текста, осознавать связь заглавия с темой и главной мыслью.
20 Озаглавливание текстов.
Развитие умений понимать тему и главную мысль текста, самостоятельно подбирать к тексту заглавие.
21 Озаглавливание текстов.
Развитие умений разграничивать тему широкую и узкую, выявлять связь заглавия с темой или главной мыслью текста, подбирать заглавие, отражающее широкую или узкую тему.
22
Конструирование текстов.
Развитие умения устной речи - «достраивание» неоконченного текста (создание начала, концовки по имеющимся фрагментам текста).
23 Конструирование текстов.
Развитие умений устной и письменной речи: упорядочение предложений в тексте в соответствии с развитием действия, составление текста из «рассыпанных предложений».
24 Конструирование текстов, предложений.
Развитие первичных навыков работы с информацией (упорядочение предложений в тексте в соответствии с развитием действия).
25
Систематизация знаний и умений по теме «Текст».
.
Развитие и совершенствование умений в области работы с текстом: прогнозирование содержания текста по заглавию, озаглавливание, составление текстов из частей, расположение «рассыпанных» предложений в нужном порядке и чтение полученных текстов;
- систематизация знаний о тексте, его признаках 26
Проверка знаний и умений. Проверочная работа №2.
Проверка умений и навыков ориентировки в тексте, понимания, озаглавливания и построения текстов.
27 «Пишу правильно».
Развитие умений нахождения и исправления ошибок в построении и оформлении предложений.
28 Какие слова отвечают на вопрос: кто?, а какие - на вопрос: что?
Развитие умений ставить к слову вопросы: кто? или что? и разграничивать слова - названия людей, животных и предметов.
29 Слова, которые называют одушевлённые и неодушевлённые предметы.
Развитие умений группировать слова по вопросам, разграничивать слова, называющие одушевлённые и неодушёвленные предметы, находить ошибки в группировках;
- развитие умений разграничивать омонимичные названия типа Пушок и пушок и правильно писать имена собственные (имена, фамилии людей, клички животных, названия городов).
30 Объединение слов в тематические группы.
Развитие умений объединять слова по смыслу и задавать вопросы к каждой смысловой группе;
- развитие чувства языка.
31
Конструирование сочетаний слов и предложений.
Понимать и читать схемы слов и предложений, конструировать сочетания слов и предложений с опорой на схемы.
32 Развитие умения задавать вопросы: кто? что? к словам.
Развитие умений различать классы объектов живой и неживой природы и задавать вопросы: кто?, что? к словам, их называющим;
- дальнейшее овладение языком (расширение словарного запаса, обогащение грамматического строя речи).
33 Развитие умения ставить вопросы кто? и что? к словам.
Дальнейшее овладение языком (расширение словарного запаса, обогащение грамматического строя речи);
- совершенствование умений ставить вопросы, классифицировать слова по вопросам, различать омонимичные названия людей и предметов и задавать вопросы кто? и что? к словам, называющим их. 34 Наблюдение над словами-названиями признаков. Развитие умения ставить к ним вопросы.
Развитие умений ставить вопросы к словам, которые называют признаки предметов.
35 Как связаны между собой слова-названия предметов и слова-названия признаков.
Развитие умений устанавливать связь слов-названий предметов со словами-названиями признаков по смыслу и по вопросу.
36 Развитие умения находить в предложениях слова, которые отвечают на вопросы кто? что? и какой? какая? какое? какие?
Развитие умений находить в предложениях слова-названия предметов и слова-названия признаков, определять зависимость одних слов от других по вопросу и графически обозначать эту зависимость.
37 Развитие умения подбирать слова-названия признаков.
Обогащение словарного запаса на основе работы со словами-названиями признаков;
- развитие умений подбирать слова-названия признаков и конструировать предложения из слов с опорой на вопросы.
38 Закрепление и повторение изученного.
Совершенствование всех полученных умений в результате изучения слов-названий предметов и слов-названий признаков: ставить вопросы к словам, задавать вопросы от слова к слову, группировать слова, находить нужные сочетания слов в тексте, конструировать слова и предложения по вопросам. 39 Проверка знаний и умений. Проверочная работа № 3.
Проверка умений и навыков в подборе, нахождении слов-названий предметов и слов-названий признаков и установлении зависимости между ними.
40 «Пишу правильно».
Развитие умений находить и исправлять ошибки при постановке вопросов к словам и поиске слов-названий предметов и признаков в предложении и тексте.
