Урок литературного чтения по теме : Н. Заболоцкий Сентябрь


Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека.
Учитель начальных классов: Пустовских Татьяна Николаевна
УМК« Перспективная начальная школа».
Предмет: литературное чтение
Класс: 4
Раздел: « Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека ».
Тип урока: предъявление новых знаний.
Тема урока: Н. Заболоцкий «Сентябрь», М. Врубель «Жемчужина».
Цель:
Организовать совместную деятельность с учащимися по формированию культуры сравнительного анализа произведений, принадлежащих к разным видам искусства: на основе сходства или различия мировосприятия их авторов.
Задачи:
1.Расширить представления учащихся о природе поэтического творчества.
Учить делиться своими впечатлениями, подтверждая своё мнение деталями поэтического и живописного произведения, учить определять с помощью, каких средств и приёмов автор передает свои чувства и переживания в произведении.
Формировать культуру сравнительного анализа произведений, принадлежащих к разным видам искусства: на основе сходства или различия мировосприятия их авторов.
2.Совершенствовать осмысленное чтение, продолжить обучению выразительному чтению, как способу передачи личного восприятия стихотворения, своих переживаний, культуру предметного общения.
3. Воспитывать сознание детей, способное обнаруживать смысл и красоту в окружающем мире, внимание к поэтическому и живописному языку.
льтата.
Ход урока:
Учитель - Ребята скажите, как называется тема раздела, по которому мы сейчас работаем?
Дети - «Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека».
Учитель - С помощью, каких выразительных средств и приёмов поэты, писатели и художники передают нам свои чувства, впечатления, переживания?
Дети - Они передают нам свои впечатления с помощью пронзительно точных слов, композиции, цветовой гаммы, приёма сравнения, олицетворения, контраста, звукописи, используют разные способы передачи речи героев: диалог и монолог.
Учитель - Сегодня на уроке мы продолжим сравнение литературного и живописного произведения с целью обнаружения сходства или различия темы или заключенного в них главного переживания (настроения) автора
Эпиграф к уроку:
«Пришел сентябрь с красками,
Коснулся листьев ласково
И деревце просто
Вдруг стало золотое»
Н. Светлячок
Чтение хором
-Ребята, о каком времени года говорится в данном отрывке? (Об осени)
-Как вы думаете, исходя из эпиграфа, какова тема урока? (Сентябрь, осень)
-.
Многие поэты и писатели свои произведения посвещали осени. Чтение отрывков из стихотворений.
Перед вами лежат отрывки из литературных произведений. Исходя из темы урока отберите произведение с которым мы будем работать.
1. Валентина Осеева.
СИНИЕ ЛИСТЬЯ
У Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:
-  Дай мне зелёный карандаш. А Катя и говорит:
- Спрошу у мамы.
Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:
- Позволила мама?
А Катя вздохнула и говорит:
- Мама-то позволила, а брата я не спросила.
- Ну что ж, спроси ещё у брата, - говорит Лена. Приходит Катя на другой день.
- Ну что, позволил брат? - спрашивает Лена.
- Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.
- Я осторожненько, - говорит Лена.
- Смотри, - говорит Катя, - не чини, не нажимай крепко, в рот
3. Паустовский Константин Георгиевич
Словарь родной природы
Невозможно перечислить приметы всех времен года. Поэтому я пропускаю лето и перехожу к осени, к первым ее дням, когда уже начинает «сентябрить».
Увядает земля, но еще впереди «бабье лето» с его последним ярким, но уже холодным, как блеск слюды, сиянием солнца. С густой синевой небес, промытых прохладным воздухом. С летучей паутиной («пряжей богородицы», как кое-где называют ее до сих пор истовые старухи) и палым, повялым листом, засыпающим опустелые воды. Березовые рощи стоят, как толпы девушек-красавиц, в шитых золотым листом полушалках. «Унылая пора — очей очарованье».
4. Виктор Голявкин. ТЕТРАДКИ ПОД ДОЖДЁМ
На перемене Марик мне говорит:
— Давай убежим с урока. Смотри, как на улице хорошо!
— А вдруг тётя Даша задержит с портфелями?
— Нужно портфели в окно побросать.
