Конспект урока по чтению на тему: Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою»( 5 класс).


Тема: Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою».
Цель: познакомить обучающихся со стихотворением Ф. И. Тютчева «Чародейкою Зимою».
Задачи:
1. Учить детей осознанному, выразительному чтению.
2. Создать условия для коррекции и развития устной связной речи, для обогащения словарного запаса обучающихся путем составления предложений, ответов на вопросы. Способствовать коррекции логического мышления, внимания, памяти и наблюдательности на основе выполнения заданий.
3. Создать условия для воспитания бережного, ответственного отношения к природе.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник для 5 класс специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида под ред. З. Ф. Малышевой, презентация, картина Шишкина «Зима».
Ход урока:
1.Организационный момент. Нацеливание на работу.
- проверка готовности класса к уроку;
- взаимное приветствие.
Я рада новой встрече с вами,
Приятно ваше общество, друзья!
Ответы ваши вы готовьте сами,
Их с интересом буду слушать я.
Мы сегодня снова будем читать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому, впрок
Активно включайся в работу, дружок
2. Речевая разминка. (слайд ) Работа над скороговоркой.
Три сороки-тараторки тараторили на горке.
Читаем «глазами», следуя за указкой учителя.
Говорим, но беззвучно (шевеля губами).
Шепотом.
Вполголоса.
Медленно, выделяя каждый слог.
В полный голос.
Быстро.
Быстро-быстро.
Хором.
индивидуально – Айнур, Василий, Михаил
3. Упражнение «Фотоглаз».(слайд)
Слова предъявляются по одному. Дети молча читают.
Аукает, белая береза, ямщик, коньки, лыжи, сосульки, иней.
- Какие из этих слов встречались нам в изученных произведениях о зиме?
- В каких произведениях встречаются данные слова?
- Теперь, ребята, садимся красиво, спинка прямая, руки перед собой.
4. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.
- Произведения какого автора мы изучаем?
- Произведения какого жанра писал И. А. Крылов?
- Какую басню мы читали на прошлом уроке?
- Выразительное чтение басни «Квартет».
- Чему учит нас эта басня?
- Что такое мораль басни?
Физминутка5. Введение в тему. Отгадывание загадки.
1. Как по небу с севера плыла лебедь серая, плыла лебедь сытая, вниз кидала, сыпала на поля, озерушки белый пух да перышки.(снежная туча)
2. Хлопья белые летят,
Тихо падают, кружат.
Стало все кругом бело.
Чем дорожки замело? (снег)
3.Летом одевается, зимой раздевается. (лес)
- На какую тему все загадки?
- Итак, мы сегодня начинаем новый раздел, который называется «Карины родной природы» и познакомимся с чудесным стихотворением Федора Ивановича Тютчева «Чародейкою Зимою».
6. Работа по теме урока
1) Чтение стихотворения учителем наизусть с нацеливанием.
- Что происходит зимой в лесу?
Ответы детей после чтения учителя.
2) Чтение про себя, пометка непонятных слов и выражений.
- Индивидуальная работа учителя с Айнуром, Михаилом, Василием. (индивидуальная программа)
3) Словарная работа: (слайд)
Чародейка – Колдунья, волшебница.
Немая – тихий, безмолвный.
Бахрома – полоска тесьмы для обшивки скатерти, платка со свисающими кистями. Здесь: покрытые снегом ветки деревьев.
Околдован – впечатлен, удивлен.
Окован – покрыт со всех сторон.
Физминутка для глаз.
4) Чтение и анализ текста стихотворения обучающимися по строфам.
А) Чтение первой строфы( читает сильный ученик)
- Какие картины вы себе представили после прочтения первой строфы?
- Лес живой или мертвый? (Лес как живой организм, загадочной, чудной жизнью он блестит даже под зимним покровом).
- Как названа жизнь зимнего леса? ( Неподвижная, немая, чудная жизнь).
- «Чудная жизнь» - от какого слова образовано слово «чудный»? (Чудо)
- А что оно обозначает? ( Что-то очень красивое, необычное.Зимнее чудо совершается в состоянии сна: прекрасная, удивительная, волшебная).
Б) Чтение второй строфы.
- Итак, лес, как живое существо, очарован… Чем же?
- Давайте пофантазируем, сто ему снится?
- Сравним два слова: очарован и чародейка. Есть ли у них что-либо общее? (У них общий корень «чар» - волшебство, обояние.- А кто из вас очарован такой картиной?
5) Работа по картине Шишкина «Зима».
- Ребята, попробуйте подобрать строчки из стихотворения.
- А как надо ходить по такому лесу? Почему?
- Только ли о красоте нужно заботиться?
6) Работа над выразительным чтением.
7. Итог урока. Рефлексия
- Чем вам понравилось произведение?
- Какие чувства у вас появились?
- В чем хотел убедить нас автор? Найдите в тексте предложения, которые отражают главную мысль стихотворения.
8. Выставление оценок с комментированием.
9. Домашнее задание: стр. 131 – выучить стихотворение наизусть.