Конспект по литературному чтению Ф.Тютчев Чародейкою зимою(2класс)


Предмет: Литературное чтение.Класс: 2бТема: Ф.И.Тютчев «Чародейкою Зимою».
Цели и задачи урока.
I. Образовательные:
1. Ввести учащихся в мир поэзии Ф.И. Тютчева на примере стихотворения «Чародейкою Зимою...»
-познакомить с пейзажными зарисовками зимнего времени года Ф. И. Тютчева;
-формировать умение анализировать поэтический текст, внимательно относиться к каждому слову в лирическом произведении;
-закрепить полученные умения определять тропы в художественном тексте;
2. Показать глубину, ёмкость, певучесть, мелодичность поэзии Ф.И. Тютчева.
II. Развивающие:
1. Развивать умения и навыки анализа поэтического текста;
2. Развивать навык выразительного чтения, как средства выражения своего понимания;
3. Развивать умение вслушиваться в стихотворение, определять чувства и настроения автора; выявлять творческую индивидуальность поэта;
4. Развитие воображения, памяти, внимания, творческих способностей.
III. Воспитательные:
-привлекать учеников к прочтению и изучению лирических откровений русских писателей, в частности, Ф. И. Тютчева;
-воспитывать чувства прекрасного; любовь и уважение к родной природе; наблюдательности к окружающему миру,
-утвердить значимость и ценность каждого слова;
-передать красоту и музыкальность поэтической речи;
-пробудить желание к созданию своих лирических откровений о природе.
Планируемые результаты: научатся прогнозировать содержание стихотворения, читать выразительно, передавая настроение стихотворения, рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения.
Вид урока: объяснение нового материала.
Ход урока
Мотивация
Закроем глаза и шёпотом произнесём: зима…
Какое чувство возникло?
Вы видели, как идёт снег?
- Расскажите, какие снежинки вы видели ( ажурные, серебристые, нежные, пушистые, кружевные, лёгкие)
- С чем можно их сравнить, белые, как… (сахар, молоко)
- Лёгкие, будто… ( пух, пушинки)
- Ажурные, словно…( кружева, звёздочки)
-Что же делают эти лёгкие снежинки? (летают, падают, кружатся, ложатся).
- А можно ли сказать, что они шепчутся? Или танцуют, грустят, плачут?
Если хотим наделить их свойствами живых существ.
II.Актуализация знаний.
1.Дыхательная гимнастика.
- Приготовьтесь к дыхательным упражнениям и речевой разминке. Сядьте правильно. Расслабьтесь. Наша задача произносить звуки чётко, читать целыми словами. Подготовим голос к работе.
- вдох носом, выдох через рот;
- нюхаем цветок;
- тушим свечу.
2.Речевая разминка.
Работа с чистоговорками.
Ок – ок - ок- падает снежок.
Ип- ип- ип- слышу снега скрип.
Ре- ре-ре- горы в снежном серебре.
- Прочитайте конец 1 предложения с вопросительной интонацией.
- Конец 2 предложения с восклицательной интонацией.
- В 3-м предложении логическое ударение поставьте на слове снежном.
- Прочитайте чистоговорки шёпотом и медленно.
- А теперь прочтите громко и весело.
Вывод: Подготовили речевой аппарат. Вот теперь самое время проверить домашнее задание.
III.Проверка домашнего задания.
Итак, сегодня -20 января
-Какое это время года по календарю?
-Подчинилась ли природа календарю?
-Что изменилось в окружающем вас мире, в природе?
-Чем вам нравится зима?
-А вы в лес зимой ходите? Что вы видели там? Что запомнили? Чему удивились? (словесное рисование).
-А кто хозяйничает в лесу, кто сделал его таким?
-А как бы вы назвали зиму? Какие эпитеты мы можем подобрать к слову - «Зима»? (волшебница, колдунья, кудесница, художница, кружевница, мастерица и т.д.)
- Какое произведение читали дома? Кто его написал?
-Откройте учебники. Наша задача проверить свои навыки: правильность, беглость, осознанность, выразительность.
- Чьё чтение вам хотелось бы послушать?
Чтение наизусть.
- Чьё чтение вам хотелось бы отблагодарить "пятёркой"? Почему?
- Какие бы советы дали остальным ребятам?
- Какой отметкой оцените их чтение?
- Почему так?
IV .Самоопределение к деятельности.
Кто догадался, о чем будем говорить сегодня на уроке?
- Чему будем учиться?
- Сегодня мы продолжим наше путешествие в зимний лес и познакомимся с одним из прекраснейших стихотворений Ф. И. Тютчева "Чародейкою Зимою:". И наша задача попытаться вслушаться в стихотворение, понять, как и какими словами и средствами автор доносит до нас читателей красоту окружающего мира.
V.Работа по теме урока.
Беседа об авторе.
-Действительно красив, загадочен зимний лес. Многие писатели и поэты в своем творчестве обращались к этой теме. Одним из них является Федор Иванович Тютчев.
Федор Иванович Тютчев (1803-1873) был богато одаренным с раннего детства, как сегодня сказали бы, вундеркиндом. Первое стихотворение он опубликовал в 14 лет, а в 15 лет он уже студент Московского университета. Провел много лет за границей. У Тютчева много стихотворений о природе. Через обращение к природе поэт часто показывает сложный мир человеческих переживаний.