Глянули мы в окно: возле самой стены сухо, а чуть подальше — огромная лужа. Не кидать же портфели в лужу! Мы сняли ремни с брюк, связали их вместе и осторожно спустили на них портфели. В это время звонок зазвенел. Учитель вошёл. Пришлось сесть на место. Урок начался. Дождь за окном полил. Марик записку мне пишет:
Пропали наши тетрадки.
Какой текст мы оставим для чтения?
ПАустовский. Словарь родной природы.
Нередко писателя называют художником слова, даже поэтом, хотя он пишет прозу. Немногие авторы удостаиваются этих определений. Достоин ли их Паустовский?
Паустовский Константин Георгиевич
Словарь родной природы
Невозможно перечислить приметы всех времен года. Поэтому я пропускаю лето и перехожу к осени, к первым ее дням, когда уже начинает «сентябрить».
Увядает земля, но еще впереди «бабье лето» с его последним ярким, но уже холодным, как блеск слюды, сиянием солнца. С густой синевой небес, промытых прохладным воздухом. С летучей паутиной («пряжей богородицы», как кое-где называют ее до сих пор истовые старухи) и палым, повялым листом, засыпающим опустелые воды. Березовые рощи стоят, как толпы девушек-красавиц, в шитых золотым листом полушалках. «Унылая пора — очей очарованье».
Работа над чтением текста.
1. Сейчас мы будем читать текст.
а) Читаем про себя.( Стараемся понять о чём нам хотел рассказать писатель? Стараемся представить картины , которые он нарисовал словами
Что вы представили читая текст?
б)Читаем текст вполголоса.
В- Читаем текст по цепочке.
- чтение за учителем
г)Прочитайте самый красивое предложение в тексте.
д) Подчеркните те слова и выражения, которые помогут вам нарисовать иллюстрацию к тексту.
- Расскажите, что будет изображено на вашей иллюстрации, используя подчёркнутые слова. Работа в группе.Лучшие устные рассказы озвучиваем.
Нередко писателя называют художником слова, даже поэтом, хотя он пишет прозу. Немногие авторы удостаиваются этих определений. Достоин ли их Паустовский?
Вернёмся к тексту.
Во втором предложении найдите слово, в котором 10 букв, 9 звуков.
Сентябрить. Что это значит?
Учитель - Поработаем в парах. Запишите на листочках ассоциации к слову «сентябрь». Договоритесь, кто будет представлять у доски (на доске появляется «ассоциативная карта»).
-Сегодня я хочу вас познакомить с произведением автора, который восхищался осенью.
- Как называется произведение, которое нам предстоит исследовать? Кто автор?
- Знаком ли он вам?
Прочитайте краткую биографию Н. Заболоцкого. Чтение про себя.
НИКОЛАЙ ЗАБОЛОЦКИЙ
left0Николай Алексеевич Заболоцкий родился (24 апреля) 7 мая 1903 года в Казани в семье агронома. Детские годы Николая прошли в селе Сернур Вятской губернии,. В третьем классе сельской школы Николай «издавал» свой рукописный журнал и помещал там собственные стихи. После окончания реального училища в Уржуме в 1920 году, Заболоцкий поступил в Московский университет сразу на два факультета – филологический и медицинский. Литературная жизнь Москвы захватила поэта В 1921 году Заболоцкий поступил в педагогический институт им. Герцена в Ленинграде. Учебу Заболоцкий закончил в 1925 году, имея за душой, по его собственному признанию, «объёмистую тетрадь стихов». В следующем году его призвали на военную службу.Служил он в Ленинграде. Первая книга его стихов, «Столбцы», вышла в 1929 году. Николай Заболоцкий в 30-х годы сотрудничал с журналами «ЁЖ» и «ЧИЖ», которые курировал Самуил Маршак, писал стихи и прозу для детей.
-Найдите ответы на вопросы. Как связаны эти даты с биографией поэта.( выборочное чтение)
1) 7 мая 1903 года
2)1920 год
3)1921
4)1925
5)1929
Что вас удивило в биографии Н.Заболоцкого?
- Давайте, узнаем какой сентябрь у Заболоцкого?
