Урок по литературному чтению для 2 класса по теме «Русские писатели. Ф.И. Тютчев «Чародейкою зимою околдован лес стоит»

Тема: Русские писатели.
Ф.И. Тютчев «Чародейкою зимою околдован лес стоит».
Цели: совершенствовать технику чтения;
учить выразительному чтению;
обогащать речь детей;
прививать любовь к поэзии, творчеству.
Оборудование: учебники, плакат с надписью темы, портрет поэта, памятка «Учись читать выразительно», музыкальный архив.
Сценарный план урока.
1. Проверка домашнего задания.
- О каком времени года мы читали произведения?
- Какое сейчас время года? (зима)
2. Мобилизующий этап.
- Посмотрите, что за окном. Постарайтесь найти самое яркое, точное слово для описания сегодняшнего утра.
- На доске написаны слова, обозначающие состояния природы. Ваша задача за 10 секунд сфотографировать глазками, т.е. прочитать и запомнить как можно больше слов, а назвать только те, которые подходят к описанию сегодняшнего утра:
пасмурное
солнечное
хмурое
неприветливое
- Закроем глаза и шепотом произнесем зима.
- Какое чувство возникло? (грусти, таинственности, праздника)
- Кто видел, как идет первый снег? (хлопьями, кружась в воздухе, сплошной стеной)
- Как вы понимаете выражение «как снег на голову»? (внезапно, неожиданно)
- Какие вы видели снежинки? Опишите. Посмотрите, какие снежинки нарисовали наши мальчики А эти снежинки вырезали наши девочки
- Сфотографируйте и запомните как можно больше слов, написанных на доске:
ажурные
серебристые
нежные
легкие
пушистые
- С чем бы вы их могли сравнить? (ажурные, как кружево; лёгкие, как пух; пушистые, как ресницы; нежные, как лепестки розы)
- Поиграем в игру «День - ночь». Тот, до кого дотронется учитель, называет «снежное слово», а дети угадывают, кто из одноклассников сказал.
3. Постановка цели.
- Ребята, сегодня мы познакомимся со стихотворением великого русского писателя Федора Ивановича Тютчева, познакомимся с его взглядом на это загадочное время года, сможем насладиться красотой его слога. (Показ портрета)
4. Чтение текста учителем.
- Какую картину вы представили?
- Слышится ли музыка, если да, то какая? (Плавная, тихая, грустная)
- К какому слову, близкому по значению можно отнести слово «чародейка»? (Волшебница, кудесница)
- Есть ли разница в словах «заколдован» и «околдован»?(заколдован кем-то: Дедом Морозом, Морозом-воеводой, двенадцатью месяцами;
очарован чем-то: красотой,
· великолепием, сказкой)
- Как понимаете выражение «ослепительной красой»?(удивительной, сияющей)
Мобильная пауза.
Пускай снегами все заносит, (Руки через стороны вверх, опустили.)
Пускай лютуют холода, (Руки на пояс, повороты туловища влево-вправо.)
Зима меня не заморозит,
Не напугает никогда. (Левой рукой плавное движение вверх-вниз, правая на поясе.)
Зимою белые снежинки
Танцуют за моим окном. (Правой рукой плавное движение вверх-вниз, левая на поясе.)
А Дед Мороз свои картинки
Рисует на стекле ночном. (Плавные движения двумя руками вверх-вниз перед собой.)
5. Самостоятельное чтение, проверка первичного восприятия.
- Прочитайте самостоятельно текст стихотворения, вдумаЙтесь в его строки (чтение на фоне музыки).
-Попытайтесь нарисовать словами увиденную вами картину.
- Как вы поняли строки «не мертвец и не живой» (спит); «весь окован легкой цепью пуховой» (сугробы снега).
6. Работа над выразительностью:
- Ребята! Давайте обратимся к памятке «Учись читать выразительно».
А) Расстановка логических ударений (1-ый столбик – на доске, далее- самостоятельно);
Б) Определение темпа чтения.
В) Определение тембра голоса при чтении.
7. Проведение итогов конкурса «Лучший чтец».
8. Творческая работа.
– Обогатите текст «красивыми» словами – образными определениями.
Вот и пришла зима.
Снег покрыл землю.
В лесу тихо.
Хлопья снега лежат на деревьях.
9. Рефлексия.
– Докажите точность слов Тургенева: « Тютчев создал речи, которым не суждено умереть».
10. Оценка работы класса. Приём «снежинка».Взаимооценка (индивидуальная оценка ) работы обучающихся на уроке.
Отметка «5» -серебристая снежинка.
Отметка «4» -голубая снежинка.
Отметка «3» -белая снежинка.
11. Задание на дом.
- Нарисовать рисунок к стихотворению и попробовать свои силы в составлении стихотворений:
.. льдинки
.. снежинки
.. дома
.. зима
(по желанию продолжить буриме).


15