Японская сказка «Добрый крестьянин


Урок чтения во 2 классе.
Тема урока. Японская сказка «Добрый крестьянин».
Цель: Формирование читательской компетенции младшего школьника.
Задачи.
Образовательные:
познакомить с новой сказкой «Добрый крестьянин»;
познакомить с понятием «Японская сказка»;
формировать умение осознанного чтения, техники чтения;
развивать навык пересказа текста по иллюстрациям и наводящим вопросам учителя;
Развивающие:
развивать слуховое восприятие через словесные инструкции;
развивать устную речь через словарную работу, обогащать словарный запас;
развивать умение выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Воспитательные:
учить слушать учителя и друг друга, воспитывать умение работать в коллективе;
воспитывать любовь к чтению;
учить высказывать свои суждения (с помощью учителя), делать выводы (с помощью учителя);
воспитывать нравственнее качества личности.
Коррекционные:
корригировать память через неоднократное повторение;
корригировать мышление через анализ и сравнение;
корригировать эмоционально-волевую сферу через смену видов деятельности.
Оборудование: разрезные картинки, наборное полотно, учебник для специальных (коррекционных) образ. учрежд. VIII вида. Авт.-сост. С.Ю.Ильина. – СПб.: «Просвещение», 2011.
Ход урока:
Организационный момент.
Цель: организовать, настроить  детей на работу на уроке.
Глаза хотят внимательно смотреть,
А уши – слышать, что другие говорят.
Мы многое должны успеть,
А время нас не ждет, минуты все спешат.
II. Артикуляционная гимнастика.
Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность языка.
Упражнения: «Дудочка», «Лошадка», «Шарики», «Чистим зубы», «Качели».
III. Проверка домашнего задания.
(Разбор сказки «Волк и лошадь)
Цель: проверить выполнение домашнего задания. Развивать навык пересказа текста по иллюстрациям и наводящим вопросам учителя;
IV. Изучение нового материала.
Постановка учебной задачи.
- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новой сказкой.
Цель: сообщить тему урока, поставить цель перед обучающимися.
2) Выяснение названия сказки.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с народной японской сказкой «Добрый крестьянин».
3) Знакомство с новым понятием «Японская сказка»
Цель: познакомить обучающихся с понятием «Японская сказка», расширять словарный запас детей.
- Как вы думаете, кто написал народную японскую сказку?
- Мы с вами знаем, что есть сказки, которые называются народными. Что означает это слово?
- Верно, сказку «Добрый крестьянин» тоже сочинил народ, который носит название ЯПОНЦЫ. Японцы - это народ, живущий в Японии, коренное население Японских островов.
4) Чтение сказки учителем.
– Японским народом была написана сказка «Добрый крестьянин». Что можно предположить, прочитав название сказки?
– Какого человека называют добрым?
– Давайте проверим наши предположения. Я прочитаю вам сказку, слушайте внимательно, в конце вы ответите, о ком эта сказка?
«Добрый крестьянин». (Чтение сказки учителем).
- О ком эта сказка?
– Подтвердились ли наши предположения? Крестьянин действительно добрый?
(Выслушиваем ответы, но не комментируем.)
5) Работа с трудночитаемыми словами.
Цель: отработать технику чтения трудных слов, объяснить значение новых слов.
- Прежде чем вы начнёте читать сказку, давайте с вами потренируемся читать сложные слова, которые встретятся вам в этой сказке. Ребята, обратите внимание, сначала эти слова написаны по слогам, затем слитно – это означает, что второй раз мы должны прочитать эти слова бегло.
НА – ВЬЮ – ЧИТЬНА – ВЬЮ – ЧИЛКРЕСТЬ – Я - НИН
6) Чтение текста учениками.
Цель: формировать технику чтения.
- Теперь эту сказку будете читать вы.
7) Физ. Минутка.
Цель: сохранение оздоровительного режима урока.
- Давайте с вами немного отдохнём.
 Раз, два, три, четыре, пять,
Мы умеем отдыхать.
Приподнялись, чуть присели
И соседа не задели.
А теперь придется встать,
Тихо сесть, начать писать (Читать).