Чтение стихотворения . Слайд ? 1
- Понравилось ли вам это стихотворение? Чем?
А теперь внимательно и неторопливо прочитайте это стихотворение сами. Все ли значения слов вам понятны?
Далее следует уточнение слов «морок» (устаревшее)- то же, что мрак , «орешина» - то же, что орешник, «зыбкий»- здесь: имеющий неясные очертания.
«На полотне» посмотреть в толковом словаре.
Анализ стихотворения.
- А теперь, когда вам понятно каждое слово в стихотворении,
- Найдите строфу, посвященную описанию непогоды. Процитируйте.
- С чем сравнивает автор капли дождя?
- Как называется такой дождь?
- А вы когда-нибудь попадали под ливень?
- Как вы укрывались от него?
- Чем закрывается тополь от ливня?
- Покажите изнанку листа на своих ладонях. Почему он взъерошенный?
- Замечали ли вы, как серебристые тополя меняют цвет листьев под порывами ветра?
- Непогода, а описано не скучно?! – сказал Миша, прочитав первую строфу. - Вы разделяете Мишино мнение?Что делает описание непогоды такой выразительной?С помощью какого приёма поэт добивается этой выразительности?
Олицетворение.( тополь напоминает взъерошенного человека, а серебристой изнанкой листа, дерево пытается укрыться от ливня, как человек, попавший под дождь пытается прикрыть голову пакетом, руками)
Какую интонацию выберете для чтения этого четверостишия:
- бодрую, энергичную, стремительную;
- спокойную, напевную, медленную;
- насмешливую, игривую, теплую;
- задушевную, убаюкивающую.
- Потренируйтесь в парах. У кого в паре лучше получилось? Прочитайте.
б) вторая строфа:
- Прочитайте слова, которые служат границей между картиной непогоды и картиной золотой осени. Какая это строфа?
- Какое чудо преображает картину осеннего дня?
- С чем поэт сравнивает слой облаков?
- Как подчеркивает, что он очень плотный?
- Какой еще прием использует поэт?
- Какой контраст?
- Преображение непогоды… Какую интонацию использовать? Кто из вас сможет так прочитать?
в) третья строфа:
- Прочитайте.
Какого цвета листики на орешине? Почему поэт не употребляет слова Жёлтый, красный. А употребляет слова Золотой, гранатовый? Какое слово передаёт не только цвет, но и свет? А если бы не было дождя, смогли ли деревья так ярко засиять?
- Как понимаете «не навек».
- Синоним к слову «занавешена»?
- Орешина? Толковый словарь.
- Какие литературные приемы использует поэт?
- Какие слова в строфе нужно выделить ударением? Отметьте карандашом…
- Потренируйтесь в паре…
) четвертая и пятая строфа:
- Прочитайте строчки, в которых есть обращение…
- Кого называют живописцем? Подберите синоним…
- Почему поэт употребил слово «выхватывай»?
- Полотне? Толковый словарь.
- Какого цвета листики на орешине? Замените синонимом. У вас не такого ощущения, что здесь есть не только цвет? Найдите подтверждение.
- С кем сравнивает орешину?
- Зыбкую?
- Как понимаете третью строчку?
- Почему лицо заплаканное?
- Кого же должен нарисовать живописец: деревце, похожее на девушку, или девушку, похожую на деревце?
- Когда используют обращения? (просят)
- Кто сможет прочитать именно так?
. Обобщение
- С какой целью автор написал это стихотворение? Заболоцкий словно призывает верить – хорошее где-то близко, лучшее будущее обязательно наступит, нужно только найти в себе силы разглядеть первый луч, который подарит надежду, хотя бы немного рассеет сгустившуюся тьму.
- В заключение нашего урока, кто из вас хочет прочитать для нас стихотворение Заболоцкого «Сентябрь» полностью?
-
VI. Знакомство с Врубелем и картиной «Жемчужина»
-Ребята, Заболоцкий передавал образ и красоту осени словами, а как ещё можно передать свои чувства? (музыкой, картинами)
-Ребята, а какие картины посвященные осени вы знаете?
В учебниках по чтению вы наверное уже встречались с такой картиной Врубеля как «Царевна-лебедь», к какой сказке была сделана эта иллюстрация?