41 Наблюдение над словами, обозначающими действие предмета. Развитие умения ставить вопросы к этим словам.
Развитие умений находить слова, обозначающие действия предмета, и ставить к ним вопросы.
42 Развитие умения находить в предложениях пары слов, отвечающих на вопросы кто? и что делает?
Развитие умений находить в предложении, тексте слова, обозначающие действия предмета, ставить к ним вопросы и соотносить их со словами, обозначающими предметы.
43 Грамматическая основа предложения.
Первичные навыки работы с информацией: находить главное, преобразовывать информацию – составлять алгоритм, схему;
– развитие умений находить грамматическую основу предложения.
44 Развитие умения ставить вопросы от слова к слову в предложении.
Дальнейшее обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
– развитие умений устанавливать связь слов в предложении по вопросам и изображать её графически. 45 Развитие умения устанавливать действующее лицо или предмет в предложении.
Дальнейшее обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
– развитие умений находить в предложении действующее лицо и различать слова, отвечающие на один и тот же вопрос, но выполняющие в предложении разные функции – действующего лица и объекта.
46 Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы.
Дальнейшее обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
– развитие умений конструировать предложения из слов.
47 Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы.
Развитие умений конструировать предложение из слов, анализировать его структуру;
– совершенствуются навыки работы с текстом (составление из слов предложений в тексте).
48 Проверка знаний и умений. Проверочная работа № 4.
Цель:
– проверка базовых знаний по теме, умений и навыков в постановке вопросов к словам, составлении предложений по схеме, выборе слов по вопросу.
49 «Пишу правильно».
Развитие умений находить и исправлять ошибки при постановке вопросов к словам, составлении предложений по схемам.
50 Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи. Развитие умений находить слова, которые выражают чувства, и определять характер чувства. 51 Сравнение слов – названий предметов, действий и признаков и слов, выражающих различные чувства.
Развитие умений устанавливать отличительные признаки нового класса слов – междометий 52 Употребление предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с другими словами.
Развитие умения отличать предлоги от других слов в предложении;
– развитие умения правильно писать предлоги с другими словами в предложении.
53 Употребление предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с другими словами.
Развитие умений подбирать предлоги и определять их роль в словосочетании и предложении;
– развитие умения правильно писать предлоги с другими словами в предложении.
54 Употребление предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с другими словами.
Развитие умений устной и письменной речи: правильно употреблять предлоги в речи (тексте) и писать слова с предлогами;
– систематизация знаний и умений по темам «Междометие» и «Предлог».
55 Проверка знаний и умений. Проверочная работа № 5.
Проверка базовых знаний по теме, умений и навыков в выборе и написании предлогов со словами, составлении предложений, включающих слова с предлогами 56 Пишу правильно.
Развитие умений находить и исправлять ошибки в выборе предлогов, правописании предлогов со словами.
57 Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова.
Развитие умений анализировать однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов 58 Развитие умения находить корень в группе однокоренных слов.
Развитие умений находить корень в слове, в группе однокоренных слов и отличать однокоренные слова от слов с похожим корнем (сходных по звучанию слов).
59 Распознавание однокоренных слов.
Развитие умений находить корень в слове, распознавать группы однокоренных слов.
60 Роль суффиксов в слове. Определение суффикса.
Развитие умений выделять отличительные признаки новой части слова – суффикса, характеризовать роль суффикса в слове и графически его обозначать.
61 Развитие умения находить в словах суффиксы.
Развитие умений находить суффикс в слове, образовывать слова с помощью суффикса.
62 Развитие умения находить в словах суффиксы.
Дальнейшее овладение родным языком, обогащение активного словарного запаса на основе понимания значений суффиксов;
– развитие умений находить новые суффиксы в словах, определять их значение, объединять слова в группы в зависимости от значений суффиксов. 63 Разбор слова по составу. Проверочное списывание.
Развитие умения находить изученные части слова – корень и суффикс в слове на основе сформированных алгоритмов
учебных действий.
64 Роль приставки в слове. Определение приставки.
Развитие умений выделять приставку в слове, называть её отличительные признаки и графически обозначать.
65 Развитие умения находить в словах приставки и образовывать слова с помощью приставок.
Дальнейшее овладение родным языком, обогащение активного словарного запаса на основе усвоения значения приставок;
– развитие умений находить новые приставки в словах, определять их значение, отличать слова с приставками от одинаково звучащих с ними частей корня 66 Значения приставок. Слитное написание приставок.
