Урок русского языка в 5 классе Морфологический разбор имени существительного


Тема урока: Морфологический разбор имени существительного.
Цели:
Повторить имеющиеся у детей сведения о существительном как части речи, о морфологических признаках, синтаксической роли; познакомить с порядком морфологического разбора имени существительного;
Формировать умение правильно определять морфологические признаки имени существительного при разборе как части речи;
Воспитание интереса к русскому языку.
Оснащение: мультимедийный проектор; презентация
“Морфологический разбор имени существительного”.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Постановка цели и мотивация учебной деятельности учащихся.
создание положительного эмоционального настроя.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению.
А теперь с хорошим настроением приступим к работе.
Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, Классная работа.
3.Повторение изученного по теме «Имя существительное».
Начнем урок со словарного диктанта «По следам домашней работы».
Облако, лебедь, , звезда, равнина, одежда, мороз, фанера, шимпанзе, кафе, троллейбус, спортсмен.
Проверьте сами. (самопроверка)
У кого нет ни одной ошибки? (звездочки)
Кто у себя нашел ошибки, исправьте и запомните.
Слова какой части речи были в словарном диктанте?
(ответы учащихся)
Как вы узнали? Докажите.
(ответы учащихся)
Что такое существительное? Что оно обозначает?
(ответы учащихся)
Зачитать отрывок из стих А.Шибаева «Слова, слова, слова»
Всему название дано-
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету.
Ребята, сегодня мы с вами повторим изученный материал по теме «Имя существительное» и научимся выполнять морфологический разбор этой части речи, т.е. попытаемся создать портрет имени существительного. Для того чтобы быстро и безошибочно делать разбор, необходимо вспомнить морфологические признаки существительного.
Запишем тему урока
Морфологический разбор имени существительного.
Учитель: Мы с вами не просто вспомним морфологические признаки, мы совершим космическое путешествие на планету «Имя существительное», ведь 2011 год объявлен годом космонавтики.
Перед вами на партах лежит карта изучаемой планеты. Она окружена множеством спутников. Давайте назовем их: собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные, род, склонение, падеж, число.
Почему спутники разного цвета?
(ответы учащихся: это постоянные и непостоянные признаки существительного).
Учитель: Какие признаки называются постоянными, а какие непостоянными?
(ответы учащихся: постоянные признаки присущи имени существительному всегда, а непостоянные могут изменяться)
Учитель: Давайте вместе вспомним постоянные признаки имен существительных.
Как называются первые две планеты?
(ответы учащихся: собственные, нарицательные)
Учитель: Я буду называть нарицательные существительные, а вы к ним добавьте собственные (устно)
Город, собака, озеро, имя, фамилия, газета, мультфильм, река.
Так какие же существительные называются нарицательными? Какие -собственными?
(ответы учащихся: нарицательные являются названиями однородных предметов, собственные – являются названиями единичных предметов).
Как пишутся имена собственные? (1 звездочку)
Учитель: Мы прилетели к следующей планете – одушевленные-неодушевленные.
Какие же существительные называются одушевленными, а какие неодушевленными? Приведите примеры.
(ответы учащихся: одушевленные имена существительные отвечают на вопрос кто?, неодушевленные имена существительные отвечают на вопрос что?)
Учитель: Молодцы! Давайте посмотрим на карту планеты Имя существительное. Как называется следующий спутник?
(ответы учащихся: род).
Учитель: Вокруг него есть спутнички. Назовите их. Продолжите, пожалуйста, мое предложение:
Имена существительные относятся к…..
(ответы учащихся: мужскому, среднему, женскому роду). Приведите примеры (устно)
Учитель: Ребята, перед вами 3 предложения. К какому роду относятся эти выделенные существительные?
«Умница!»,- сказала мама. «Трудяга!»,- воскликнула бабушка. «Молодчина»,- похвалила учительница.
Можно у них определить род? Как они называются?
(ответы учащихся: существительные общего рода)
Учитель: Молодцы! Мы повторили род имен существительных.
Наш полет продолжается. Следующий спутник – склонение. Ребята, этот спутник тоже не один: его окружают спутнички. Вспомним, какие существительные относятся к 1 склонению? 2 склонению? 3 склонению? Приведите примеры.(устно)
(ответы учащихся: к 1 склонению относятся существительные мужского, женского рода с окончанием А,Я; ко 2 склонению относятся существительные мужского и среднего рода с окончанием О,Е и нулевым окончанием; к 3 склонению относятся существительные женского рода с ь знаком на конце ).
Учитель: Давайте напишем распределительный диктант: (распределите слова в три колонки по признаку склонение): (учитель диктует, 3 ученика у доски пишут, класс по рядам)
Полет, звезда, Солнце, даль, планета, помощь, космонавт, бесконечность, время, орбита.
Проверка.(1, 2, 3 склонение) ( 3 звездочки)
Какое слово вы не написали ни в одной колонке? Какое это существительное? (ответы учащихся: разносклоняемые).
Учитель: Сколько разносклоняемых существительных? Давайте вспомним, а я вам помогу (на зкране разносклоняемые существительные).
Отгадайте загадки:
1.Вот еще одна загадка девочкам и мальчикам:
Кто рождается в кармане с маленьким карманчиком? (кенгуру)
2.В январе на праздник важный
Дождь идет цветной, бумажный. (конфетти)
Каким признаком объединены эти два слова?
(ответы учеников: это несклоняемые существительные, потому что они не изменяются по падежам)
Учитель: Итак, что мы повторили на спутнике склонение?
(ответы учеников: существительные бывают 1,2,3 склонения, несклоняемые и разносклоняемые).
Учитель: Вот мы и повторили все постоянные признаки существительных. Назовите их ещё раз.