-А сегодня мы с вами рассмотрим ещё одну уникальную картину Врубеля «Жемчужина».
-Что такое жемчужина? Как она выглядит?
-Что вы знаете о жемчужинах?
- Жемчужины или жемчуг — это твёрдое округлое образование, извлекаемое из раковин некоторых моллюсков. Он ценится как драгоценный камень и используется для производства ювелирных изделий.
Жемчужина образуется внутри раковины моллюска в результате попадания туда постороннего предмета (песчинки и др.). И постепенно вокруг этой песчинки слой за слом накапливается перламутр, который и придает жемчугу цвет, блеск и прочность.
С давних пор считалось, что жемчуг — возможно, один из старейших камней, используемых в качестве украшения, жемчуг – "живой камень", способный менять окраску и "умирать", всегда был символом девичьих слез, поэтому жемчужные украшения предназначены только женщинам.
Как вы думаете, художники для чего пишут свои картины?
а) работа в группах (раздаю репродукции картины каждой группе).
- Посмотрите на картину внимательно, что, по-вашему, изображено, обсудите.
- Какое бы дали название ей? Запишите внизу.
Ответы детей.
9.МД.
- Найдите эту картину в МД, рассмотрите…
- Как она называется? (пауза) Кто-то из вас удивлен? Почему?
Кто написал? Где находится?
- Обратите внимание, как она изображена: что в центре, сверху, сбоку от жемчужины, внизу?
- Поделитесь впечатлениями…
- Возникает ли у тебя впечатление волны, которая сейчас накроет этих дев?
- А впечатление водной бездны в самом центре жемчужины?
- А разноцветной, тающей на глазах морской пены (на платья дев)?
- Видел ли кто из вас настоящую жемчужину? Как она образовывается?
-Какой она имеет цвет?
-Такое сочетание белого, розового и голубого плавно перетекают в перламутровый.
- И самое главное: жемчужина переливается и светится! – сказал Костя Погодин.
- А вы тоже так считаете или у вас другое мнение?
- Правда ли, что Врубелю удалось передать красоту перламутра?
- Как считаете, было ли для художника главным создать такое впечатление или что-то другое? (красота фей, морская бездна – феи – жемчуг)
Обобщение:
- Какие приемы использует художник Врубель? Олицетворение. Жемчужина -это и прелестные юные девушки и морская бездна
-Внимание Врубеля к жемчугу вряд ли случайно. Раковина и жемчуг - принадлежности другого мира, мало известного и загадочного, с которым связано много сказочных народных представлений. Сохранилось предание, что гости принес в подарок Врубелю створку огромной необыкновенной раковины с особенной внутренней поверхностью, покрытой слоящимся сияющим перламутром. Раковина отражала причудливый лик моря, его волшебную бездонность, напоминала о зыби морской, будила в воображении Врубеля звучание морской стихии, которую он так любил слушать.
Когда рубель пишет «Жемчужину», в её глубине он помещает целый мир, буйство красок, водоворот цветных переливов, где смешались цветы, звезды, медузы и где таинственно улыбаются морские царевны-русалки .
Сам Михаил Александрович говорил: «Ведь я совсем не собирался писать «морских царевен» в своей «Жемчужине». Я хотел со всей реальностью передать рисунок, из которого слагается игра перламутровой раковины, и только после того, как сделал несколько рисунков углем и карандашом, увидел этих царевен, когда начал писать красками».
10. Обобщение.
- Что же объединяет эти два произведения? Вывод: объединяет эти два произведения прием олицетворения, а точнее – у предмета есть «душа».
11. Рефлексия.
Подведем итог совместной работы.
Продолжите рассказ об осени:
Мы прощаемся с летом, которое ласково оберегало нас. А осень как будто жалеет полюбивших летнюю пору.
Допишите 1-2 предложения.
- Давайте украсим ими образ грустной девушки.
Дети выходят к доске и составляют такой образ из листиков орешины и портрета девушки. - А теперь, посмотрите, какая получилась красота!
РифлексияНа уроке я научился( ась)....
На уроке мне было интересно узнать...
Я бы хотел(а)...