Совершенствование умений находить новые приставки в словах, определять их значение, группировать слова с одинаковым значением приставки, находить лишние слова 67 Развитие умения различать приставки и предлоги.
Развитие умения различать сходные приставки и предлоги;
– развитие умения правильного написания приставок и предлогов со словами 68 Развитие умения различать приставки и предлоги.
Овладение умениями слитного и раздельного написания сходных приставок и предлогов со словами.
69 Проверочная работа № 6.
Проверка базовых знаний по теме «Состав слова», умений и навыков в нахождении корней, суффиксов и приставок, слитном и раздельном написании сходных приставок и предлогов со словами.
70 Пишу правильно.
Развитие умений находить и исправлять ошибки в группировке однокоренных слов, образовании слов с помощью приставок и суффиксов, правописании сходных приставок и предлогов 71 Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей.
Дальнейшее овладение родным языком на основе выявления мотивационных связей слов;
– развитие умений писать большую букву в фамилиях людей, расставлять их в алфавитном порядке. 72 Развитие умения писать большую букву в именах людей.
Развитие умений писать большую букву в именах и фамилиях людей, расставлять их в алфавитном порядке;
– осознание себя носителями языка как части культуры. 73 Развитие умения писать большую букву в отчествах людей.
Развитие умений писать большую букву в отчествах людей, соотносить отчества с именами людей;
– осознание себя носителями языка как части культуры.
74 Развитие умения писать большую букву в именах сказочных героев.
Развитие умения писать большую букву в именах сказочных героев;
– осознание себя носителями языка как части культуры.
75 Развитие умения писать большую букву в названиях городов, сёл, деревень.
Развитие умения писать большую букву в топонимических названиях: стран, городов, сёл, деревень;
– развитие чувства языка, умение улавливать связи между объектами и их названиями.
76 Большая буква в названиях рек и морей.
Развитие умений писать большую букву в названиях гидронимов: рек, морей, океанов;
– развитие чувства языка, умение улавливать связи между объектами и их названиями 77 Написание слов типа орёл и Орёл.
Развитие умений писать большую букву в кличках животных, различать и объяснять написания сходных в звучании
слов типа Шарик и шарик, Орёл и орёл.
78 Упражнения в правописании имён собственных.
Совершенствование умений писать большую букву в именах собственных, географических названиях и отличать их отобщих названий предметов, людей и животных.
79 Упражнения в правописании имён собственных.
Закрепление умений группировать слова, писать большую букву в именах собственных, географических названиях и отличать их от сходных по звучанию названий.
80 Сочинение по картинке.
Развитие умений составлять рассказ по картинке с использованием имён собственных, писать сочинение с опорой на визуальный и словесный ряд 81 Проверочный диктант № 1.
Развитие умений письменной речи: записывать текст, находить опасные места в словах, графически их обозначать, исправлять ошибки, если они есть. 82 Пишу правильно.
Развитие умения выполнять работу над ошибками в сочинении и диктанте под руководством учителя.
83 Написание букв и, а, у после шипящих (повторение).
Развитие умения наблюдать за написанием слов, включающих шипящие звуки ж, ш.
84 Что такое орфограмма? Орфографическое правило.
Развитие умений находить по изученным признакам орфограмму-букву, после букв ж и ш выделять звуки, которые помогают обнаружить в слове эту орфограмму, и подчёркивать орфограмму одной чертой 85-86 Упражнения в написании буквы и после ж и ш. Обозначение орфограммы.
Развитие умений писать слова с орфограммой-буквой и после ж и ш, объяснять написание, находить слова, в которых написание надо сначала проверить ударением, и графически обозначать орфограмму 87 Наблюдение за написанием буквы а после ч и щ.
Развитие умения наблюдать за написанием слов, включающих шипящие звуки [ч], [щ].
88 Упражнения в написании буквосочетаний ча-ща. Развитие орфографических умений.
Развитие умений писать слова с орфограммой-буквой а после ч и щ, находить слова, в которых написание надо сначала проверить ударением, и графически обозначать орфограмму;
– различать однокоренные слова и слова с созвучными (похожими) корнями.
89 Наблюдение за написанием буквы у после ч и щ.
