Урок чтения в 9 кл. Н.М.РУБЦОВ ТИХАЯ МОЯ РОДИНА


Тема урока. Н.М. Рубцов «Тихая моя родина»
Цели урока. Познакомить уч-ся с произведением Н.М. Рубцова «Тихая моя родина».
Совершенствовать навык выразительного чтения.
Развивать образное мышление, слуховое восприятие, умение ориентироваться в тексте, работать по картине. Расширять и активизировать словарь уч-ся.
Воспитывать любовь к родному краю.
Оборудование: словарные слова, запись стихотворения, запись песни.
Ход урока.
Орг.момент
Проверка домашнего задания.
- С биографией какого поэта мы познакомились на прошлом уроке?(Вывешивается портрет)
- Что было задано на дом?
- Давайте прочитаем.
- Где же прошло детство Рубцова?
- Почему он воспитывался в детском доме?
- Кратко перескажите биографию поэта.
- Чему же посвящал свои стихи Н. Рубцов?
3. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением Н.М. Рубцова, которое называется…(На доске вывешивается название стихотворения)
- Прочитайте название стихотворения.
- Как вы думаете, о чём это стихотворение, судя по названию?
- Назовите слова, близкие по значению к слову «родина». (Россия, Отчизна, Отечество, родная земля)
Стих-е «Тихая моя родина» Рубцов посвятил своему другу В. Белову, который тоже писал о родине, о родных местах.
Сегодня на уроке мы будем читать это стихотворение, работать по его содержанию, рисовать словесную картину. Будьте внимательными, активными, давайте полные ответы.
4. Изучение нового материала.
а) Словарная работа.
В тексте вам встретятся слова, значение которых могут вызвать у вас трудности.
Погост – сельское кладбище (в старину церковь с прилегающим участком и кладбищем)
Обоз – повозки, едущие друг за другом.
Обитель – то же, что и монастырь – храм, церковь.
б) Прослушивание записи стихотворения в исполнении автора
Прежде чем мы начнём читать это стих-е, предлагаю вам послушать запись стих-я в исполнении самого поэта Н.М. Рубцова. (Запись)
- Какое чувство вызвало у вас это стих-е? (грусти, печали, тоски)
- О чём грустит поэт? (о детстве, о родине)
Правильно, ребята! Рубцов выражает свою грусть по детству, по родным местам, по своей «малой» родине. Откройте страницу 215. У нас стихотворение в сокращённом виде.
в) Самостоятельное чтение
- про себя;
А теперь прочитайте вы это стихотворение про себя.
- Чему же посвящено это стихотворение?
- вслух;
г) Словесное рисование
- Какие картины возникли у вас при чтении этого стихотворения? Давайте нарисуем словесную картину. (Ответы уч-ся)
д) Работа по картине
Посмотрите внимательно на картину И. Левитана «Озеро (Русь)»
- Что мы видим на картине?
- Подходит ли эта картина к стихотворению?
- Почему вы так считаете?
- Найдите и зачитайте соответствие картины и слов стихотворения
е) Беседа по содержанию.
Давайте попробуем проникнуть в настроение автора, выяснить, чем оно вызвано и с помощью каких приёмов показано.
- К чему обращается автор в своём стихотворении?
- В какой строчке это видно?
- С какой интонацией надо прочитать эти слова? (С восторгом, с любовью, с восхищением,) Прочитайте выразительно.
- А что значит … в конце второй строки?
Этот приём называется умалчивание. Эту строку надо прочитать с паузами, не спеша. Автор заставляет задуматься, а как вы представляете себе свою родину. (Прочитайте)
- С какой интонацией надо читать следующие две строки? (с сожалением, грустью)
- Почему?
- А какие слова говорят о том, что автор давно здесь не бывал? Зачитайте.
Да, ребята! Эти строки говорят о том, что многие люди редко приезжают туда, где родились, мало молодёжи остаётся в селе, ветшают и разрушаются здания. А село продолжает жить своей жизнью.
- А какое слово повторяется неоднократно? (тихо, тихо)
- А как вы думаете, что этим хотел показать автор?
Это слово автор использует, чтобы показать неспешность, размеренность сельской жизни, т.е. всё идёт своим чередом, жизнь тихо продолжается.
- Что изменилось в селе, где давно не бывал поэт?
Изменилось село, но человека всегда тянет вернуться к родным местам, туда, где сохранилась память о своих родных, соседях, одноклассниках. Вновь хочется почувствовать себя мальчишкой или маленькой девочкой.
- Какие строки говорят об этом?
Придёт время уезжать из родных мест.
- Как вы думаете, с чем сравнивает автор речку, которая будет бежать и бежать вслед автору? (с жизнью)
Жизнь сравнивается с рекой.
- Зачитайте эти строчки.
- А почему она туманная?
А потому что неизвестно, как сложится жизнь, какая она будет – лёгкая или тяжёлая. Повтор бежать и бежать показывает, что всё меняется, и жизнь меняется, но память остаётся на веки привязанной к тем местам, которые были дороги.
- Какие слова стихотворения говорят об этой привязанности?
Правильно, ребята! Автор вспоминает своё детство, юность, которое навсегда соединили его с родиной. Детские годы связаны со смертью матери, с деревянной школой, с куполом церковной обители. Воспоминания навевают тихую грусть и подчёркивают неразрывную связь героя с маленьким уголком земли.
С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.
ж) Выразительное чтение
- Давайте попробуем передать чувства и мысли поэта своим выразительным чтением.
з) Прослушивание песни М. Трошина «Тихая моя родина»
Ребята! Некоторые стихи Рубцова переложены на музыку. Я предлагаю вам послушать песню на стихи Рубцова «Тихая моя родина» в исполнении М. Трошина. Пусть музыка поможет вам ещё раз прочувствовать тихую печаль автора по родным местам. (Звучит запись)
- В каком темпе звучала эта песня? (Медленно, спокойно)
- Как удалось исполнителю передать настроение поэта? (Тихим, спокойным, ровным голосом)
5. Домашнее задание: выразительное чтение стихотворения
6. Итог урока.
- В чем же мудрость, главная мысль этого стихотворения? (Надо любить и беречь свою родину, родные места, людей, с которыми общаемся и ценить это общение)
Отметки за урок.