-Запишем в тетрадях 2 предложения. Что в его биографии привлекло ваше внимание? (Федор Иванович Тютчев (1803-1873) был одаренным ребенком. Первое стихотворение он опубликовал в 14 лет.)
1. Чтение учителем стихотворения
- Поделитесь своими впечатлениями. (спокойно, мирно, хочется молчать и любоваться)
Понравилось вам стихотворение?
Что напоминает это стихотворение? (сказку)
Вывод: Слушая вас, я сделала вывод - стихотворение вам понравилось.
- Давайте внимательно прочитаем, а потом подумаем, поразмышляем над его содержанием.
2. Чтение детьми:
шёпотом
в парах друг другу
Установка: Старайтесь читать плавно, слитно, вчитывайтесь в текст стихотворения.
3.Словарная работа.
- Проведём словарную работу.
Чародей, волшебник - человек, чем-то очаровывающий других.
Очаровать - произвести сильное, неотразимое впечатление на кого-нибудь, что-нибудь.
Чары - волшебство.
Ослепительная краса (красивая, блестящая)
Бахрома - тесьма с висящими с одной стороны нитями, мягкими волокнами, шнурками или любыми другими подвесками. Используется как обшивка краев одежды, скатерти и пр. из крученых или иной формы шелковых, шерстяных, серебряных или золотых ниток, а также как украшение к занавесям, мебели, абажурам.
Мещет – мечет - от слова метать.
4.Чтение детьми вслух.
- Не кажется ли вам, что стихотворение напоминает сказку?
Как вы думаете, о Ком или о Чём это стихотворение? (Если по грамматике зима, лес - что? А в стихотворении - кто).
Почему вам показалось, что правильнее было спросить о ком стихотворение?
А вы обратили внимание, с какой буквы написано слово Зима? В каких случаях мы употребляем заглавную букву? (имена собственные). Тогда почему же Тютчев слово Зима пишет с заглавной буквы? (например: хотел показать, что Зима живая, что природа живая и т.д.)
Поэт - волшебник совершил чудо и превратил время года Зиму в живое существо. Какой литературный прием использовал автор? (олицетворение)
Каким красивым словом называет поэт Зиму? (чародейка).
-К какому слову, близкому по значению, можно отнести слово чародейка?
- Кто такой чародей, волшебник? Что он может?
Чародей, волшебник - человек, чем-то очаровывающий других.
.Анализ стихотворения.
- О чём это стихотворение?
-Какие картины вы себе представляете после чтения стихотворения?
- Почему Зиму поэт называет чародейкою?
- Какое волшебство, колдовство она совершила?
- Почему Зима с большой буквы?
- Почему Зима, лес, солнце обрисованы как живые существа? Найдите примеры.
-В каком состоянии находится зимний лес? В каких словах показаны неподвижность леса, состояние покоя?
- Почему такое состояние Тютчев характеризует словами «не мертвец и не живой»?
- Что относится к слову мертвец, а что к слову – живой?
- Укажите «волшебные» слова. Зачем эти слова необходимы о зимнем лесе?
- Какой волшебный сон снится лесу?
- Что такое «чудная жизнь»?
- Как преображается лес, когда на него падает луч солнца?
Опишите подробно. Почему Тютчев назвал это ослепительной красой?
- Вам хотелось бы совершить прогулку в такой лес, какой нарисовал нам поэт Тютчев?
VI. Физминутка.
Все ребята дружно встали,
Все ребята дружно встали (выпрямиться).
И на месте зашагали (ходьба на месте).
На носочках потянулись (прогнуться назад, руки положить за голову).
Как пружинки мы присели (присесть).
И тихонько разом сели (выпрямиться и сесть).
VII. Продолжение работы по теме урока.
- Подумайте, отличаются ли их рассказы?
- Что вы видите в них общего?
Вывод: Зима у них красивая, спокойная, неподвижная, торжественная, таинственная.
- А теперь самостоятельно друг другу прочитайте это стихотворение, приготовьтесь к выразительному чтению вслух.
- Какое чтение считается выразительным?
Установка: Не забудьте сделать паузы, выделяйте голосом важные слова. Выберите темп, силу голоса.
Прослушивание 3-5 учащихся.
Перед прослушиванием: Постарайтесь донести до слушателей красоту картины и музыку стиха.
После чтения: Можно ли поэта назвать мастером, художником слова?
Вывод: Он сумел подобрать такие слова, которые помогли войти нам в мир красоты. нам удалось прикоснуться к тайне зимнего леса, к волшебству мастера поэтического слова, почувствовать его настроение.
VIII.Рефлексия.
Пришло время оценить свой труд.
- Чему учились сегодня на уроке?
- Чему можете научить своих одноклассников?
- От чего испытали радость?
- Что огорчило?
- А в целом, с каким настроением работали?
IX. Итог
Какое стихотворение мы читали на уроке?
Кто его автор?
Соедини стрелками слова из первого столбика с эпитетами, использованными поэтом.
бахрома снежная
сон неподвижная
чудная
немая
жизнь волшебный
краса лёгкая
пуховая
цепь ослепительная
VII. Домашнее задание:
- Стихотворение выучить наизусть. К наиболее понравившимся строкам стихотворения подобрать иллюстрации.