Развитие умения наблюдать за написанием слов, включающих шипящие звуки [ч], [щ], а также писать букву гласного у после букв ч и щ. 90 Упражнения в написании буквосочетаний чу-щуРазвитие умений писать слова с орфограммой-буквой у после ч и щ, объяснять написание и графически обозначать орфограмму 91 Упражнения в написании букв и, у, а после шипящих
Совершенствование умений воспринимать на слух слова с изученными орфограммами-буквами гласных после шипящих, группировать слова, правильно писать и графически обозначать изученные орфограммы, а также исправлять ошибки.
92 Проверочный диктант № 2.
Развитие умений письменной речи: находить изученную орфограмму-букву гласных после шипящих, графически её обозначать, находить и исправлять ошибки. 93
Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме.
Развитие умений различать буквы мягких согласных звуков и определять способ обозначения мягкости буквами гласных звуков 94 Буква ь в конце и в середине слова.
Развитие умений обозначать мягкость согласных с помощью буквы ь в конце и середине слова, писать и переносить слова с буквой ь в середине слова.
95 Слова, в которых пишется и не пишется буква ь.
Развитие умений писать слова с орфограммой-буквой ь для обозначения мягкости согласных, а также различать по смыслу слова с мягкими и твёрдыми согласными на конце.
96 Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн и буквой ь.
Развитие умений отличать буквосочетания, в которых для обозначения мягкости согласных пишется ь и не пишется ь, писать слова с орфограммой-буквой ь для обозначения мягкости и орфограммой-отсутствием ь в буквосочетаниях чк, чн, чт, щн.
97 Звук [й'] и его обозначение на письме.
Развитие умений слушать и вычленять в речи звуки [и] и [й'], определять способы обозначения звука [й'] на письме.
98 Разделительный ь. Правописание слов с разделительным ь.
Развитие умений обозначать звук [й'] после согласных перед гласными с помощью ь, определять его функцию и писать слова с разделительным ь.
99 Правописание слов с разделительным ъ.
Развитие умений определять на слух звук [й'] после согласных перед гласными, писать слова с разделительным ъ и различать написания с разделительным ъ и разделительным ь.
100 Проверочный диктант № 3.
Развитие умений устной и письменной речи: находить на слух слова с изученными орфограммами-буквами ъ и ь, разграничивать их вид, обозначать и графически объяснять орфограммы-буквы разделительных ъ и ь.
101 Развитие умения делить слова на слоги, определять количество слогов и ставить ударение.
Развитие умений ставить ударение, делить слова на слоги, различать ударные и безударные слоги, строить схемы слов, подбирать слова к схемам.
102 Наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне.
Развитие умения различать ударные и безударные гласные в корнях слов и одинаково писать буквы гласных в однокоренных словах.
103 Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов.
Развитие умений находить проверочные слова в группе однокоренных и писать буквы безударных гласных в корне слова104 Обучение применению правила.
Развитие умения устанавливать порядок действий для написания буквы безударного гласного в корне слова105 Проверочный диктант № 4.
Развитие умений письменной речи: находить опасные места в словах, графически их обозначать, находить и исправлять ошибки.
106 Обобщающий урок по разделу (в форме игры «Счастливый случай»).
Развитие чувства языка, интереса к языку, совершенствование учебно-языковых и правописных умений.
107 Оглушение звонких согласных в конце слова.
Развитие умений наблюдать за изменением звуков в речи, определять оглушение звонких согласных в конце слова и обозначать буквы согласных в конце слова на письме.
108 Знакомство с новой орфограммой.
Развитие умений находить орфограмму-букву согласного в конце слова, графически обозначать её и писать слова с данной орфограммой.
109 Развитие умения писать слова с проверяемыми буквами согласных в конце слова.
Развитие умений писать слова с орфограммой-буквой согласного в конце слова, графически обозначать её и подбирать проверочные слова.
110 Обучающее изложение.
Развитие умения письменной речи – письменный пересказ прослушанного и зрительного воспринятого текста, включающего слова с изученными орфограммами-буквами согласных в конце слова.
111 Проверочный диктант № 5.
Развитие умений письменной речи: находить орфограммы в словах, правильно писать и графически объяснять написания, исправлять ошибки, если они есть.
112 «Пишу правильно» (работа над ошибками).
Развитие умений находить и исправлять ошибки при написании слов с изученными орфограммами, совершенствование орфографических умений.
113 Текст.