 Раз, два, три, четыре, пять,
Мы умеем отдыхать.
Приподнялись, чуть присели
И соседа не задели.
А теперь придется встать,
Тихо сесть, начать писать (Читать).
 Раз, два, три, четыре, пять,
Мы умеем отдыхать.
Приподнялись, чуть присели
И соседа не задели.
А теперь придется встать,
Тихо сесть, начать писать (Читать).
Вы, наверное, устали?
Настало время отдыхать.
Предлагаю всем усталость
Физминуткой быстро снять.
Выполнение упражнений под музыку(Елочка).
- Молодцы. Очень хорошо выполняли упражнения.
- Садитесь. Продолжаем работать.
- Будем читать.
(- «Добрый крестьянин». Один крестьянин оседлал лошадь и поехал в город. В городе он купил десять мешков риса.).- Спасибо, достаточно. Куда отправился крестьянин?
- Ребята, как вы понимаете слово «оседлал»?
- Что купил крестьянин в городе?
- Посмотрите на экран. Подходит данная иллюстрация к отрывку, которую вы прочли?
– Прочитайте ещё раз эту часть, а мы проверим, верно, ли ваше предположение. - Сколько мешков риса купил крестьянин?
- А вы знаете, что такое рис?
- Рис – это крупяная культура, культурное растение. - Продолжаем читать дальше.( - Больше семи мешков лошадь не поднимет, - сказал продавец риса, оставь три мешка, приедешь за ними завтра).
- Что посоветовал продавец риса крестьянину?
- Прочитайте ещё раз эту часть.
- Как вы считаете, почему продавец предложил оставить до завтра 3 мешка риса?
- Продолжаем читать.
(- У меня лошадь старая, - ответил крестьянин, - ей и семи мешков будет много. Я нагружу на неё пять, а остальные потащу сам)- Сможет ли лошадь поднять семь мешков? Почему?
-Как решил поступить крестьянин?
- Прочитайте ещё раз эту часть.
- Как вы считаете. Почему крестьянин решил нагрузить на себя 5 мешков? - Продолжайте читать дальше.(- Так он и сделал: пять мешков навьючил на лошадь, а пять взвалил себе на спину.)
- Достаточно. Что значит навьючил?
–Читаем дальше. – (Потом сел на лошадь верхом и поехал. Лошадь сделала несколько шагов и встала. Ноги у неё так и подгибались.) - Скажите, как поступил крестьянин?
- Смогла ли лошадь идти?
- Прочитайте ещё раз этот отрывок. Докажите словами из текста, что лошади было тяжело нести мешки и крестьянина.
- Продолжаем читать. – (- Ах ты лентяйка! – сердито закричал крестьянин. – Другие кладут на лошадей по 7 мешков, а я тебя жалею – пять мешков на себе везу. Что же ты упрямишься?) – Почему же лошадь не смогла дойти до деревни?
- Прочитает последнюю часть ещё раз.
– Что же высмеивает эта сказка?
- Соответствует название сказки её содержанию? Можно ли назвать крестьянина добрым? Ведь он жалеет свою лошадь...
8) Пересказ сказки.
Цель: развивать навык пересказа текста по иллюстрациям и наводящим вопросам учителя; - Ребята, сейчас мы с вами попробуем пересказать эту сказку.
- Кто хочет попробовать пересказать?
V. Организация окончания урока: 1) Подведение итогов.
Цель: учить высказывать свои суждения (с помощью учителя), делать выводы (с помощью учителя).
- Вы все молодцы, ребята, урок подходит к концу, и я хотела бы узнать: – Можно ли крестьянина назвать положительным героем?
– На чьей стороне составитель сказки? Почему?
– О каких человеческих качествах эта сказка?
– Что высмеивает сказка?
– Можно ли сказать, что это размышление о людях вообще, а не только о японском крестьянине?
– Хочется ли ещё прочитать другие японские сказки?
2)Домашнее задание.
Пересказ сказки по опорным вопросам.
3) Оценка деятельности учеников. - Мне очень понравилось как вы сегодня работали, особенно мне понравилась работа …. (Учитель даёт оценку работы особо отличившимся, хвалит каждого, проговаривая, что у него лучше получилось).