Конспект урока по литературе на тему Н.М. Рубцов Звезда полей (6 класс)


Урок литературы в 6 классе
Тема: Н.М Рубцов «Звезда полей»
Цели урока: способствовать развитию у учащихся умение раскрывать идейное содержание стихотворения, выявлять роль художественных средств в раскрытии замысла автора; содействовать формированию коммуникативных умений учащихся: сравнивать, анализировать, размышлять, дискутировать, отвечать на поставленные вопросы, делать выводы, обобщать; создать условия для самореализации личности учащихся в учебной деятельности: уметь осуществлять выбор действий и аргументировать свой выбор, осуществлять рефлексию своей деятельности, проводить самооценку знаний.Задачи:
-обучающая: научить находить ключевые слова и образы в стихотворении; определять художественные приёмы и средства выразительности; видеть создание авторского замысла через «работу» средств выразительности;
-развивающая: развивать навык анализа поэтического текста; память, мышление; навыки выразительного чтения; создать условия для развития исследовательских способностей учащихся.
-воспитательная: воспитывать на примере лирики поэта чувство любви ко всему живому на земле, к поэтическому слову.
Оборудование: тексты произведений, портрет Николая Рубцова, мультимедиа, звукописи «В горнице», «Звезда полей», альбомные листья, краски, карандаши, звёздочки из бумаги.Ход урока
1.Создание эмоционального настроения. На фоне музыки звучит слово учителя.
- 1962 год. Жаркий летний день. В редакцию журнала «Знамя» зашёл молодой человек. Лицо его было худое, на нём выделялся большой лоб и глубоко запавшие глаза. Обут он в дешёвые сандалии. С первого взгляда видно, что жизнь помотала его изрядно и что, конечно же, он держит в руках смятый рулончик стихов.
- Здравствуйте! – сказал он со стеснительным достоинством. – Я стихи хочу вам показать.
Поэт Станислав Куняев взял стихи и начал читать:
Я запомнил, как диво,
Тот лесной хуторок,
Задремавший счастливо
Меж звериных дорог…
Словно бы струя свежего воздуха и живой воды ворвалась в душный редакционный кабинет…
С каждой избою и тучей,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.
Я оторвал от рукописи лицо и наши взгляды встретились. Его глубоко запавшие глаза смотрели на меня пытливо и настороженно.
- Как вас зовут?
- Николай Михайлович Рубцов.
Сегодня нам предстоит встреча с этим замечательным человеком.
- Откройте тетради, запишите дату и тему урока
Целеполагание.
- У вас к партам прикреплены стикеры. Возьмите их и запишите, опираясь на сформулированную нами тему, что вы ожидаете от этого урока. Прикрепите, пожалуйста, стикеры к доске.
Учитель знакомит учащихся с предложенными формулировками, дополняют их своими, если появляется необходимость, корректирует.
- к концу урока мы должны:
знать: как через средства выразительности автор передаёт своё отношение к родине;
уметь: определять средства выразительности в стихотворении; находить ключевые слова и образы в стихотворении; выразительно читать стихотворение.
2. Ребята подготовили биографию Н.М. Рубцова, показывают презентацию.
Вопросы к классу:
- Что вы узнали о Рубцове?
- Какой была его жизнь?
3. Подготовка к восприятию стихотворения.
- Родина… произнесите про себя это слово. Какие картины встают перед вашими глазами?
Запишите эти слова в тетрадь.
Ответы учащихся: мама, дом, речка, лес, друзья…
- Это ваша родина. Моя родина – это семья, дети, родители, школа, страна…
4. Прослушаем стихотворение «Звезда полей» в исполнении В. Астраханцева.
5. Обсуждение
Анализ восприятия.
- О чём это стихотворение? (О любви к Родине).
- Какие картины вы увидели, слушая стихотворение? (Яркая звезда, полынья, мгла заледенелая, осенний холм, зимний холм, шумный город, жители города, зимний простор.)- Какие чувства вы переживали, представляя эти картины? (Чувство грусти, радости, безмятежности.)
- А какие чувства испытывает лирический герой, думая о Родине? (Восхищённая нежность и взволнованная радость, тихая грусть и лёгкое волнение, нежная любовь.)
- Эти чувства меняются на протяжении стихотворения? Каким образом? (Ответы учащихся).
- С помощью каких средств выразительности автор даёт нам почувствовать смену настроения? (С помощью эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений.)
3. Анализ средств выразительности.
- Некоторые произведения часто хочется перечитать ещё раз. Это стихотворение такое же. Почему возникает желание всмотреться в него? (Чтобы ещё раз пережить эти состояния, чтобы понять, как, какими средствами поэт рисует картины и вызывает у читателя чувства.- Сейчас мы попробуем найти средства выразительности в этом стихотворении.
1-я пара. Найти эпитеты и метафору в стихотворении. (Во мгле заледенелой, над золотом осенним, над зимним серебром, лучом приветливым, для всех тревожных жителей). Метафора (Сон окутал родину, звезда горит, звезда не угасает, звезда горит тихо).
2-я пара. Назовите инверсию, которую создаёт поэт и антитезу. (В минуты потрясений я вспоминал; как тихо за холмом она горит; но только здесь, во мгле заледенелой, она восходит ярче и полней; и счастлив я, пока на свете белом горит, горит звезда моих полей)
Антитеза (осеннее золото – мгла заледенелая; сон – потрясения.)
- В чём же смысл названия стихотворения? (Звезда – символ Родины, её красоты, неповторимости и значимости для каждого человека.)
- А почему не просто звезда, а звезда полей? (Именно образы родных полей, холмов, зимней полыньи, спящего леса представляют родину Н. Рубцова. Именно эти места становятся центром вселенной для него. Именно здесь он может жить в гармонии с собой, с окружающими.)8. Творческая мастерская.
Пришло время для творчества. Я предлагаю создать творческую мастерскую, в которой будет работать несколько отделов. Вы побудете в роли художников, музыкантов, дизайнеров, литераторов.
1-й отдел «Художники». Используя имена прилагательные, назовите цвета и оттенки, которые создают палитру стихотворения Н. Рубцова «Звезда полей». (Серебристый, голубой, золотой, искристо-белый, дымчато-голубой, алый, багровый.)
2-й отдел «Музыканты». Используя наречия, расскажите, как следует читать стихотворение. (Неспешно, медленно напевно, мелодично, плавно, нежно, грустно, проникновенно, торжественно.)
3-й отдел «Дизайнеры». Используя имена существительные, определите, какие абстрактные понятия символизирует слово «звезда» в стихотворении. (Свет, счастье, красота, любовь, надежда, вера, доброта.)
4-й отдел «Литераторы». Найдите в каждой строфе стихотворения ключевое слово и нарисуйте «звезду полей», нанеся ключевые слова на лучи звезды. (Родина, красота, Земля-город, счастье, а во главе – гармония.)
Презентация ответов.
9. На стихи Н.М. Рубцова написано разными композиторами более 120 песен.
Прослушивание романса «В горнице».
- Какой образ объединяет эти произведения? (образ звезды)
10.Рефлексия.
- Как вы думаете, мы справились с задачами, которые ставили для себя в начале урока?
- Для Н. Рубцова символ родины – звезда, а для вас?
На звёздочке, которая есть у каждого на парте, напишите свой ответ одним словом и прикрепите на доску рядом с большой звездой.
11. Комментированное выставление отметок.
12. Домашнее задание. Выучить наизусть стихотворение Н. Рубцова «Звезда полей»