Развитие умений читательской деятельности: антиципации, опоры на ключевые слова, работы с лексическим значением слова, комментированного чтения;
– повторение основных сведений о тексте, совершенствование умений работы с текстом 114 Повторение. Свободный диктант.
Развитие умений письменной речи – свободной записи текста, диктуемого по абзацам, с обязательным употреблением
слов с изученными орфограммами 115 Предложение.
Повторение основных сведений о предложении, связях слов в предложении, совершенствование умения составлять предложения.
116 Обучающее изложение.
Развитие умения письменной речи – письменный пересказ прослушанного и зрительно воспринятого текста, включающего слова с изученными орфограммами 117 Слово. Состав слова. Однокоренные слова.
Повторение основных сведений о слове, совершенствование умений выделять изученные части слова.
118 Повторение и классификация изученных орфограмм.
Совершенствование умений находить, классифицировать изученные орфограммы, графически их объяснять, группировать слова с одинаковыми орфограммами, «расшифровывать» схемы орфограмм.
119 Повторение и классификация изученных орфограмм.
Совершенствование умений находить, классифицировать изученные орфограммы, графически их объяснять, группировать слова с одинаковыми орфограммами, «расшифровывать» схемы орфограмм 120 Повторение (итоговый тест).
Развитие учебно-языковых, правописных и речевых умений по изученным во 2-м классе темам. 121-125 Повторительно-обобщающие уроки.
Развитие учебно-языковых, правописных и речевых умений по изученным во 2-м классе темам.
126 Повторение (контрольное списывание).
Развитие учебно-языковых, правописных и речевых умений по изученным во 2-м классе темам.
127 Повторение. Работа над ошибками.
Развитие учебно-языковых, правописных и речевых умений по изученным во 2-м классе темам.
128 Итоговая контрольная работа.
Развитие учебно-языковых, правописных и речевых умений по изученным во 2-м классе темам. 129-130 Контрольный диктант. Работа над ошибками.
Развитие учебно-языковых, правописных и речевых умений по изученным во 2-м классе темам.
131-133 Заключительный урок
Совершенствование умений находить, классифицировать изученные орфограммы, графически их объяснять,.134-136 Резервные уроки
VIII. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу «Русский язык».
Для реализации цели и задач обучения русскому языку по данной программе используется УМК по русскому языку издательства «Баласс».
Обучение грамоте и пропедевтический курс русского языка обеспечиваются:
• учебником для первоклассников «Букварь» (авторы Р.Н. Бунеев,Е.В. Бунеева, О.В. Пронина);
• комплектом прописей в 5-ти тетрадях «Мои волшебные пальчики» (автор О.В. Пронина);
• «Тетрадью для печатания» (авторы О.В. Пронина, Е.П. Лебедева, О.Ю. Мальцева);
• комплектом наглядных пособий;
• методическим пособием для учителя «Уроки обучения грамоте по учебнику «Моя любимая Азбука» и прописям «Мои волшебные пальчики» (под ред. Е.В. Бунеевой).
Обучение русскому языку обеспечивается учебниками и пособиями:
• Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык (первыеуроки)» (1-й кл.);
• Е.В. Бунеева, М.А. Яковлева «Рабочая тетрадь к учебнику «Русский язык (первые уроки)»;
• Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Руский язык». Учебники. 2, 3, 4-й классы;
• Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.А. Фролова «Орфографическая тетрадь по русскому языку», 2-й класс;
• Л.Ю. Комиссарова «Дидактический материал» к учебникам «Русский язык» для 2, 3, 4-го классов;
• Е.В. Бунеева «Проверочные и контрольные работы по русскому языку» (вар. 1 и 2) для 2, 3, 4-го классов;
• Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева (составители) «Слова с непроверяемыми написаниями». Пособие в виде карточек к учебникам «Русский язык» для 1–4-го классов;
• М.А. Яковлева «Тетрадь по чистописанию» для 2, 3, 4-го классов;
• Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, М.А. Яковлева. «Русский язык», 1–2 классы. Методические рекомендации для учителя.
• Е.В. Бунеева, М.А. Яковлева. «Русский язык», 3 класс. Методические рекомендации для учителя.
• Е.В. Бунеева, М.А. Яковлева. «Русский язык», 4 класс. Методические рекомендации для учителя.
К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках русского языка, относятся:
• DVD-плеер, (видеомагнитофон), телевизор;
• компьютеры.
Интернет-ресурсы:
Официальный сайт Образовательной системы «Школа 2100» : http://www.school2100.ru