(ответы учеников: собственные-нарицательные, одушевленные-неодушевленные, род, склонение).
Учитель: А теперь немного отдохнем.
4.Физкультминутка
Руки ставим все вразлёт-
Появился самолёт.
Мах крылом туда-сюда,
Делай раз, и делай два
Раз и два, раз и два.
Опустите руки вниз,
И на место все садись!
Учитель: Отдохнули. Продолжаем наш урок. Вернемся к карте планеты Имя существительное. Вы видите два спутника коричневого цвета. Какие?
(ответы учеников: число, падеж)
Учитель: Что вы помните о таком морфологическом признаке имен существительных, как число?
(ответы учеников: существительные изменяются по числам).
Учитель: Я называю существительные единственного числа, а вы поставьте их во мн. число. (устно)
Крыло, край, окно, друг, инженер, звено, мастер, звезда.
(ответы учеников: крыло-крылья, край-края, окно, окна, друг-друзья, инженер-инженеры, звено-звенья, мастер-мастера, звезда-звезды).
Учитель: Молодцы! Вы умеете образовывать множественное число существительных от единственного числа.
С нами на связь вышел инопланетянин, у него есть к нам просьба. Он хочет, чтобы мы в следующий раз привезли  жителям его планеты некоторые предметы.
Алена, прочитай, пожалуйста записку (на экране проецируется записка):
Сахары, чернило, молоки, сметаны, плоскогубца, бензины, ножница, брюка, очка, санка, цементы, вермишели, ветчины.А что вы смеетесь? А как надо правильно прочитать эти слова? На какие 2 группы можно разделить эти слова? На карте вы видите, что существительные имеют 2 числа: единственное и множественное. Но мы-то должны помнить, что существительные могут иметь только форму единственного числа и только форму только множественного числа.
(ответы учеников: сахар, молоко, сметана, бензин, цемент, вермишель, ветчина)
(ответы учеников: чернила, ножницы, брюки, очки, сани, плоскогубцы).
Проверим, правильно ребята разделили слова? ( 2звездочки)
Учитель: Молодцы, ребята! Мы покидаем спутник число и летим на спутник падеж. И он не один. У него 6 спутничков. Назовите их с вопросами.
(ответы учеников: И.п .кто? что?
Р.п. кого? чего?
Д.п. кому? чему?
В.п. кого? что?
Т.п. кем? чем?
П.п о ком? о чем?
Учитель: Молодцы! Вот мы сейчас и проверим, как вы умеете определять падеж имен существительных. Напишем буквенный диктант. Распределите цифры от 1 до 8. По каждым из них пишите только падеж.
Про путешествие, на корабле, с экипажем, к звездам, от земли, полетом, в иллюминатор, в скафандре. Посмотрите на экран и проверьте. (В.п., П.п., Т.п., Д.п., Р.п., Т.п., В.п., П.п.)
Кто не допустил ошибки? (звездочки)
У кого есть ошибки? В каком по счету слове?
Мы с вами посетили спутники падеж. Вспомнили непостоянные признаки имен существительных. Это число и падеж.
Продолжаем дальше полет. Я хочу проверить, как вы закрепили изученный материал по теме «Имя существительное».
Перед вами предложение. Люди не забудут апрельский день 1961 года, когда русский парень Юрий Гагарин первым в мире открыл дорогу в звездное небо.
Найдите в нем существительное по следующей характеристике: нарицательное, неодушевленное, ж.р., 1 склонения, в ед.числа, В.п.? (дорогу)
(1 звездочка)
Молодцы!
5.Изучение новой темы.
В начале урока я говорила, что мы вместе будем создавать портрет Имени существительного. А любое дело строится по плану. Давайте познакомимся с параграфом учебника на странице 93, где дан план морфологического разбора существительного.
Из скольких частей речи состоит портрет существительного?
(ответы учеников: из 3-х)
Учитель: Назовите их
(ответы учеников: 1.Общее значение; 2.Морфологические признаки; 3.Синтаксическая роль.)
Общее значение существительного вы знаете с начальной школы, Морфологические признаки существительного повторили сейчас. А что вы можете сказать о синтаксической роли этой части речи? Какими членами предложения могут быть имена существительные?
(ответы учеников: подлежащим, сказуемым, дополнением, обстоятельством)
Учитель: Перед вами устный и письменный разборы. Давайте прочитаем образец устного разбора.
Запишите предложение: Первый полет человека в космос осуществил космонавт Юрий Гагарин.Подчеркните имена существительные. Какими членами предложения они являются?
(ответы учеников: дополнение, дополнение, обстоятельство, подлежащее).
Учитель: Давайте устно разберем морфологически существительное человека.
(ответы учеников: человека-существительное. Н.ф. человек). (звездочка)
Учитель: А теперь по образцу сделаем письменный морфологический разбор слова в космос.
(ответы учеников) (звездочка)
Молодцы! Я хочу проверить, как вы усвоили тему урока. Сделайте морфологический разбор слова полет.
Проверка: сверьтесь с экраном. У кого есть ошибки? Исправьте.
6.Рефлексия
Учитель: Вот и закончилось наше путешествие на планету «Имя существительное». Вы все успешно провели этот полет. Мы посетили все её спутники и спутнички, повторили морфологические признаки имени существительного.
Ребята, чему мы с вами сегодня научились на уроке?
(ответы учащихся: научились делать морфологический разбор имени существительного).
7. Учитель: запишите в дневниках домашнее задание:
8.Оценки за урок.
Поднимите руки, кто заработал звездочки.
У кого 5 звездочек? Оценка 5.
У кого 4 звездочки? Тоже ставлю оценку 5. С четырьмя звездочками кто у нас? Вам за урок ставлю 4.
Спасибо за урок!